Вместе с тем, конечно при выборе способа изнасилования определенное значение имеет факт знакомства насильников с потерпевшей. При этом, как свидетельствуют статистические данные, в последнее время доля знакомых для насильников жертв увеличилась на 21 % (с 52 до 73 %)[11].
Анализируя характер предкриминальных психических ситуаций изнасилования, В.Л. Васильев справедливо выделяет следующие возможные типы таких отношений: 1) преступники и жертва совместно пьянствуют, после чего она утрачивает способность ориентироваться в обстановке, тем более оказать сопротивление; 2) преступник знает, что жертва была ранее изнасилована, но никому об этом не сообщила; 3) после случайного знакомства потерпевшая охотно соглашается погулять с пьяным подростком и идет с ним в уединенное место, что воспринимается будущим насильником как сексуальная стимуляция, хотя никаких реальных эротических поощрений со стороны жертвы нет; 4) после случайного знакомства жертва своим собственным сексуально окрашенным поведением провоцирует посягательство[12].
В.И. Комиссаров и Е.В. Лялина выделяют следующие характерные действия преступников, предшествующих совершению ими изнасилования: выслеживание и изнасилование потерпевших вблизи мест проживания, в позднее время суток, в безлюдных местах; выявление девушек, живущих половой жизнью, угрозы разгласить ее тайну другим с последующим изнасилованием; обманное завлечение девушки соучастницами в оговоренное с насильниками место; завлечение случайной знакомой с использованием обмана в безлюдное место; завлечение девушки, используя доверительные отношения с ней, с последующим изнасилованием; завлечение малолетней девочки в подвал, квартиру, другое подобное место; внезапные (спонтанные) нападения на потерпевшую в безлюдных местах, в вечернее время суток[13].
Наиболее опасным способом преодоления сопротивления потерпевшей является физическое насилие, под которым Л.Д. Гаухман понимает «общественно-опасное противоправное воздействие на организм другого человека, совершенное против его воли, которое может быть оказано как на наружные покровы человека, так и непосредственно на его внутренние органы»[14].
Еще одним способом совершения изнасилования является использование угроз и других методов психического воздействия. Отметим, что некоторые ученые ограничиваются лишь перечислением уголовно-правовых способов психического насилия - то есть угрозой применения в отношении потерпевшей физического насилия[15]. Полагаем, что криминалистическое понятие психического насилия несколько шире, и здесь согласимся с С.В. Тихоненко в том, что виновный, с целью сломить сопротивление потерпевшей и совершить половой акт, может угрожать разглашением каких-либо сведений компрометирующих потерпевшую либо ее родственников[16].
Отметим, что порой подобные обстоятельства в практической деятельности правоохранительных органов представляют определенные трудности, так как возникает видимость добровольного полового акта между виновным и потерпевшей (потерпевшими), поэтому при проверке поступившей об изнасиловании информации необходимо точно выяснять характер насилия.
Интересно, что подобные обстоятельства расследования в Болгарии послужили поводом для обращения потерпевшей в Европейский суд по правам человека с жалобой на нормы законодательства Болгарии, требующих доказывания факта физического сопротивления по делам об изнасиловании, и практику их применения. Европейским Судом было установлено, что в ходе расследования делался неправильный акцент на отсутствие «прямых доказательств» изнасилования, таких как применение силы, что превратило «несопротивление» заявительницы понуждению к половому сношению в решающий фактор. В результате был сделан вывод о том, что деятельность органов расследования должна была быть сосредоточена на вопросе о «несогласии» потерпевшей на вступление в половую связь[17].
Таким образом, главное внимание в процессе доказывания должно уделяться выяснению причин, не позволивших потерпевшей оказать сопротивление. Для этого необходимо в совокупности исследовать и учесть личностную характеристику обвиняемого и потерпевшей, поведение потерпевшей перед изнасилованием, угрозы, обстановку места преступления, физические данные нападавших, психическое состояние потерпевшей во время совершения преступления, состояния потерпевшей и обвиняемого после преступления.
Кроме того, мы считаем, что при совершении изнасилований роль устрашающего фактора может играть и количество участников преступления, действия которых в группе нередко принимают особо дерзкий характер, способный в зародыше подавить волю потерпевшей к сопротивлению.
Изнасилования, совершенные с использованием беспомощного состояния потерпевшей, также имеют место на практике и составляют 7 % от общей доли зарегистрированных преступлений[18].
Согласимся с Е.А. Ищенко и А.А. Топорковым, которые полагают, что при использовании беспомощного состояния жертвы, которая в силу своего физического или психического склада (малолетний или старческий возраст, физические недостатки, расстройство психики либо иное болезненное состояние) не может понимать характера и значения совершаемых действий и не в силах оказать сопротивление насильнику, последний вступает в половое сношение или совершает действия сексуального характера, сознавая такое состояние жертвы[19].
По делам данной категории распространены следующие способы приведения жертвы в беспомощное состояние: путем спаивания алкогольными напитками, одурманивания наркотическими средствами или специально подготовленным снадобьем; приведение в беспамятство посредством физического воздействия. При маниакальном влечении к половым преступлениям насильник нередко тщательно к ним готовится: приискивает орудие преступления, место, удобное для приведения жертвы в беспомощное состояние, и др[20].
Важной стадией преступления является его сокрытие. И.А. Николайчук, А.А. Протасевич верно отмечают, что «способ сокрытия преступления - это детерминируемая объективными и субъективными факторами система действий (бездействий), направленных на воспрепятствование получению субъектом доказывания значимой для установления истины по делу информации, ее искажение или уничтожение»[21].
Способы сокрытия преступления могут быть выражены как в активной форме (действие), так и в пассивной форме (бездействие)[22].
В формировании способа изнасилования существенную роль играют такие объективные факторы, как время, место и обстановка его совершения.
Ю.В. Кадонцев полагает, что обстановку совершения изнасилования, необходимо рассматривать как систему факторов внешней среды, характеризующую место, время, объект и предмет посягательства, состав соучастников и характер их взаимоотношений с потерпевшей и иными лицами, использованную или специально созданную преступником для подготовки, совершения и сокрытия общественно-опасного деяния.
Использование данных о времени совершения преступления приобретает особую значимость в профилактической работе следователя. Они могут выступать как индикатор существования причин и условий, способствующих преступному деянию[23].
Характеризуя время совершения изнасилований, Ю.В. Кадонцев отмечает, что молодыми взрослыми (18-25 лет) в сентябре совершается больше изнасилований, чем в другие месяцы[24]. По данным исследований, проведенных В.Н. Сидориком, несовершеннолетние чаще совершают половые преступления в августе[25].
Таким образом, характеризуя время совершения преступления по материалам уголовных дел, ученые, в целом, замечают, что наибольшая активность совершения изнасилований наблюдается в теплое время года, а наиболее характерные периоды времени их совершения - это поздние вечерние (21-22 ч) и первые ночные часы (23- час ночи)[26].
Не менее важной характеристикой изнасилования является место его совершения, территориальная принадлежность, удаленность от постоянного места проживания преступников. Исследование места изнасилования дает возможность выявить, зафиксировать, изъять следы и иные доказательства, построить версии о событии и его участниках, организовать преследование по «горячим следам», определить время и механизм преступных действий, разоблачить инсценировки. Для насильников место совершения преступления имеет особое значение, поскольку окружающая обстановка должна непременно способствовать не только успешному подавлению сопротивления будущей жертвы, но и сексуальному возбуждению, получению полового удовлетворения. Как отмечается в литературе, для преступников обычно характерна территориальная устойчивость - свой район и свои места времяпрепровождения, и этот же район - место преступления[27].
Рассматривая данный элемент криминалистической характеристики, Л.В. Пономарева к наиболее характерным для совершения изнасилований местам относит: подъезды зданий и лестничные площадки; подвалы и чердаки строений; лесные массивы, парковые зоны и поля; квартиру потерпевшей или насильника; общежития; нежилые или заброшенные (пустующие) помещения; уединенные дворы), что подтверждают представленные ею статистические данные по Саратовской области[28].
Ю.В. Кадонцев для криминалистического анализа места изнасилований делит на шесть групп: улицы и переулки населенных пунктов, дворы домов; жилые помещения; подвалы, чердаки, подъезды домов; нежилые помещения и иные места, связанные с производственной деятельностью; средства транспорта; дачи, садовые участки. По его данным, на улицах, в переулках, во дворах домов молодыми взрослыми совершается 20% изнасилований. В аналогичной обстановке лицами старше 25 лет совершается только 10% посягательств, а несовершеннолетними около 70%[29].