Однако, анализ мер, предпринятых потерпевшими от квартирных краж в целом по Новосибирску показал, что в большинстве случаев (79,9%) какие-либо виды специальной охраны квартир отсутствовали.
По информации, полученной от сотрудников милиции, не более 5% жителей г. Новосибирска устанавливают в жилище охранную сигнализацию. Из других способов обеспечения безопасности квартир является наиболее распространенными установка вторых металлических дверей, стальных решеток на окнах. Домофоны и видеофоны встречаются очень редко, к услугам охранников и сторожей прибегают не более 1,4% населения [9].
Анализ практики Железнодорожного суда г. Новосибирска показал, что в 49-ти случаях из 100 жильцы использовали в качестве дополнительной защиты запорное устройство на подъезде, в 33-х случаях – домофоны. Наиболее распространенным способом защиты является установка дополнительной двери (52 случая). В 9-ти случаях преступления были совершены в отношении жильцов, имеющих собак для охраны жилища (см: приложение 1, диаграмма 2).
Наиболее часто встречающимся объектом посягательств являются квартиры, в которых проживает один человек. Такие квартиры чаще других остаются без хозяина. Так, из 100 преступлений в 39 преступлениях объектом преступного посягательства являлось жилье одного человека; в 25 случаях в квартире проживала одна семья с несовершеннолетними детьми, в 17 – с совершеннолетними детьми, в 12 случаях проживали гражданские супруги без детей, в 9 случаях отсутствовал постоянный контингент проживающих (см: приложение 1, диаграмма 3).
Современные граждане предпринимают и самые примитивные меры по защите своего жилища от доступа преступников – запирают двери, окна, балконы, лоджии. Так, в 96 случаях из 100 изученных преступлениях хозяева перед уходом закрыли все замки на входной двери, в 96 случаях был закрыт балкон, в 73 случаях – хозяева закрыли окна, форточки (см: приложение 2, диаграмма 4).
Анализ изученных уголовных дел о хищениях показал, что чаще всего в качестве непосредственного объекта хищения выступает личная собственность граждан. В качестве предметов хищений чаще других выступают одежда, обувь, деньги, бытовая, компьютерная техника, посуда, фотоаппаратура и другие предметы. В изученных 100 преступлениях объектами хищений служили следующие предметы: теле-радио-аппаратура - в 96 случаях; драгоценности – 86 случаев, деньги – 77 случаев, одежда – 48 случаев, фотоаппаратура – 42 случая, обувь – 32 случая, посуда – 12 случаев (см: приложение 3, диаграмма 5).
Через характер похищенных предметов "проглядывает" определенная информация о самых потерпевших. Чаще всего это достаточно ценное имущество, которое не относится к предметам первой необходимости и, следовательно, не характеризует потерпевших как лиц малообеспеченных. И в этом смысле выбор преступником объекта посягательства оказался верным.
Конечно, следует иметь в виду и то, что характер похищаемых предметов определяется и видом преступного посягательства. Если это так называемая ситуативная кража (т.е. кража, которой не предшествовала целенаправленная предварительная криминальная деятельность, а таких большинство) выбор похищаемых предметов ведется беспорядочно, изымается все ценное, что попадается под руку. В случаях, когда квартирная кража тщательно подготавливается, преступник ведет последовательный поиск наиболее значимых для него предметов (деньги, ювелирные изделия, иные ценные вещи) [9].
Анализ практики Железнодорожного суда г. Новосибирска показывает, что при краже преступники вскрывают тайники, которые, как правило (в 66 случае из 100) были найдены ими случайно. В 34 случаях поиск тайников в квартире велся умышленно.
2.2 Особенности места, времени, способов совершения краж с проникновением в жилище
Важное место в характеристике краж с проникновением в жилище занимает вопрос о месте, времени и способе совершения краж с проникновением в жилище. При изучении вопроса о месте, времени и способе совершения краж с проникновением в жилище у нас появится возможность установить закономерности преступности, а также определить те ситуации, в которых находят свое воплощение конкретный вид преступления, а именно кража с проникновением в жилище. Таким образом, если мы будем знать где, когда возможно совершить кражу с проникновением в жилище, то появится реальная возможность планировать профилактические мероприятия по предупреждению преступлений.
Непосредственным местом совершения краж с проникновением в жилище чаще всего являются: квартиры, дома, принадлежащие гражданам на праве личной собственности, общежития и др. По изученным 100 уголовным делам в 85 случаях преступники проникали в квартиры в многоквартирных домах; в 12 случаях – в частных домах и лишь в 3-х случаях преступники проникали в комнаты в общежитие. Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее часто встречающимся объектом преступного посягательства являются именно квартиры граждан.
Значительный практический интерес представляет характеристика конкретных виктимологических факторов жилища, которые учитываются квартирными ворами при формировании у них преступных намерений. Исследование квартирных краж по Новосибирску показало, что при определении будущего объекта посягательства берется во внимание характер (вид) микрорайона города, где располагается жилище. При этом, во-первых, предпочтение отдается отдаленным городским районам старой застройки по сравнению с центральной частью города. Во-вторых, криминальные интересы в большей степени простираются на районы новостроек, чем на уже сложившиеся жилые комплексы. В-третьих, при выборе линии преступного поведения учитывается также наличие транспортных коммуникаций, облегчающих перемещение похищенного и экстренный сбыт украденного имущества (близость к рынкам, местам стихийного скопления людей, вокзалам и т.п.). В-четвертых, статистически достоверно интерес для опрашиваемых представляют микрорайоны частного сектора, а также элитное жилье "новых русских" [10] (см: приложение 2 диаграмма 6).
В результате исследования вопроса о признаках жилища, которые принимаются во внимание похитителями при осуществлении подготовительных действий к квартирной краже в рамках квартирных краж по г. Новосибирску в целом были получены следующие сведения. Главными "привлекающими" факторами по вполне понятным причинам оказались обстоятельства, свидетельствующие о возможности получения достаточно ощутимой имущественной выгоды. Причем уровень "наполненности" квартиры предметами предполагаемой кражи определяется по признакам внутреннего интерьера, обстановки жилища, просматриваемым из окна, особенностям образа жизни хозяев, демонстрирующим материальный достаток (например, использование мобильного телефона во время выгула домашних животных и т.п.), наличие добротных, бросающихся в глаза металлических дверей, защитных решеток окон и т.п. Легкая доступность (незащищенность) жилища как таковая привлекает внимание лишь 14,5% опрошенных лиц [10].
Однако, анализ практики Железнодорожного суда г. Новосибирска показал, что выбор преступниками соответствующего места кражи определяется прежде всего доступностью предметов преступного посягательства, а также возможностью быстро и незаметно похитить их. Определенную роль здесь играет беспечность самих потерпевших (приглашение в дом случайных знакомых, оставление вещей без присмотра и т.д.) или лиц, ответственных за сохранность государственного или общественного имущества [21].
Рассмотрим роль потерпевших в совершении в отношении них преступления. В данном случае следует отметить исследования, проведенные В.М. Бессоновым, Г.Н. Дорониным, Е.М. Кунициней по материалам практики г. Новосибирска. Начнем с характеристики виктимогенных ситуаций, которые были приняты в расчет квартирными ворами. Отчетливо просматриваются три их группы.
Первую группу составляют ситуации, когда хозяин жилища открыто демонстрирует свой высокий материальный достаток, бравирует им, ведет разгульный образ жизни, тем самым "разжигая" чувства зависти, ненависти, злобы у тех, кто склонен к совершению преступлений.
Вторую группу образуют ситуации, в которых виктимное поведение потерпевших проявляется в форме потери бдительности, непринятия необходимых мер предосторожности к охране личного имущества (оставление без присмотра открытых дверей, балконов, окон, хранение ключей в легкодоступных местах, проявление излишней доверчивости к незнакомым людям и т.п.). Не придавая должного значения возможным последствиям своего поведения, потерпевший тем самым создает криминогенную ситуацию: подает "сигнал", облегчающий осуществление преступного замысла.
В третью группу включаются ситуации, когда конкретные лица, в силу своей социально-культурной характеристики (пьянство, неразборчивость в знакомствах и проведении досуга), как бы предрасположены быть жертвами квартирных краж.
Проведенное исследование показало, что наиболее распространенным является второй тип криминогенной ситуации [9].
Анализ изученных 100 уголовных дел Железнодорожного суда г. Новосибирска показывает, что преступники в качестве основного критерия выбора квартиры для совершения кражи определяли легкость доступа в жилище (59 случаев). В 13 случаях преступников толкала на преступление явная зажиточность хозяев. В остальных 28 случаях выбор был случайным (см: приложение 3, диаграмма 7).
Если проанализировать источник информации о будущих потерпевших, то можно отметить, что в целом по Новосибирску наблюдаются следующие тенденции: примерно в 40-50% случаев совершения преступлений информацию о своем благосостоянии граждане распространяют следующим образом: знакомство с обстановкой в квартире, образом жизни хозяев, позволяющие причислить их к категории обеспеченных людей (55,2%); частое отсутствие или поздний приход домой хозяев (13,2%); распространение информации о том, что хозяева квартиры занимаются торговлей на вещевых рынках (4,7%); демонстрация наличия престижного личного транспорта, дорогих ювелирных украшений и т.п. (10,2%) [9].