Все многообразие личностных качеств в целях облегчения изучения и анализа ученые делят на определенные группы, совокупность которых принято называть структурой личности [21]. Различные ученые выделяют различные группы указанных качеств, а соответственно и структуры личности различны. Мы остановимся на наиболее простой и общепризнанной классификации личностных свойств, согласно которой все качества личности можно разделить на три группы:
- социально-психологические;
- психофизические;
- социально-демографические.
Анализ социально-демографических признаков квартирных воров в целом по Новосибирску показал следующее. Квартирные воры - это чаще всего люди молодежного возраста, не имеющие собственной семьи, проживающие на время совершения преступления с родителями. Специально анализировался вопрос о составе семьи осужденных, в которой прошло их детство. 60% этих лиц воспитывались в полной семье, 32% - в семье с одним родителем. Для данной категории лиц не является характерным сиротство, воспитание в детском доме, у дальних родственников, среди посторонних людей и т.п. Об относительном благополучии родительского статуса изучаемых лиц говорит тот факт, что большая часть родителей (67,5%) имеет законченное среднее и более высокий уровень образования. Особенно благополучно в этом плане характеризуются матери осужденных. Опрос показал также, что родители изучаемых лиц - в основном работающие люди, чаще всего из категории рабочих, реже - служащих, работников торговли. Отрицательная отягощенность трудовой деятельности в родительской семье опрошенных лиц, как оказалось, не является характерной [8].
К социально-психологическим характеристикам личности относятся:
- убеждения;
- знания, взгляды, интересы, социальные ориентации;
- умения, навыки;
- привычки, стереотипы поведения, установки. Психофизиологические качества личности включают тип темперамента, способности, особенности мышления.
Психофизиологические особенности личности имеют важнейшее значение для решения вопроса о вменяемости. В отдельных случаях они оказываются решающими при определении профессиональной пригодности человека. А это, в свою очередь, весьма важно знать при разрешении уголовных дел о неосторожных преступлениях.
Например, К.К. Платонов, структурируя личность, выделяет подструктуры: направленности, опыта и т.д. [26].
Однако наибольшее криминологическое значение имеет анализ социально-психологических качеств личности. Если мы знаем, что человек хочет, к чему он привык и что он может, то мы знаем практически все самое главное о нем, мы знаем то, что позволяет достаточно объективно ответить на вопрос, что за человек перед нами. И именно убеждения являются той главной характеристикой, которую можно назвать стержнем человеческой личности. Недаром некоторые авторы совокупность убеждений называют направленностью личности. Ведь именно от того, в чем человек убежден, зависит направление его деятельности, круг его желаний и приемлемых способов их удовлетворения. Если человек убежден в недопустимости безнравственных поступков, если у него сформирован тот комплекс убеждений в необходимости уважительного отношения к другим людям, их мнению, в необходимости не позволять себе того, что непозволительно другим, который обычно называют совестливостью, то можно быть уверенным в чистоте помыслов такого человека [21].
Роль убеждений, взглядов, умений, привычек в мотивации преступного поведения можно назвать главенствующей, поскольку именно они нейтрализуют культурные барьеры, которые общество с помощью воспитания, права и различных организационных мер формирует у человека.
Если мы задумаемся, почему большинство людей не совершает преступлений, то можем прийти к выводу, что от преступлений их удерживает либо совесть, либо страх уголовного наказания или общественного осуждения. Именно эти барьеры на пути формирования преступного поведения могут нейтрализовать криминогенные убеждения, привычки или компенсировать отсутствие антикриминогенных умений [17].
На этой основе все криминогенные качества человека можно разделить на четыре группы:
1) криминогенные качества, нейтрализующие сдерживающее воздействие совести;
2) криминогенные качества, нейтрализующие сдерживающее воздействие уголовного наказания;
3) криминогенные качества, нейтрализующие сдерживающее воздействие общественного осуждения;
4) отсутствие умений, необходимых для реализации сдерживающего влияния трех указанных факторов [21].
К числу криминогенных качеств, нейтрализующих сдерживающее воздействие общественного осуждения, можно отнести уверенность, что никто не осудит за совершаемое преступление, и безразличное отношение к такому осуждению.
Для реализации сдерживающего влияния совести, страха уголовного осуждения и общественного порицания необходимы следующие умения:
- умение предвидеть отдаленные последствия своих поступков;
- умение противостоять отрицательному влиянию других лиц;
- умение владеть собой, сдерживать импульсивные порывы. Отсутствие этих умений формирует определенную криминогенность личности.
К социально-демографическим характеристикам личности относятся:
- пол;
- возраст;
- образование;
- социальное положение, род занятий;
- семейное положение;
- материальное положение, место жительства, жилищно-бытовые условия;
- судимость и др.
Изучение социально-демографических характеристик личности имеет особую ценность в связи с тем, что по ним можно судить об иных качествах личности. Например, по образованию можно сделать вывод о наличии у человека тех или иных знаний. По факту, работал ли человек, - каково его отношение к труду. Наличие судимости дает повод предполагать, что у человека есть криминогенные качества.
Всех лиц, совершающих кражи, в зависимости от данных о личности преступника и от способа совершения преступления, условно можно разделить на несколько групп: а) примитивные преступники, совершающие кражи без использования технических средств в силу каких-то конкретно сложившихся ситуаций, заранее не готовясь к ним. Такие кражи совершаются по внезапно возникшему умыслу, когда сама обстановка совершения преступления не требует никаких подготовительных мер, например оставлены вещи без присмотра, не заперта дверь в квартиру и т.д.;
б) квалифицированные преступники — это лица с устойчивой антиобщественной установкой, которые обладают определенными навыками и совершают кражи большого количества предметов и тщательно продуманным способом. Они склонны к использованию одних и тех же приемов, например совершение краж путем подбора ключа. Как правило, эти лица ранее были судимы за кражи или иные преступления; в) профессиональные воры, которые совершают кражи в силу постоянной антиобщественной направленности. Ранее почти все они были судимы за аналогичные преступления. Обладая преступными навыками и опытом, они стараются совершать кражи каким-либо одним хорошо подготовленным способом, например карманные кражи [28].
Сложившаяся ситуация во многом связана со спадом сельскохозяйственного, промышленного и иных видов производства, что породило довольно широкий слой безработных и лиц, не имеющих постоянного источника доходов. Так, в течение 2000 года доля лиц, не имеющих постоянного источника доходов (в том числе безработных), среди общего массива лиц, совершивших преступления, составила 53,9%, а в 2002 году доля таких лиц сократилась на 26,3% и составила 27,6%2 [29]. Среди остающихся без работы и постоянного источника доходов россиян немало высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее образование.
После финансового кризиса августа 1998 года к ним присоединилось значительное число россиян с хорошим знанием реальной рыночной экономики, кредитно-денежной системы. При неблагоприятно складывающихся обстоятельствах все эти слои населения могут стать мощным резервом для увеличения количества преступников, способных изобретать новые изощренные приемы совершения хищений. Кроме того, возросла детская корыстная преступность. По имеющимся данным, в России к 2002 году беспризорных детей стало больше, чем во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов [28].
Важное значение, по моему мнению, в криминологической характеристики личности преступником занимает вопрос об определении удельного веса лиц мужского и женского пола.
Удельный вес преступников совершивших кражи с проникновением в жилище мужского и женского пола, осужденных федеральным судом Железнодорожного района г. Новосибирска (см: приложение 7, диаграмма 20).
Исследование 100 преступлений показал следующие результаты. В основном, квартирные кражи совершаются лицами мужского пола (107 человек). По данным делам было осуждено всего 9 женщин.
Основной возрастной категорией осужденных является возраст с 18 до 30 лет (60 человек). Следующей по количеству осужденных является возрастная категория с 31 по 40 лет; затем – лица до 18 лет (19 человек), 12 человек совершили преступление в возрасте от 41 до 50 лет. Старше 50 лет преступлений из изученных не обнаружено (см: приложение 7, диаграмма 21).
Квартирные кражи являются преступлениями корыстного характера, поэтому они, как правило, совершаются лицами, испытывающими материальные затруднения. Так, анализ 100 преступлений показал, что на момент совершения преступления 72 лица не имели постоянного источника дохода, 27 преступников работали, 17 – учились (см: приложение 7, диаграмма 22).
Большинство преступников-воров не имеют своих семей, проживают в одиночестве или совместно со случайными знакомыми. Нередко они не имеют постоянного места жительства и работы. Так, из 116 осужденных 39 не имели собственных семей, в сожительстве находилось 28 человек. Состояли в браке и не имели детей 14 человек, состояли в браке и имели детей – 23 человека. Имели детей без брачных отношений 12 человек (см: приложение 8, диаграмма 23).