ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Российская академия правосудия
Казанский филиал
Факультет подготовки специалистов для судебной системы
Кафедра общетеоретических дисциплин
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ТАТАРСТАНА»
на тему: И. Гаспринский и «джадидизм»
Выполнила: студентка 3 курса
Проверил: проф., д.и.н.
Хабутдинов Айдар Юрьевич
Казань – 2009 г.
Введение
Джадидизм - (от арабского усул-и-джадид — новый метод), культурно-реформаторское и общественно-политическое движение мусульман Поволжья, Крыма и Средней Азии в конце XIX — начале XX вв.
В конце XIX — начале XX вв. данное движение стало господствующим в общественно-политической жизни мусульман. Оно не было чисто религиозным или светским, хотя имело различные течения. Оно было синтетическим, захватывающим не только систему образования, но и общественно-философской мысли, этических норм. Движение джадидизма относительно органично утверждало связь ислама с просвещением и наукой. Идеи джадидизма активно внедрялись среди мусульманского населения при активном участии крымско-татарского просветителя И.Б. Гаспринского.
гаспринский медрес мектеб джадидизм
В последней четверти 19 века были радикальные изменения методов преподавания в мектебах и медресе: были введены европейские методы обучения - эсулджадид (новый метод), отсюда выражение джадидизм. Наряду с религией, в мектебах стали преподаваться также основы светских наук - арифметики, географии, а также родной язык, как особый предмет, рисование, придавалось большее значение обучению письму; преподавание проводилось на татарском языке вместо прежнего так называемого тюрки и арабского языков; обучение начиналось с изучения азбуки, поэтому оно называлось также звуковым методом; учащиеся делились на классы, были введены экзамены, которых раньше не было. Если прежде специальные школы для девочек были только в больших населенных пунктах, чаще всего они обучались в доме у жены муллы (абыстая), то теперь школы открывались как для мальчиков, так и для девочек; те и другие одинаково обучались письму, тогда как раньше девочки обучались преимущественно чтению.
Учителя стали более квалифицированными, ибо реформа методов преподавания постепенно охватывала и медресе, в которых готовились учителя. Джадидскими стали крупные медресе в Казани: Мухаммадия, в котором училось около 500 шакирдов и работало 20 учителей, Марджания, Апанаевское и Азимовское: в Уфе - Галия и Гусмания; в Оренбурге Хусаиния, в Вятской губернии - Ижбубинское медресе, отличавшееся превосходной организацией учебного дела с преподаванием европейских языков, в том числе французского. В Ижбубинске было открыто медресе также для девочек. Джадидские медресе появились затем и в других городах и крупных деревнях.
Идея обновления и европеизации жизни татарского народа, возникшая в Казани, нашла свое практическое осуществление впервые в Бахчисарае (Крым). Великий просветитель Исмаил-бей Гаспринский, начавший в 188З г. выпускать газету «Тарджеман» (переводчик), вплоть до своей смерти в 1914 г. на протяжении более 30 лет популяризовал идеи джадидизма среди тюркских народов России. «Гаспринский выдвигает лозунг тройного единства мусульманского мира России: «Единство в языке, мыслях, действиях». Но это единство является единством, не западным кем- то, а выбранным самим человеком»[1]
Гаспринский родился в 1851 г. в деревне Гаспара около Бахчисарая (Крым) в семье небогатого дворянина. Через 4 года семья переселилась в Бахчисарай. Исмаил в 7 лет был отдан в старометодный мектеб. Затем он поступил в московское военное училище, однако, не окончив курса, вернулся в 1866 г. в Бахчисарай и стал учителем русского языка в одном из медресе. В 1871 г. Гаспринский отправился в Париж, где он оставался 2 года, потом переехал в Истанбул. Из Турции он вернулся в 1875 г. на родину, полный желания служить не только своему народу, но и своей расе. В 1878-1883 гг. он был городским головой. После этого Гаспринский приступ ил к издательской и литературно-педагогической деятельности. С какими трудностями пришлось ему столкнуться при этом, видно из следующих слов Гаспринского: "Целые три года входил я перед двумя губернаторами и тремя министрами с ходатайствами и в течение 4-х лет ездил в Петербург для того, чтобы добиться разрешения на издание газеты» (имеется в виду «Тарджеман»). С другой стороны, ему приходилось бороться против невежества и фанатизма своего народа. Но Гаспринский был энергичный, упорный человек и твердо верил в успех своего дела и в будущее своего народа. «Тарджеман» стал выходить и его стали читать и в Крыму, и в Истанбуле, и в Ташкенте, и в Баку, и в Казани. Мусульмане России посредством «Тарджемана» знакомились и общались друг с другом и осведомлялись о событиях в культурном мире. Гаспринский стремился выработать особый общетюркский язык и объединить на этой основе весь тюркский мир. Осуществить ему это не удалось, но все же он добился на 3-м Всероссийском съезде мусульман в 1906 г. принятия его предложения об обязательном преподавании в последних классах мектебов общетюркского языка. «Тарджеман» способствовал как распространению джадидских школ, так и появлению литераторов, педагогов, общественных деятелей и журналистов среди тюркских народов России. До 1905 г. "Тарджеман» был единственной газетой на тюрко-татарском языке в России. Появившиеся после 1905 г. многочисленные газеты и журналы на языках тюркских народов, особенно татарские, приняли на себя функции, которые выполнял до этого "Тарджеман» и значение последнего упало. Гаспринский умер в сентябре 1914 г.[2]
В 1883 г. Гаспринский открыл первую джадидскую школу в Бахчисарае и составил учебник для обучения по новому методу. Новометодные школы стали открываться и среди татар Поволжья, Приуралья и Сибири. Гаспринский с самого начала ставил целью выведение мировоззрения мусульман из рамок традиционной общины. В «Тарджемане» нашли отклик самые различные темы от достижений науки до открытия новометодных школ в аулах. В 1898г в Уфе проходит совещание представителей духовенства, интеллигенции по поводу создания основ литературного татарского языка и реформы просвещения.
Разумеется, джадидское движение победило не сразу и не легко, оно должно было преодолеть отчаянное сопротивление наиболее отсталой и фанатичной части мусульманского духовенства - кадимистов, являвшихся сторонниками старых методов. Кадимистов поддерживало царское правительство, справедливо видевшее в джадидизме путь культурного подъема татарского народа, перспективы развития его национальной культуры, что так пугало царизм. «Кадимисты предпочитали традиционные собрания, как свадебные туи или другие собрания - меджлисы для обсуждения джадидской угрозы и действий против джадидов. Другими методами были рассылка и публикация памфлетов, и наконец, использование таких современных методов, как журналы, но в меньшей степени, чем джадиды. Кадимисты выступали против литературных и музыкальных вечеров».[3]
Гаспринский прикладывает огромные усилия для создания светской национальной элиты. Начальная джадидская школа давала лишь первичный уровень подготовки, поэтому в конце 19 века создаются учительские курсы и джадидские медресе, как центры подготовки новой элиты. Эти функции выполняли медресе «Хусания», «Расулия» и «Усмания» для Урала, «Муххамадия» и «Апанаевская» для Поволжья.
К 1900г, можно говорить о достижении основных идей просветительского этапа джадидизма. Сильный толчок джадидскому движению дали события, связанные с революцией 1905 г., в результате которого количество реформированных школ продолжало быстро расти. Однако с наступлением реакции усилилось преследование джадидских школ со стороны царских властей; наиболее активные деятели просвещения нового направления среди татар были арестованы и сосланы в Сибирь или на Север. В 1911 г. казанский губернатор в секретном циркуляре предписывал местным полицейским властям всячески препятствовать развитию новометодной татарской школы, распространявшей светские знания - математику, географию, историю и т. д. В циркуляре говорилось, что «за деятельностью новаторов должно вестись неослабное, неотступное наблюдение…».[4] Но ничто не могло задержать поступательного движения джадидизма, и ко времени Октябрьской революции 1917 г. большинство татарских школ были уже джадидскими.
Наряду с улучшением методов преподавания быстро росло также количество школ. В 1908 г. в Казани было 36 медресе, из них 12 высшего типа, 12 - неполного высшего типа, 12 - среднего типа и 13 мектебов при них; в 1913 году в городе существовало 7 женских джадидских школ, еще в 1909 г. джадские женские школы были открыты в Троицке и Оренбурге. В 1909г. в Томске было создано общество мусульман-прогрессистов, распространявших свое влияние на всю Западную Сибирь. Джадиды были инициаторами первых театральных постановок на татарском языке любительскими объединениями, способствуя духовному развитию и расширяя культурный кругозор мусульманского населения края, которое существенно пополнилось в начале 20 века благодаря вольному и целевому переселению тюркского населения, ссылаемым сюда из других регионов.
Все мектебы и медресе содержались на средства самого населения, расходы на них покрывались за счет добровольных пожертвований жителей. Государство никаких средств на них не отпускало. Народ не только строил школы, но и содержал их, отапливал и освещал, платил учителю, покупал учебники и оказывал помощь бедным детям. Некоторые школы содержали целиком отдельные состоятельные люди из татар. Как мектебы, так и медресе, даже реформированные, в которых изучались светские науки и европейские языки, считались религиозными; открытию татарских светских школ ставились правительством различные преграды, которые существовали вплоть до Февральской революции, точнее до 20-го марта 1917 г., когда Временным правительством было издано постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничении».