Смекни!
smekni.com

Уголовно-правовая характеристика государственной измены и шпионажа (стр. 1 из 6)

Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный университет экономики и права

Факультет судебно-следственный

Кафедра уголовного права и криминологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по Уголовному праву (особенная часть)

тема:

Уголовно-правовая характеристика государственной измены и шпионажа

Выполнил: студент гр. ЮС-06-1

Демченко С.К.

Научный руководитель:

старший преподаватель

Корягина С.А.

Иркутск, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Общая характеристика государственной измены и шпионажа

§1.1 Исторический аспект развития уголовной ответственности за государственную измену и шпионаж в России

§1.2 Понятие государственной измены и шпионажа

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика государственной измены и шпионажа

§2.1 Объективные признаки государственной измены и шпионажа

§2.2 Субъективные признаки государственной измены и шпионажа

Глава 3. Разграничение составов государственной измены и шпионажа от смежных составов преступлений

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Система уголовно-правовой безопасности России сложилась в середине 90-х годов прошлого века, когда вступил в силу Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. (далее УК РФ). Ее элементы настроены на регулирование общественных отношений, очевидных в начальный период становления современной российской государственности. Произошедшее в последнее десятилетие укрепление конституционного строя, обретение государством и обществом стабильного развития потребовали переосмысления уголовно-правовых механизмов и средств обеспечения сохранности государственной тайны, и, собственно, системы составов преступлений, предусмотренных ст. 275, 276 УК РФ. Свидетельством тому является широкая дискуссия, развернутая в СМИ[1],- большой общественный резонанс вызывают уголовные дела в отношении государственных изменников, шпионов и лиц, разгласивших государственную тайну. Пришло время ученным органов безопасности обозначить свою позицию и выработать предложения, направленные на системное совершенствование рассматриваемых предписаний уголовного закона. С точки зрения технико-юридической конструкции действующего уголовного закона системообразующую роль в уголовно-правовой охране безопасности государства играет ст. 275 УК РФ (государственная измена). Ее применение выявило ряд практических проблем, связанных прежде всего с законодательным отображением форм государственной измены и соотношением их с ее общим понятием[2]

Как уголовное преступление государственная измена отличается от других видов преступлений своей особой специфичностью и целым рядом других особенностей, которые в своей сущности могут нести судьбоносное значение как для сохранения суверенитета, территориальной неприкосновенности, а также и для обороноспособности России, как суверенного государства.

Необходимо отметить, что в настоящее время проблеме преступлений против государства (государственных преступлений, особо опасных государственных преступлений, преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства) в монографической литературе уделяется существенно меньше внимания, чем преступлениям против многих других объектов уголовно-правовой охраны. Проблема ответственности за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства остается на современном этапе актуальной, хотя общее количество таких деяний, именовавшихся в прошлом государственными преступлениями, кажется незначительным. Применение уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за преступления против государства, в данном случае имеет важное политическое и предупредительное значение. Особая роль в осуществлении государственной власти принадлежит государственному аппарату и особенно верховной власти. На него возложены властные и управленческие функции по обеспечению и укреплению законности и правопорядка, охране прав и интересов граждан, защиту доверенного им государства и его тайн.

Развитие государства есть развитие науки и искусства. Внедрение новых изобретений и технологий, идей в военную и экономическую жизнь дает преимущества перед конкурентами.[3] Задачи шпионажа исторически определились как информационная (в том числе предупреждающая шпионаж и диверсии со стороны противника) и наступательная, то есть контрразведка и проведение локальных подрывных военных операций в тылу врага. Сбор информации в наши дни зачастую упирается в проблему обработки и анализа официальной информации. Современный шпионаж – ничто иное, как работоспособная эффективная агентурная сеть, развёрнутая в стране противника.

Так, возникает необходимость в рассмотрении проблем государственной измены и шпионажа.

Объектом исследования являются проблемы в области уголовно-правовой борьбы с преступлениями против основ конституционного строя и безопасности государства.

Предметом работы является исследование всех аспектов применения уголовного закона по теме шпионаж и измена государству. Их анализ и рассмотрение пробелов в законах Российской Федерации, затрагивающих вопросы охраны основ конституционного строя и безопасности государства. Метод исследования включает совокупность методов, принципов и способов построение научных трудов.

Структура работы дает возможность рассмотреть принципы действия уголовного закона о государственной измене, как сложная система, и наиболее детально регламентировать действия указанных принципов.

Цель работы – дать уголовно–правовую характеристику государственной измене и шпионажу в России.

Задачи курсовой работы: разобрать историю развития государственной измены и шпионажа в России, ее понятия в настоящий момент, раскрыть объективные и субъективные признаки касающихся этой темы и разграничить ее состав от смежных составов преступлений.


ГЛАВА 1. Общая характеристика государственной измены и шпионажа

§1.1 Исторический аспект развитии уголовной ответственности за государственную измену и шпионаж в России

Защита государства, органов власти, установленной политической и экономической системы является приоритетной задачей любого уголовного законодательства. Преступления, посягающие на основы государственного устройства, на внешнюю и внутреннюю безопасность страны, всегда рассматривались как особо опасные. В российской империи до 1917 г. Действовало Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. И Уголовное уложение 1909 г., введенное в действие частично. В этих законах было уделено значительное место преступлениям против верховной власти и безопасности государства. Предусматривались преступления против императора (посягательства на жизнь и здоровье, оскорбление), наследника, императрицы, членов императорского дома, государственная измена, заключающаяся в создании смуты, собирании данных, являющихся военными секретами, создании незаконных обществ, преследующих преступные цели, публичном распространении сочинений или произнесении речей, возбуждающих к учинению бунтовщического или изменнического деяния, к ниспровержению существующего в государстве общественного строя, вражду между отдельными частями или классами населения, между сословиями или между работодателями и работниками и др.[4]

После свержения монархии в России и создания советского социалистического государства были отменены царские законы и принимались отдельные уголовные законы, направленные на борьбу с «контрреволюционной деятельностью». Это были отдельные декреты. В УК РСФСР 1922 г. Давалось общее определение контрреволюционного, т.е. государственного преступления. Контрреволюционным преступлением признавалось всякое действие, направленное на свержение завоеванной пролетарской революцией власти рабоче-крестьянских советов и существующего Конституции РСФСР рабоче-крестьянского правительства, а также действия в направлении помощи той части международной буржуазии, которая не признает равноправия приходящей на смену капитализму коммунистической системы собственности и стремится к ее свержению путем интервенции или блокады, шпионажа, финансирования прессы и тому подобными средствами (ст. 57). Позднее в это понятие были включены действия, направленные на подрыв или ослабление светской власти.

Его нормы полностью вошли в УК РСФСР 1926 г. В УК давалось развернутое определение контрреволюционного преступления (ст. 58[5]). «Контрреволюционным признается всякое действие, направленное к свережению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских советов и избранных ими на основании Конституции Союза ССР и конституций союзных республик, рабоче-крестьянских правительств Союза ССР, союзных и автономных республик, или к подрыву или к ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции. В силу международной солидарности интересов всех трудящихся такие же действия признаются контрреволюционными и тогда, когда они направлены на всякое другое государство трудящихся, хотя бы и не входящее в Союз ССР»[6]. Круг составов контрреволюционных преступлений, предусмотренных УК 1926 г., оказался в историческом аспекте достаточно стабильным (измена Родине, шпионаж, совершение террористических актов, диверсия, контрреволюционная пропаганда или агитация, а также проведение контрреволюционной организационной деятельности, контрреволюционный саботаж, недонесение о контрреволюционном преступлении и ряд других). Этот закон действовал с изменениями и дополнениями вплоть до 1959 г.