Смекни!
smekni.com

Злоупотребление полномочиями. Деяния, нарушающие безопасность пользования транспортными средствами (стр. 2 из 3)

Субъективная сторона выражается в умышленной форме вины в виде прямого или косвенного умысла. Виновный осознает общественно опасный характер своего служебного поведения, предвидит, что использование им управленческих полномочий с нарушением закона повлечет (может повлечь) существенный вред либо тяжкие последствия и желает или сознательно допускает наступление таких последствий.

Обязательным субъективным признаком преступления является указанная в законе цель извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц (родственников, близких, деловых партнеров и т.п.) либо нанесения вреда другим лицам. Содержание выгод и преимуществ может быть самым различным. Ими могут быть денежные выплаты постоянного (например, в процентах или доле от конкретной суммы договора или прибыли) или единовременного характера - имущество в виде дач, квартир, автомашин, земельных участков и т.п. или льготных прав на пользование ими. Выгоды и преимущества виновный может получать как для себя, так и для других лиц (близких, родственников, иных организаций, в чьей деятельности он заинтересован, и т.д.).

Мотивы совершения этого преступления могут быть самыми различными и значения для квалификации не имеют, однако могут учитываться при назначении наказания.

Субъект преступного посягательства специальный. Им является лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

2. Деяния, нарушающие безопасность пользованиятранспортными средствами

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта

Сфера возможного совершения преступления, предусмотренного указанной статьей, ограничена областью использования (движения и эксплуатации) железнодорожного, воздушного, морского или речного (хотя было бы целесообразным, как и в названии статьи, речь вести в целом о "водном" транспорте, ибо трудно будет определять уголовно-правовую судьбу "озерного" транспорта или транспорта типа "река-море") транспорта, независимо от форм собственности и его ведомственной принадлежности. Это общее положение имеет два изъятия: а) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации городского электротранспорта (трамвая) влечет уголовную ответственность по ст. 264, б) нарушение правил полетов или кораблевождения, допущенное военнослужащими на военных транспортных средствах, образует преступления, предусмотренные ст. 350, 351 или 352 УК.

Современный железнодорожный, воздушный, морской и речной транспорт представляет собой мощную техническую систему, подвижную основу которой составляет транспортное средство, предназначенное для оперативного и одновременного перемещения в пространстве большого количества людей и материальных ценностей народнохозяйственного значения. Масса, помноженная на скорость (достоинство любого тяжеловесного вида транспорта), даже при малейшем (а тем более при грубом) ослаблении контроля за ее движением, способна привести к тяжелейшим последствиям морального, физического и имущественного характера.

Этим обстоятельством и обусловлен непосредственный объект рассматриваемого преступления, в роли которого выступают безопасные условия движения и эксплуатации перечисленных видов транспорта. Поскольку уголовная ответственность поставлена в зависимость от причинения физического или имущественного вреда, факультативным объектом этого преступления выступают жизнь или здоровье человека, а равно отношения собственности.

Предметом преступления являются четыре вида транспорта: железнодорожный, воздушный, морской и речной.

Железнодорожный транспорт представляет собой функциональную совокупность рельсовых транспортных средств (локомотивов, электровозов и т. д.), магистральных железнодорожных путей сообщения (включая подъездные пути промышленных и других предприятий, узкоколейные железные дороги и другие железные дороги специального назначения и т. п.) и системы обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов (средства световой и звуковой сигнализации и др.).

В то же время внутризаводской, внутрицеховой, внутри-шахтный и другой подобный электротранспорт (электровозы, вагонетки и т. п.) в предмет анализируемого преступления не входит. В случах рискованного вождения или опасной их эксплуатации содеянное следует квалифицировать по ст. 143 либо 268 УК, ибо эти виды транспортных средств выполняют производственные функции, сопряженные с технологическими процессами на данном предприятии, и потому речь должна идти о нарушении правил охраны труда или правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Воздушный транспорт — это функциональная совокупность всех видов гражданских летательных аппаратов (самолетов, гидросамолетов, вертолетов, аэростатов, автожиров, дирижаблей, планеров и т. д.) и системы обеспечения безопасности перевозок воздушным путем пассажиров и грузов.

Под морским транспортом следует понимать совокупность судов (пароходов, теплоходов, плавбаз, плавзаводов и т. д.) и системы обеспечения безопасности перевозок морским путем.

К речному транспорту относятся суда (в том числе и маломерные) и другие плавательные средства (пароходы, теплоходы, плоты, катера, моторные лодки и т. д.) и системы обеспечения безопасности перевозок водным (за исключением морского) путем.

Объективная сторона рассматриваемого преступления сформулирована по типу материального состава и содержит деяние, последствия и причинную связь между ними.

Безопасная работа транспорта зависит не только от его технической оснащенности, но и от четкого выполнения правил его вождения и эксплуатации. Деяние как элемент объективной стороны этого преступления как раз и выражается в нарушении этих правил. Диспозиция ст. 263 УК бланкетная, поэтому для оценки сути и вида нарушения закон отсылает к ведомственным нормативным актам, которыми регулируется безопасность движения и эксплуатации указанного вида транспорта.

Нарушение правил безопасности движения заключается в неисполнении или в ненадлежащем исполнении установленных правил вождения транспортного средства (превышение скорости, проезд на запрещенный сигнал, нарушение правил расхождения судов при встречном движении, несоблюдение правил взлета, посадки или маршрута полета и т. д.).

Независимо от того, действием или бездействием были нарушены правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта, ответственность по ч. 1 ст. 263 УК наступает лишь при наличии указанных в законе последствий. В случае причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (см. анализ ст. 111 и 112 УК) содеянное подпадает под признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК. Таким же образом квалифицируются действия виновного, причинившего крупный ущерб.

Составляют содержание ущерба как прямой имущественный вред, так и неполученный доход, т. е. упущенная выгода.

Размер ущерба в соответствии со ст. 263 УК исчисляется из первоначально возникающих вредных последствий и носит оценочный характер, т. е. определяется в каждом случае с учетом, в частности, ценности уничтоженного (поврежденного) груза, длительности простоя поезда или судна, характера аварии или крушения, степени разрушения транспортного средства, гидрографических сооружений, загрязнения окружающей среды и т. д.

Субъективная сторона этого преступления характеризуется отношением виновного не столько к факту нарушения правил безопасности, сколько к наступившим последствиям.

Субъект преступления специальный: вменяемое лицо, достигшее на момент совершения преступления 16-летнего возраста, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать указанные в законе правила. Закон акцентирует внимание не на профессии или должности виновного, а на его функциональных обязанностях, при наличии которых он должен, а в силу имеющейся профессии или занимаемой должности и может обеспечивать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта (диспетчер, 'капитан судна, пилот, командир экипажа, машинист и т. д.).

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта, повлекшее смерть одного человека, следует квалифицировать по ч. 2 ст. 263 УК. Подобным же образом должны быть квалифицированы и действия виновного, в результате которых причиняется тяжкий или средней тяжести вред здоровью одного или нескольких лиц.

Причинение смерти двум и более лицам квалифицируется по ч. 3 ст. 263 УК.

Действия виновного, повлекшие наступление последствий, предусмотренных различными частями ст. 263 УК, но составляющие единое преступление, должны учитываться в полном объеме, но квалифицироваться по той части, которая предусматривает ответственность за наиболее тяжкое из них.

При нарушении правил в разное время и взаимно не связанных между собой (при наличии реальной совокупности), каждое посягательство требует самостоятельной квалификации.

Указанные в законе последствия вменяются в вину только в том случае, если они находятся в причинной связи с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации анализируемых видов транспорта.

Для Объективной стороны этого преступления обязательным элементом является место совершения преступления: железнодорожный, воздушный, морской и речной транспорт.

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК, выступают безопасные условия дорожного движения и эксплуатации автомобильного и коммунального транспорта. Поскольку уголовная ответственность по данному составу зависит от причинения физического или имущественного вреда, факультативным объектом этого преступления выступают жизнь или здоровье человека, а равно отношения собственности.