Сведения о личности допрашиваемого можно получить процессуальным или оперативным путем, например, изучив документы личного дела по месту работы, характеристики, архивные уголовные дела, допросив (опросив) родственников, сослуживцев. Полученные сведения позволят предположить, какие трудности возникнут при допросе конкретного лица, предусмотреть средства их преодоления. Нередко данные о прошлом подозреваемого (например, о его судимости) могут послужить ключом к раскрытию расследуемого хищения.
Составление вопросника облегчает технику допроса, избавляя субъекта расследования от ненужных поисков документов и лишней траты времени. С этой целью против каждого вопроса должно быть указано, какие документы имеют к нему отношение, номера листов дела, где они значатся. Все это обеспечивает высокую интенсивность и целенаправленность допроса.
Подозреваемый должен быть допрошен сразу же после задержания. Это необходимо для того, чтобы не дать ему сориентироваться в обстановке, заранее подготовиться к допросу, изменить или уничтожить следы преступления, в том числе, если его не подвергают аресту.
Немаловажно правильно установить очередность допроса подозреваемых, если по делу проходит несколько человек. При расследовании организованных хищений желательно первыми допрашивать тех подозреваемых, которые, скорее всего, дадут правдивые показания. Обстоятельства, в силу которых следует ожидать от подозреваемого правдивого поведения, могут быть самые различные. Это и свойства его характера, наличие веских улик, наименьшая степень участия в преступлении, неприязненные отношения между подозреваемыми.
Начинать допрос нужно с общих вопросов, к числу которых относится установление порядка движения и расхода материальных ценностей в организации или на предприятии, условий их хранения, выявление круга лиц, имеющих доступ к материальным ценностям, и т.п. При этом следует получить подробные объяснения по фактам недостач и излишков продукции, поскольку и то, и другое зачастую связано с созданием резервов для хищения сырья или готовой продукции.
Как правило, на первом допросе бывает трудно выяснить наиболее существенные моменты преступной деятельности расхитителей: кем и каким способом совершено хищение, кто участник хищения, какова роль каждого из них, где находятся похищенные ценности, фиктивные документы. Это выясняется последовательной серией допросов, результативность которых обеспечивается другими следственными действиями и оперативно-розыскными мероприятиями.
Установление в ходе допроса местонахождения похищенных ТМЦ и фиктивных документов – особо важная задача, без решения которой невозможно доказать виновность подозреваемых в хищении. При этом детализация показаний на эту тему возможна в том случае, когда расхититель полностью сознался в совершенном преступлении или когда выяснены основные обстоятельства механизма преступной деятельности, от которых допрашиваемому очень трудно отказаться.
При подготовке к допросу, а также в процессе его проведения преступник пользуется различными рода уловками, чтобы направить следствие по ложному пути, затянуть его. Как свидетельствует практика расследования присвоения или растраты, чаще всего подозреваемые при допросах используют следующие уловки:
- пытаются выяснить у следователя, знает ли он специфику производства, состояние учета на предприятии, в учреждении, организации, где совершено хищение, чтобы постараться ввести его в заблуждение;
- задают следователю вопросы разведывательного характера, например, кто еще задержан? Что обнаружено при обыске? Найдены ли похищенные ценности?;
– дают показания лишь в объеме задаваемых вопросов, рассчитывая утаить неизвестные следствию факты, и т.д.
Субъект расследования должен строить тактику допроса таким образом, чтобы допрашиваемый убедился в знании следователем или оперативным работником обстоятельств его преступной деятельности, понял, что в его интересах давать правдивые показания. В то же время для достижения этой цели недопустимы провокации, угрозы или обман. Необходимо помнить, что инициатива в любом случае должна исходить от следователя, а не от допрашиваемого. Следователь формулирует и ставит вопросы, а допрашиваемый дает на них ответы.
Попытки нарушить указанный порядок допроса нужно пресекать самым решительным образом. Задавать вопросы следователю допрашиваемый, безусловно, может, но этот процесс обмена информацией не должен выходить из под контроля допрашивающего лица. К сожалению, практика расследования знает примеры отрицательного свойства, когда информационный вакуум в процессе допроса заполняет допрашивающий и при этом допускает ненужную утечку служебной информации.
В ходе допроса расхитителей и их связей рекомендуется использовать следующие подходы в общении и тактические уловки:
1. Допрашиваемому предлагается записать свои показания собственноручно. Этот прием особенно эффективен в том случае, когда подозреваемый намерен дать правдивые показания, но лишь в объеме задаваемых ему вопросов. В процессе собственноручной записи показаний допрашиваемый иногда упоминает такие детали преступления, которые еще неизвестны следствиютем самым расширяет объем его познаний о подлежащих доказыванию обстоятельствах. Собственноручная запись применяется наряду со свободным рассказом или вместо него. В дальнейшем протокол с собственноручными показаниями может быть использован при проведении почерковедческой экспертизы.
2.Подозреваемому разъясняется целесообразность добровольного возмещения причиненного им материального ущерба, выдачи похищенных ценностей и денежных средств. Практике расследования прошлых лет известны даже случаи переквалификации хищения на халатность при условии полного возмещения причиненного материального ущерба.
3.Допрос начинается с выяснения второстепенных деталей хищения. В результате допрашиваемый убеждается в том, что основные обстоятельства хищения могут быть неизвестны следователю. Стремление убедиться в этом приводит к уточнению деталей, раскрытию перед следователем обстоятельств, которые ранее утаивались.
4.Допрашиваемому предлагается детализировать свои показания по времени изъятия, месту промежуточного складирования, количеству использованных для вывоза транспортных средств. Этот прием применяется для установления и использования в дальнейшем противоречий, как в его показаниях, так и в показаниях других соучастников хищения. Особенно эффективен этот прием, если между ними имеет место предварительный сговор о характере показаний.
5.Настороженность подозреваемого может усыпляться путем выяснения второстепенных, несущественных деталей, а затем ставятся вопросы о наиболее важных обстоятельствах хищения. При этом предлагаются конкретизирующие, контрольные, напоминающие, уточняющие (но не наводящие) вопросы, обеспечивающие как закрепление сообщенных допрашиваемым данных, так и получение новых сведений о преступлении.
6. В ходе допроса могут использоваться личностные противоречия между соучастниками хищений, симпатии и антипатии допрашиваемого. С учетом положительных сторон личности допрашиваемого он побуждается к раскаянию в содеянном, к даче правдивых показаний. Этот прием наиболее эффективен при допросе второстепенных соучастников хищений. При этом допрашиваемому разъясняются положения ст. 61 УК РФ в соответствии с которой явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличение других соучастников и помощь в розыске похищенного рассматриваются как обстоятельства, смягчающие наказание.
Эффективность допроса подозреваемого в хищении во многом зависит от умения следователя правильно использовать собранные по делу доказательства. По делам о хищениях к наиболее ценным доказательствам относятся в первую очередь документы, доказательственных целях также используются вещественные доказательства и показания ранее допрошенных лиц.
Имеет свои особенности и допрос свидетелей, в качестве которых выступают лица, связанные с расхитителями совместной работой, выполнением хозяйственных операций, местом жительства, располагающие сведениями относительно отдельных обстоятельств данных преступлений. Всех таких свидетелей условно можно разделить на следующие категории:
– лица, выполняющие в организации или на предприятии организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции;
– сослуживцы материально ответственного лица, имеющие отношение к операциям, производимым с похищенными материальными ценностями, и к их документальному оформлению;
– лица, которые перевозили похищенное, которые не в полном объеме знали о хищении, а делали «левые» рейсы и получали за вознаграждение;
- лица, продававшие похищенное или производившие из него неучтенную продукцию;
- лица, сменившие обвиняемых на занимаемых ими в момент хищения постах;
- лица, работающие в вышестоящих и контролирующих организациях (ревизоры, аудиторы, специалисты территориальных ИМНС, сотрудники таможни, территориальных администраций);
- соседи обвиняемого по месту жительства (квартире, дому, даче).
Руководители и бухгалтерские работники предприятия (организации, учреждения), на котором было совершено хищение, могут дать сведения о нарушениях производственного процесса и неправильном ведении бухгалтерского учета, о причинах отклонений, о мерах, которые предпринимались для их устранения. К допросу данных лиц нужно тщательно готовиться, поскольку они нередко являются соучастниками расхитителей и будут стремиться направить следствие по ложному пути.
Сослуживцы подозреваемого часто бывают осведомлены о его преступной деятельности, связях, деловых контактах, либо имеют отношение к механизму присвоения или растраты. Тактику их допроса следует определять с учетом связей, существующих между сторонами, и других обстоятельств, имеющих значение для дела.