Смекни!
smekni.com

Особенности регулирования труда несовершеннолетних (стр. 6 из 8)

При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

труд несовершеннолетний ограничение льгота

Глава 2. Опыт зарубежных стран в регулировании трудовых отношений с несовершеннолетними лицами

В свете рассматриваемого вопроса интересным будет опыт зарубежных стран, в частности, стран-участниц СНГ и стран Прибалтики в решении вопросов, связанных с практической реализацией запретов на использование труда лиц, не достигших возраста 18 лет, при выполнении отдельных видов работ.

Так, согласно статье 125 Закона о трудовом договоре Эстонии, трудовой договор, который в качестве работника был заключен:

·несовершеннолетним моложе 13 лет;

·несовершеннолетним в возрасте 13-18 лет без согласия одного из родителей, опекуна, попечителя или инспектора по труду;

·несовершеннолетним в возрасте 15-18 лет, если его поступление на работу может угрожать здоровью и нравственности несовершеннолетнего или препятствовать получению им образования;

·может быть признан недействительным органом по рассмотрению трудовых споров. В Законе о трудовом договоре содержатся и правовые последствия признания трудовых договоров недействительными применительно к каждому основанию[24]. Например, в случае признания трудового договора недействительным в связи с тем, что работник в момент заключения договора был несовершеннолетним (в возрасте до 13 лет либо в возрасте 13-18 лет) и заключил трудовой договор без надлежащего согласия, работник имеет все права, вытекающие из трудового договора.

Признанный недействительным договор не влечет для несовершеннолетнего работника возникновения обязанностей (статья 132 Закона о трудовом договоре). В случае признания трудового договора недействительным в связи с тем, что поступление на работу может угрожать здоровью, нравственности несовершеннолетнего в возрасте 15-18 лет или препятствовать получению им образования, несовершеннолетний возвращает работодателю все полученное им по трудовому договору (статья 134 Закона о трудовом договоре). Данное правовое последствие, предусматривающее по своему характеру не что иное, как одностороннюю реституцию, очевидно направлено на повышение правовой культуры самого несовершеннолетнего работника, который в силу достаточно зрелого возраста должен сознательно воздерживаться от поступления на запрещенную ему законом работу.

Согласно пунктам 4-5 статьи 22 Трудового кодекса Республики Беларусь трудовой договор в случаях его заключения:

·с лицом моложе 14 лет;

·с лицом, достигшим 14 лет, без письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя)

признается недействительным. Кодекс не предусматривает юридических последствий недействительности таких договоров для работников.

На основании статьи 39 Трудового кодекса Республики Казахстан трудовой договор в случаях его заключения с лицом, не достигшим 16 лет, без письменного согласия одного из родителей, попечителя, усыновителя признается недействительным в судебном порядке. При этом признание трудового договора недействительным по вине работодателя не влечет за собой утраты бывшим работником права на оплату труда, компенсационную выплату за неиспользованные дни оплачиваемого ежегодного трудового отпуска, иные выплаты и льготы.

Трудовой кодекс Республики Армения, ничего не говоря о правовых последствиях неправомерного заключения трудового договора, в качестве специального основания предусматривает возможность увольнения работника, чей возраст составляет от 14 до 16 лет, при условии, если один из родителей ребенка, усыновитель или попечитель, врач, осуществляющий наблюдение за его здоровьем, или государственный инспектор труда требуют расторжения трудового договора (пункт 4 статьи 123 Трудового кодекса Республики Армения)[25].

Среди стран дальнего зарубежья стоит отметить Федеративную республику Германия, как особо сильно повлиявшую на развитие российского законодательства.

Основные положения охраны труда в Германии содержатся в законе «Об охране труда». Охране труда детей и молодежи уделяется больше внимания, чем охране труда взрослых. Конституция Германии запрещает использовать в качестве работников детей моложе 13 лет. Основной закон относит лиц от 13 до 15 лет к категории «детей», к подросткам – молодых людей от 15 до 18 лет. Для подростков, которые еще обязаны посещать школу в течение полного учебного дня, действуют те же положения, что и для детей в начальной и неполной средней школе.

Положения закона «Об охране труда молодежи» от 12 апреля 1976 г. направлены на защиту молодых людей от завышенных требований и опасностей на рабочем месте, обязывают работодателя заботиться о медицинском наблюдении за их здоровьем в процессе работы и обеспечить им достаточно свободного времени для отдыха и развития личности[26].

В соответствии с законом регулярная, постоянная и каждодневная работа в течение полной рабочей смены детей и подростков, обязанных посещать школу в течение полного учебного дня, запрещена. Однако, есть исключения. Согласно §2 детям в возрасте от 13 до 15 лет и подросткам, обязанным посещать школу в течение полного учебного дня, разрешается периодически выполнять следующие виды работ:

·разносить газеты, журналы, информационные материалы и рекламные листовки;

·трудиться на сельскохозяйственных работах и в частном секторе по дому и саду;

·исполнять поручения, ухаживать за детьми и домашними животными;

·оказывать помощь при закупке продуктов и других товаров (кроме алкогольных напитков и табачных изделий);

·участвовать в работе, связанной с проведением спортивных занятий и мероприятий, проведением мероприятий церквей, религиозных объединений, а также обществ, союзов и партий.

При этом непригодной для детей в возрасте от 13 до 15 лет и подростков, обязанных посещать школу в течение полного учебного дня, считается работа, которая:

·связана с необходимостью выполнять действия с грузом, масса которого превышает 7,5 кг, или нерегулярные операции с грузом, масса которого превышает 10 кг, а также выполнять действия, при которых приходится удерживать, подпирать или передвигать груз с помощью физической силы;

·связана с неудобным для тела человека положением при приложении физической нагрузки к нему;

·опасна для жизни и здоровья (прежде всего, имеется в виду работа на машинах и механизмах).

Продолжительность рабочей недели для несовершеннолетней молодежи ограничивается 40 часами, а рабочий день не может продолжаться более 8 часов. При этом допускается исключение: пятница может быть «коротким» днем за счет одновременного увеличения продолжительности работы с понедельника по четверг до 8,5 часов.

Несовершеннолетние работающие молодые люди имеют право на годовой трудовой отпуск, продолжительность которого зависит от возраста работника. Так, 15-летние работники имеют право на отпуск продолжительностью 30 рабочих дней, 16-летние - 27, 17-летние – 25.

Уволить несовершеннолетнего сотрудника в Германии нелегко. По закону увольнение должно быть социально обосновано и иметь причины (либо личные качества и поведение работника, либо острая производственная необходимость). Если в организации имеется Совет предприятия, при увольнении выслушивается мнение его членов. Если работник желает опротестовать увольнение, в течение трех недель после увольнения ему необходимо подать иск в суд[27].

Изучение опыта зарубежных стран требуется для лучшего понимания законодательства собственной страны, для сравнительно-правового анализа и поиска путей улучшения существующей системы.

Глава 3. Анализ судебной практики по трудовым спорам с участием лиц, не достигших возраста 18 лет

Важным пунктом при изучении любого вопроса в любой отрасли права является анализ судебной практики. К сожалению, приходится отметить, что судьям нечасто приходится сталкиваться с трудовыми спорами, где одной из сторон является несовершеннолетнее лицо.

Одним из примеров может являться решение Арбитражного суда Республики Карелия от 2 августа 2004 г. по делу N А26-4718/04-22. Дело рассматривалось судьей Таратуниным Р.Б. по заявлению общества с ограниченной ответственностью Архитектурно-строительные мастерские «М» к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия об оспаривании ненормативного правового акта государственного органа. Общество с ограниченной ответственностью Архитектурно-строительные мастерские "М." (далее - заявитель, Общество, ООО) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения N 1 "к/п" от 17.12.03 "Об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов на цели обязательного социального страхования", вынесенного управляющим государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в Республике Карелия (далее - ответчик, Фонд, Учреждение) и обязании ответчика возместить пособие по беременности и родам в сумме 17420,65 рублей.

Из представленных документов усматривается, что 30 мая 2003 года между Обществом и гражданкой Ш., 16-ти лет, был заключен трудовой договор N 26, по условиям которого Ш. принята на работу в качестве подсобного рабочего. Согласно отчету и расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за 2003 год заявитель произвел уплату Ш. пособия по беременности и родам. Спустя два месяца после приема на работу Ш. вышла в декретный отпуск. Фонд оплатил расходы на обязательное социальное страхование только исходя из расчета 450 рублей в месяц (размер установленного оклада). Представитель Общества, являющаяся также матерью Ш., считает, что Обществом не было допущено нарушений законодательства, все документы оформлены надлежащим образом, в связи с чем у Фонда отсутствовали основания для отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов на цели обязательного социального страхования в сумме 17506 рублей. В отзыве на заявление ответчик с предъявленным требованием не согласен, считает свои действия правомерными. Указывает, что в силу установленных обстоятельств и нарушений закона, а именно - статьи 266 ТК РФ, заключенный с Ш. трудовой договор является фиктивным. По этой причине действия страхователя следует расценивать как злоупотребление правом, что, соответственно, влечет отказ в реализации права. В судебном заседании представители Фонда поддержали позицию, изложенную в отзыве на заявление. В дополнение пояснили, что фиктивность трудового договора обуславливается следующим - на Ш. составлен отдельный табель учета рабочего времени; каждодневная 7-часовая работа осуществлялась беременной женщиной с одновременной сдачей выпускных экзаменов в школе; подпись на должностной инструкции поставлена после 02 сентября 2003 года; заработная плата подсобного рабочего Ш. выше, чем у руководителя фирмы; отсутствуют надлежащие доказательства о прохождении обязательного предварительного медицинского осмотра; не установлен факт оплаты работодателем данного осмотра; а также не имеется на отдельном листе заключения о возможности несовершеннолетнему работнику осуществлять функции подсобного рабочего. По этим причинам, полагают, что страхователь не вправе претендовать на возмещение средств социального страхования. Суд посчитал обоснованными доводы Фонда о фиктивности трудового договора и отказал полностью в удовлетворении требования о признании недействительным проверенного на соответствие Трудовому кодексу Российской Федерации и Положению "О порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию" решения N 1 "к/п" от 17 декабря 2003 года "Об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов на цели обязательного социального страхования", вынесенного управляющим государственным учреждением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия.