Смекни!
smekni.com

Развитие уголовного законодательства России на протяжении ХI-ХVIII в (стр. 8 из 13)

Таким образом, в Артикуле воинском рассматриваются вопросы об обстоятельствах, смягчающих наказание и отягчающих их. Смягчающими обстоятельствами считались: совершение преступного деяния в состоянии аффекта, душевной болезни (по усмотрению суда это могло привести к освобождению от наказания), малолетство (суд мог отдать ребёнка родителям для «вразумления» розгами), служебное рвение, в пылу которого совершается преступление, крайняя необходимость (кража по мотивам голода), необходимая оборона, что могло привести к освобождению от наказания. Однако Артикул вводит требование соответствия необходимой обороны средствам нападения. Отягчающими обстоятельствами считались групповые деяния, рецидив, кража часовым из склада, который он охранял, кража у товарища, состояние опьянения. В этом случае полагалось повешение, независимо от ценности украденного (хотя бы украл пуговицу)[79].

Преступление делилось на стадии: умысел, покушение на преступление, законченное преступление. Закон предусматривал возможность добровольного отказа от совершения преступления[80].

Законодатель в эпоху империи стремится отделить уголовное законодательство от гражданского, процессуального и т.п. Совершенствуется и структура построения нормативно-правового документа. Основанием дл структурирования выступает объект преступления.

Артикул воинский имел следующие главы:

- «о страси божии»;

- «о службе Божии и о священниках»;

- «о команде, предпочтении и почитании высших и нижних офицеров, и о послушании рядовых»;

- «о самовольном обнажении шпаги, о тревоге и карауле»;

- «о всякой солдатской работе»;

- «о воинских припасах, ружье, мундире, о потрате, и небрежении онаго»;

- «о смотре»;

- «о корму и жалованье»;

- «о отпуске из службы»;

- «о маршах и походном строю»;

- «о квартирах и лагерях»;

- «о дезертирах и беглецах»;

- «о штурмах и приступах»;

- «о взятии городов, крепостей, добычей и пленных»;

- «о здаче крепостей, капитуляции и аккордах с неприятелем»;

- «о возмущении, бунте и драке»;

- «о поносительных письмах, бранных и ругательных словах»;

- «о смертном убийстве»;

- «о содомском грехе, о насилии и блуде»;

- «о зажигании, грабительстве и воровстве»;

- «о лживой присяге и подобных сему преступлениях»;

- «о палаче и профосах»;

- «о утаении и увозе злодеев».

В соответствии с обычной феодальной системой уголовного права в Артикуле воинском на первом месте идут преступления против веры. Наиболее серьёзными преступлениями этой группы были чародейство, «идолопоклонство». Преступлением являлось несоблюдение церковных обрядов, непосещение богослужений, прибытие в церковь в пьяном виде.

Сурово охранялось государством единство церкви, являющейся опорой правительства крепостников. Считались преступными и карались штрафами неблагочинные разговоры «во время церковной службы, небытие у исповеди». Значительно увеличилось количество видов преступлений против церкви, по сравнению с Уложением 1649 г.

С дальнейшим укреплением абсолютизма детальную регламентацию получают государственные преступления. По Воинскому Артикулу даже за умысел убить или взять в плен царя виновной должен был наказан четвертованием и конфискацией имущества. Так же наказывали за вооружённое восстание. За эти преступления несли такое же наказание пособники и подстрекатели. Тяжким преступлением являлось оскорбление словом царя, его жены и наследника, наказываемое смертной казнью - отсечением головы.

В Воинских артикулах под страхом смертной казни запрещались «все непристойные подозрительные сходбища… (хотя и не для зла) … чрез что возмущение или бунт может сочиниться». Понимая опасность этих видов преступлений, законодатель предписывал наказывать виновных прямо на месте преступления, «дабы чрез то другим страх подать, и оных от таких непристойностей удержать». Чаще всего смертной казнью каралась измена. Уголовной ответственности подвергались также недоносители о готовящемся или совершённом преступлении, причём о бунте, измене, преступлениях против монарха доносы предписывалось подавать непосредственно царю. Доносы получили широкое распространение, и часто в результате несправедливых доносов страдали невинные люди[81].

Преобладающее место в Воинских артикулах занимают должностные преступления. Под угрозой смертной казни предписывалось подчинённым беспрекословно слушаться своих начальников. Сурово карались всякое нарушение дисциплины, нерадивое отношение к своим обязанностям, упущения по службе. Суровыми мерами наказания, вплоть до смертной казни, наказывались нарушения караульной службы. Ослушание солдатом приказа начальника вело к расстрелу. Военнослужащие несли уголовную ответственность за оставление оружия, его порчу, пропажу или продажу оружия и мундира, за плохое их содержание. Государству нужна была послушная армия для внешних завоеваний, для подавления крестьянских восстаний, а в армии были те же крестьяне. Поэтому дисциплина держалась только на суровых наказаниях[82].

К числу должностных преступлений относилось взяточничество, влекущее телесное наказание, конфискацию имущества, смертную казнь. Однако, несмотря на суровые карательные меры, взяточничество в государственном аппарате процветало.

Следующим видом преступлений являлись преступления против порядка управления. К ним относились: срывание и истребление указов и распоряжений – данные деяния наказывались тяжкими телесными наказаниями, ссылкой на каторгу или смертной казнью; фальшивомонетничество - наказывалось сожжением. Подделка печатей, расходных ведомостей вела к суровым наказаниям вплоть до смертной казни.

Преступления против суда - лжеприсяга, лжесвидетельство - наказывались отсечением двух пальцев.

К имущественным преступлениям по Воинскому артикулу относились: кража, грабёж, поджог, насильственное истребление или повреждение чужого имущества. Поджигатели считались наиболее серьезными преступниками, поджигательство каралось сожжением. Грабёж наказывался колесованием.

Воинские артикулы особо охраняли церковную собственность. Так, церковная кража (святотатство) каралось колесованием.

При определении меры наказания за кражу имели значения и её повторность (рецидив), и цена похищенного имущества. Укравшего имущество на сумму более двадцати рублей, либо в четвёртый раз, либо во время наводнения или пожара, а также из государственных помещений, у своего господина, на месте, где нёс караул, наказывали повешением. Кража людей наказывалась отсечением головы. Ночного вора можно было убить на месте преступления без суда[83].

В отношении имущественных преступлений в царствование Петра к краже приравниваются утайка вещей, растрата казенных денег, присвоение находки, казнокрадство[84].

Среди преступлений против личности можно выделить следующие группы: преступления против жизни, преступления против телесной неприкосновенности, преступления против чести.

К преступлениям против жизни относилось убийство. Артикулу воинскому известны: умышленное убийство (каралось отсечением головы), неосторожное убийство (наказывалось тюремным заключением, денежным штрафом, шпицрутенами); случайное убийство (не наказывалось).

К наиболее тяжким видам убийства законодательство относило: убийство по найму, отравление, убийство отца, матери, младенца, офицера. За такое убийство налагалась самая суровая мера наказания - колесование.

Весьма своеобразным является отнесение в Воинских артикулах к этой же категории преступлений самоубийства и дуэль. В уголовном праве впервые устанавливается ответственность за самоубийство и покушение на самоубийство. Самоубийца и дуэлянт являлись с точки зрения законодателя «нарушителями государственных интересов», ибо они распоряжались своей жизнью, которая принадлежало государству. В решении споров с помощью дуэлей усматривалось также нарушение прав судебной власти, которая разбирает дела и вершит приговор. И с этой точки зрения дуэль является игнорированием судебных органов, самоуправством.

Среди воинских преступлений выделяются неисполнение приказа, дезертирство, пропитие мундира и оружия и особенно - бегство с поля боя. За него полагалось «на первом дереве, которое около прилучится, повесить. За отступление без приказа и потерю знамени полк подлежал расформированию, офицеры предавались военному суду, а солдаты - направлялись в штрафные части. Эта традиция наказания за отступления без приказа и тем более потерю знамени как символа боевой части восходит ещё к римскому праву, где легион за такие деяния подлежал «децимации», то есть казни по жребию каждого десятого. Характерно, что положения о расстреле за отступление без приказа, а для командиров - за потерю воинской частью знамени и расформирования такой части были заимствованы именно из Артикула воинского Петра I, в известном приказе № 227 Сталина, изданном им как Верховным главнокомандующим в июле 1942 г. после потери города Ростова и отступления Красной Армии[85].

Появляются новые статьи, касающиеся ответственности за преступления против нравственности.

Артикул 165. Ежели смешается человек со скотом и безумною тварию, и учинит скверность, оного жестоко на теле наказать.

Артикул 166. Ежели кто отрока осквернит, или муж с мужем мужеложствует, оные яко в прежнем артикуле помянуто, имеют быть наказаны. Ежели же насильством то учинено, тогда смертию или вечно на галеру ссылкою наказать.

То есть за мужеложство (гомосексуализм) и скотоложство (сексуальный контакт с животным) предусматриваются жестокие телесные наказания. Петр I считал подобные деяния пороком тела и предпочитал лечить от него посредством воздействия на тело человека.

Не наказывалось лишь изнасилование своей невесты. Преступлениями считались двоежёнство, недозволенная связь между близкими родственниками.