По своему содержанию следственные ситуации могут быть самыми разнообразными, что обусловливает и различные варианты тактических решений следователя при определении основных направлений расследования, выборе комплекса и очередности производства первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, форм взаимодействия с другими службами органов внутренних дел, общественностью и т.д. Знание типичных следственных ситуаций позволяет следователю и оперативному работнику определять конкретные тактические задачи на данный момент расследования по делу и принимать соответствующие тактически верные решения[12].
Для первоначального этапа расследования краж наиболее характерны три типичных следственных ситуации:
1. Лицо, подозреваемого в совершении преступления, задержано;
2. Лицо, подозреваемое в совершении преступления, не задержано, но о его личности имеется определенная информация;
3. Сведения о лице, совершившем преступление, в распоряжении правоохранительных органов нет или почти нет.
Каждой из этих следственных ситуаций свойственна специфическая программа действий следователя или лица, производящего дознание.
В названных различных по содержанию следственных ситуациях важно решить две основные задачи: какие первоначальные следственные действия являются неотложными и в какой очередности необходимо выполнять. В неверном решении этих, можно сказать, предопределяющих дальнейший ход расследования вопросов кроется одна из основных причин плохой раскрываемости краж. На этапе первоначальных следственных действий большинство доказательств как выявляется, так и безвозмездно утрачивается. Поэтому каждой из названных типичных следственных ситуаций свойствен строго определенный алгоритм (комплекс и очередность) выполнения первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Первая следственная ситуация, когда сообщение о краже поступает в органы милиции в момент совершения преступления либо в связи с задержанием подозреваемого с поличным, наиболее благоприятна для начального этапа расследования, так как характеризуется достаточно полной информацией как о факте кражи, так и лицах, причастных к ее совершению.
При данной следственной ситуации задача в самых общих чертах заключается в собирании доказательств причастности лица к совершенному преступлению (установление конкретных обстоятельств события, обнаружение места нахождения похищенного и т.д.) Наиболее целесообразна в таких случаях следующая программа действий следователя: задержание; личный обыск, при необходимости освидетельствование подозреваемого; осмотр места происшествия; допросы потерпевших (либо материально-ответственных лиц) и свидетелей; допрос подозреваемого; обыск по мету жительства подозреваемого.
Основными направлениями расследования при второй следственной ситуации является исследование материальной обстановки совершенного преступления, собирание и закрепление доказательств о заподозренных лицах, похищенном имуществе или ценностях, иных обстоятельства преступления. В данной ситуации целесообразна такая последовательность первоначальных следственных действий: допрос потерпевших или материально-ответственных лиц; осмотр места происшествия; допросы свидетелей; назначение судебных экспертиз. Проводятся также соответствующие оперативно-розыскные мероприятия.
Действиями следователя при третьей следственной ситуации свойственна преимущественно исследовательско-поисковая направленность. При этом главной задачей становится получение данных о совершенном преступлении с помощью непроцессуальных средств. Для этой ситуации, помимо следственных действий, перечисленных выше, характерны оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление лица (лиц), совершившего преступление, розыск похищенного; осуществляется проверка по способу совершения преступления, по обнаруженным на месте происшествия следам, приметам похищенного имущества с использованием криминалистических учетов и другие мероприятия.
В зависимости от складывающихся в процессе расследования ситуаций приведенные выше типовые программы первоначальных следственных действий претерпевают частичные изменения, зависящие от задач, стоящих перед следователем, а также информации, получаемой в каждом конкретном случае.
2.2 Особенности тактики первоначальных следственных действий
Первоначальный этап расследования характеризуется напряженным ритмом работы следователя, зачастую без письменного плана, поскольку его в этот момент просто некогда составлять. Границей между первоначальным и последующим этапом можно назвать либо момент задержания подозреваемого, либо момент вынесения постановления о приостановлении расследования по уголовному делу в порядке ст. 208 п. 1 УПК РФ.
Основная задача первоначального этапа расследования хищений чужого имущества – это получение максимально возможного объема информации о совершенном преступлении. Источником этой информации выступает жертва преступления. При этом на тактические приемы производства следственного действия с его участием накладывают отпечаток не только данные о его личности, но и цели участия потерпевшего в том или ином мероприятии[13].
В ходе осмотра места происшествия по делам о кражах нужно стремиться выяснить следующие обстоятельства: что собой представляет объект, из которого совершена кража, каковы окружающая обстановка и подходы к нему; с какой стороны преступник проник к месту кражи и в каком направлении скрылся (исследуются пути подхода и отхода преступника); каким образом преступник проник к месту нахождения материальных ценностей каким способом, какими техническими средствами он при этом воспользовался); какие действия и в какой последовательности производились преступником, сколько лиц участвовало в совершении кражи; какие следы преступных действий остались на месте кражи и какие следы с места происшествия могли остаться на преступнике (его теле, одежде, инструментах, похищенных объектах); имеются ли в следах и на других материальных объектах характерные признаки, по которым можно определить возраст, профессиональные навыки, внешность преступника, уровень владения им воровскими приемами; имеются ли признаки, указывающие на инсценировку кражи и т.д.
Чтобы выяснить эти обстоятельства, нередко приходится осматривать не только то помещение, из которого совершена кража, но и смежные с ним комнаты, через которые проник или ушел преступник. Целесообразно осматривать и примыкающие к месту происшествия участки местности (например, территорию магазина, склада, учреждения), поскольку преступники могут обронить там какие-либо предметы, оставить или спрятать похищенное. Важно также изучать места, с которых преступники вели наблюдение за местом предполагаемой кражи – «воровскую разведку». В таких местах могут быть обнаружены выставленные или выбитые оконные стекла, мешавшие наблюдению, со следами рук или отпечатков лба; нередко там удается обнаружить следы обуви, окурки и т.д.
В зависимости об остановки места происшествия следователь выбирает наиболее рациональный способ осмотра. Если проникновение в помещение осуществлено посредством взлома и непосредственно к нему прилегающих участков помещения, постепенно перемещаясь к центру места происшествия, т.е. применять концентрический способ осмотра. В том случае, когда криминалистический центр места происшествия находится в глубине помещения (например, взломанный сейф или платяной шкаф, из которого похищена одежда), осмотр целесообразно проводить концентрически или комбинированным способом – вначале осмотреть шкаф или сейф, затем входную дверь (если на ней отсутствуют следы взлома, не исключено проникновение в помещение с помощью подобранного или поддельного ключа, либо отмычки) и продолжить осмотр, двигаясь по периметру стен и постепенно вновь приближаясь к центру.
Искать следы целесообразно в местах проникновения на объект (например, выдавленная с помощью домкрата дверь, выбитое окно), а также на поверхностях вскрытых или поврежденных мест хранения похищенного. На дверях, окнах и прилегающих к ним поверхностям могут быть обнаружены следы рук, обуви, волокна одежды, следы орудий взлома, на полу – окурки, капли крови (если преступник получил повреждения), частицы почвы, иногда пятна слюны других выделений человеческого организма. С предметов, к которым преступник предположительно прикасался, помимо традиционных следов, могут быть изъяты запаховые следы.
При обнаружении на месте происшествия орудий взлома их тщательный осмотр нередко дает возможность обнаружить следы рук преступника, а иногда инициалы или фамилию владельца, ориентировочно установить его профессию, увлечения (так, кусачки, применявшиеся для отключения сигнализации, если они имеют защищенные пластмассой или резиной ручки, могут принадлежать электрику, мастеру по ремонту телевизоров и т.д.).
При осмотре мест происшествий в магазинах, складах, предприятиях общественного питания необходимо обращать внимание на признаки, характерные для инсценировки кражи. К ним можно отнести: наличие следов, свидетельствующих о том, что взлом замков осуществлен в другом месте и при незапертом положении механизма; что взлом преграды произведен изнутри помещения и воры знакомы с особенностями помещения и местами хранения ценностей; излишние, логически трудно объяснимые многочисленные повреждения преграды и находящихся в помещении вещей; неадекватный обстоятельствам кражи беспорядок внутри помещения; отсутствие только особо ценных предметов, хранившихся в укромных местах; несоответствие размеров похищенных предметов размеру пролома и т.д.
Качественное исследование обстановки совершения кражи позволяет получить максимум личностной информации, обеспечивающей раскрытие преступления. Так, бессмысленное разрушение, специфика похищенных предметов могут указывать на возраст преступников; место проникновения и его размеры — на телосложение; способ вскрытия преграды — на применяемые орудия совершения преступления, профессиональные навыки; расположение разрушенной преграды — на физическую силу, рост; результат противоправного деяния — на психологические свойства личности преступника.