Смекни!
smekni.com

Нотариальные действия по охране наследственных прав (стр. 2 из 8)

Для возникновения наследственного правоотношения не достаточно только того, чтобы наследственную массу составляли такие права (имущественный «актив») и обязанности (имущественный «пассив») наследодателя, которые в соответствии с действующим законом могут перейти по наследству. На практике может сложиться ситуация, когда имущество умершего состоит исключительно из одних долгов (пассива) или когда оплатить все имеющиеся долги из состава наследственного имущества не представляется возможным. Указанный случай интересовал еще дореволюционных ученых. Так, Никольский В. писал, что «наследство во всяком случае может иметь место, лишь бы нашелся преемник, и наследство все-таки остается наследством, хотя бы в нем не только не осталось ни одного клочка активного имущества, но если бы даже на умершем остались только одни долги»140. Такой подход основывался на действовавших в то время нормах Свода законов гражданских, в соответствии с которыми (по общему правилу) наследник, принявший наследство, должен был отвечать в случае недостатка наследственного имущества своим собственным.

В настоящее, время каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. Как отмечалось в литературе, «предел ответственности наследника - это та денежная сумма, в которую наследство оценивается на момент открытия». Следовательно, в том случае, если имущество умершего состоит только из одних долгов, правоотношения наследования не возникает и наследственного преемства не наступает. Наследственного преемства не наступает и в той части пассива наследственного имущества, которая превышает действительную стоимость его актива. Однако в том случае, когда в составе наследственной массы имеется актив (имущественные права наследодателя) и даже если существующий пассив (долги наследодателя) «обременяет» этот актив в пределах всей его стоимости, возникает наследственное правоотношение.

Субъект наследственного правоотношения.

Для определения субъекта наследственного правоотношения необходимо учитывать, что рассматриваемое правовое отношение проходит в своем развитии два этапа. Первый этап наступает со времени открытия наследства, когда у наследника, призванного к наследованию, возникает право на принятие наследства (отказ от него). Данный этап наследственного правоотношения для наследника, призванного к наследованию, завершается в тот момент, когда право на принятие наследства так или иначе реализуется, то есть когда наследник либо принимает наследство либо не принимает его, то есть тем или иным способом отказывается от него. В том случае, если наследник принял наследство, возникает второй этап в развитии наследственного правоотношения, когда у наследника появляется право на наследство. Второй этап правоотношения продолжается до истечения срока на принятие наследства.

Наследник является управомоченным субъектом наследственного правоотношения на всех этапах его развития. Вопрос о том, кто является обязанным субъектом наследственного правового отношения, неоднозначен и решается в правовой литературе по-разному. Так, можно встретить мнение о том, что субъектом наследственного правоотношения выступает, наряду с наследником, наследодатель. С таким подходом вряд ли можно согласиться: умерший гражданин не обладает правоспособностью, следовательно, не может быть носителем ни прав, ни обязанностей. Своим завещанием наследодатель может только создать дополнительный юридический факт, который в сочетании с другими фактами образует на основе норм закона наследственное правоотношение. Иногда к участникам наследственных правоотношений относят нотариуса, иных лиц, совершающих соответствующие нотариальные действия, отказ получателя, исполнителя завещания (душеприказчика), свидетелей. Представляется, что обязанными субъектами наследственного правоотношения на всех этапах его развития следует считать «всех иных лиц», «противостоящих» наследнику, в состав которых входят и нотариус, и свидетели, и другие вышеперечисленные лица. Последние являются участниками наследственных правоотношений только в составе всех иных лиц. Круг этих лиц является неопределенным. «Все иные лица» выполняют пассивную роль воздержания от совершения действий, могущих воспрепятствовать осуществлению наследником принадлежащего ему права на принятие наследства (на первом этапе развития наследственного правоотношения) и права на наследство (на втором его этапе).

Нельзя рассматривать в качестве самостоятельных субъектов наследственного правоотношения (на всех стадиях его развития) душеприказчиков. Так, из завещания после открытия наследства может возникнуть особое обязательственное отношение, участниками которого выступают исполнитель завещания (душеприказчик) и наследник (наследники) [5, стр. 94]. Такое правоотношение не является собственно наследственным, его материальным объектом выступает, как правило, не вся наследственная масса, а лишь отдельная ее часть. Переход наследства к наследникам в порядке универсального правопреемства (как единого целого, в один и тот же момент) осуществляется в рамках наследственного правоотношения, в то время как обязательственное правоотношение, субъектом которого является душеприказчик, лишь содействует фактической реализации уже произошедшего перехода имущества к правопреемникам. В отдельных случаях исполнитель завещания, наделенный завещателем правом требования по отношению к наследнику, производит передачу перешедшего по наследству имущества другим лицам (отказополучателям). Таким образом, в рамках обязательственного правового отношения душеприказчик осуществляет действия по «опосредованному» переходу наследства к определенным лицам в соответствии с волей завещателя. Данное обязательство является сопровождающим наследственное правоотношение, но не входит в его состав.

К самостоятельным участникам правоотношения наследования нельзя отнести и отказополучателей. Наследственное правоотношение направлено на переход прав и обязанностей, принадлежавших наследодателю, к его универсальным правопреемникам (наследникам). Обязанность же наследника по выполнению завещательного отказа (возложения) появляется у него впервые (у наследодателя этой обязанности не было). Отказополучатель является сингулярным правопреемником наследника (а не наследодателя), передавшего ему свое имущество на основании обязательства, возникшего из завещания.

Вопрос о. невозможности отнесения нотариальных органов, иных лиц, совершающих нотариальные действия, и свидетелей к самостоятельным участникам наследственного правового отношения тесно связан с юридическим содержанием правоотношения, поэтому он будет рассмотрен при его исследовании.

1.2 Основания возникновения наследственного правоотношения

Своеобразие оснований возникновения наследственных прав заключается в том, что они всегда выступают не как единичный юридический факт, а как сложный фактический состав. Входящие в него отдельные юридические факты в зависимости от наличия в них проявления воли распадаются на юридические события и юридические действия 7. Всю совокупность юридических фактов, последовательное накопление которых ведет к возникновению наследственного правоотношения, можно условно разделить на две основные группы [8, стр. 123].

1. К первой группе относятся юридические факты, названные в литературе «предпосылками возникновения права иаследования». Они должны иметь место ко времени открытия наследства. От этих фактов зависит, прежде всего, состав правопреемников наследодателя. В свою очередь, в числе первой группы юридических фактов можно отметить факты наследования по завещанию и факты наследования по закону.

Юридическим фактом наследования по завещанию является наличие завещания, совершенного наследодателем в установленном законом порядке. Это юридический факт - действие, совершенное по воле завещателя.

Среди юридических фактов наследования по закону выделяются, в частности, факт состояния лица в определенной степени родства с наследодателем; факт нахождения супруга (супруги) в зарегистрированном браке с наследодателем; факт нахождения гражданина, относящегося к наследникам по закону и указанного в ст.ст. 1143-1145 ГК РФ, на иждивении наследодателя не менее года до его смерти; факт нахождения гражданина, не входящего в круг наследников, указанных в ст.ст. 1142-1145 ГК РФ, на иждивении наследодателя не менее года до смерти наследодателя и факт его совместного проживания с наследодателем факт наступления состояния нетрудоспособности гражданина ко дню открытия наследства; иные факты.

Представляется, что приведенные юридические факты могут быть отнесены к числу выделяемых в науке юридических состоянии. Юридическим состояниям следует отвести самостоятельное место в классификации юридических фактов, которая может быть проведена в зависимости от длительности (завершенности) их проявления или выражения: от однократно совершенного действия или произошедшего события юридические состояния отличаются тем, что имеют длящийся характер. В то же время они могут иметь как волевой (состояние в браке), так и не волевой (состояние в определенной степени родства, состояние нетрудоспособности) характер и относиться к действиям или событиям по волевому критерию. Следует отметить, что О.А. Красавчиков рассматривал состояния (в частности состояние в зарегистрированном браке) в качестве правоотношений, характерной чертой которых (в отличие от большинства гражданско-правовых обязательств) является относительная стабильность. Между тем, по нашему мнению, не все юридические состояния могут быть отнесены к правоотношениям. Например, наследодатель и его дальний родственник могли не состоять ни в каких правовых отношениях, но в то же время при определенных условиях состояние их родства может явиться одним из необходимых юридических фактов, ведущих к возникновению наследственного правоотношения.