Смекни!
smekni.com

Изнасилование как преступление, его расследование (стр. 3 из 17)

К.А. Толпекин отмечает: в помещении или на территории предприятия, учреждения, учебного заведения было совершено 2,4% этих преступлений, в местах постоянного или временного проживания жертвы либо самого преступника - 40,2 %, на улице населенного пункта, в парке, сквере, на пляже - 6,3 %, в безлюдном укромном месте в черте населенных пунктов - 21,3 %, в безлюдном укромном месте вне населенного пункта - 22,0 %[30].

Проведенные Е.В. Лялиной эмпирические исследования демонстрируют, что 55 % осужденных за участие в изнасиловании выбрали место совершения преступления спонтанно; 30 % по причине того, что оно знакомо и безопасно, и 15 % преступников выбрали местом совершения преступления то, с которым их ничего не связывает, а значит трудно будет организовать розыск[31].

Таким образом, сделаем вывод: Рассмотренный нами вопрос о способах, обстановки, времени и месте совершения изнасилования, результаты наших исследований и сравнение их с данными, полученными другими авторами, свидетельствуют о том, что в настоящее время профилактическая работа органов, в компетенцию которых входит обязанность своевременно выявлять правонарушителей и их антиобщественные группы, находится все еще на недостаточном уровне.

Делая вывод, заметим, что рассмотренные выше элементы криминалистической характеристики изнасилования отражают наиболее характерные особенности данного преступления, позволяют типизировать группы преступников, среди которых следует искать подозреваемых, и наметить методы выявления, раскрытия и расследования изнасилования.

Принципиально важно, на наш взгляд, чтобы информация о способе, месте и времени совершения изнасилований, содержалась в системе криминалистических учетов и использовалась как при производстве расследования, так и для профилактики совершения половых преступлений.

§2. Характеристика личности преступника, совершившего изнасилование

Личность преступника, в юридической литературе, рассматривается как совокупность положительных и отрицательных социальных свойств, присущих индивиду, обуславливающих общественно-опасный характер его поведения и дальнейшее развитие его преступной деятельности[32].

Криминалистический аспект изучения личности преступника представляет особый интерес, поскольку при расследовании любого преступления необходимо учитывать те свойства и состояния виновного, которые проявились в способе преступления или значимы для индивидуализации наказания.

Важность изучения личности преступника закреплена и на законодательном уровне. В частности, законодатель обязывает следователя полно и всесторонне исследовать личность обвиняемого, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности, а также иные обстоятельства, характеризующие его личность (ст. 73, 99 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ))[33].

В настоящее время под личностью преступника понимают совокупность криминологически значимых (социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических) свойств человека, обусловивших совершение им преступления[34].

Определяя объем изучения личности преступника для целей расследования, присоединимся к мнению Ф.В. Глазырина, который считает, что криминалистическое изучение личности преступника требует учета и оценки: 1) социально-демографических свойств; 2) психологических качеств; 3) биологических особенностей личности[35].

В криминалистической науке известны следующие элементы поведения преступника, вытекающие друг из друга:

- Этап допреступного поведения: возникновение потребности – ее осознание как формирование мотива - оценка возможностей для удовлетворения потребности - выбор объекта преступного посягательства - постановка цели.

- Этап преступного поведения: уголовно наказуемое приготовление - реализация цели - причинение (возможность причинения) вреда объекту посягательства.

- Поведение преступника после завершения преступного посягательства: включает его действия по сокрытию преступления и воспрепятствованию его раскрытию, а также реализацию возможностей, открывшихся в результате совершения преступления[36].

Приведенное суждение будем использовать в ходе дальнейшего изучения особенностей характеристики личности преступника, совершившего изнасилование.

При подготовке, совершении и сокрытии изнасилования велика роль личностных качеств преступника - эмоционально-волевой сферы, ценностных ориентаций и т.п.

Важнейшим условием формирования личности насильника в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия, к которым обычно относят алкоголизм родителей, скандалы между ними, физические наказания подростков, а также тепличные условия, создаваемые детям в некоторых семьях, отстранение их от любой активной деятельности. Все это приводит к воспитанию вспыльчивости, повышенной возбудимости, несдержанности, неспособности преодолеть жизненные трудности в критической ситуации.

Среди индивидуальных особенностей, потенциально формирующих противоправное поведение, необходимо назвать различные нервно-психические заболевания (отставание в умственном развитии, олигофрения), физические недостатки (дефекты речи, внешняя непривлекательность и т.п.)[37].

Отмечая подобные тенденции в своей диссертации Г.А. Егошина полагает, что в организации борьбы с сексуальными посягательствами определенную роль могли бы сыграть электронные банки данных о лицах мужского и женского пола с отклонениями в сексуальном поведении, которые целесообразно создать при республиканских, областных и краевых психоневрологических диспансерах. Правовой основой создания подобных банков данных мог бы стать ФЗ «О государственной регистрации лиц с отклонениями в сексуальной сфере», подобно ФЗ от 25.06.1998 г. «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ»[38].

Возражая автору этого предложения, считаем, что в настоящее время для его успешной реализации, прежде всего, необходима организация активной работы по выявлению данных лиц. По нашему мнению, в этом может помочь проведение ежегодного качественного медицинского осмотра (на сегодняшний момент он носит формальный характер) на предмет определения состояния как физического, так и психического здоровья учащихся образовательных учреждений и работников предприятий, организаций и учреждений.

В учебной литературе можно встретить научную классификацию типичных портретов насильников. В соответствии с ней выделяются следующие типы: 1) впервые совершившие преступления под влиянием ситуации, однако предыдущее их поведение было далеко не безупречным. Они обладают такими отрицательными наклонностями, как употребление спиртных напитков, наркотиков, курение и т.п.; 2) лица, уже совершавшие различные правонарушения, привлекавшиеся к административной ответственности. Мотив и цель преступления формируется у них под влиянием ситуации. Как правило, преступление совершается ими спонтанно; 3) лица, нравственная деформация которых представляет серьезную опасность для общества, чье поведение носит стойкий антисоциальный характер. В этой категории могут быть и уже судимые (условно осужденные, досрочно освобожденные и т.п.). Они грубы, жестоки, у них практически отсутствует чувство стыда[39].

Представленный выше анализ специальной литературы свидетельствует о том, что совершение изнасилования предопределяется совокупностью факторов внешней социальной среды и индивидуальными особенностями личности преступника. В связи с этим заслуживает внимания высказывание Ю.М. Антоняна о том, что мотивы совершения конкретного преступления (особенно это касается тяжких насильственных преступлений и, в частности, изнасилований) начинают формироваться достаточно рано, и чтобы понять мотивы поведения человека, нужно знать, какую жизнь он прожил, начиная с детства, когда все внешние воздействия усваиваются наиболее активно[40]. Однако по мнению Е.В. Лялиной исследованию личности виновного со стороны следователей уделяется явно недостаточное внимание. Так, по её данным, основным источником информации о личности подозреваемого являются сведения, полученные от родственников и соседей. Значительно ниже такие показатели относительно получения сведений от друзей, участкового инспектора, коллег. Во многих материалах уголовных дел можно было встретить лишь одну характеристику на обвиняемого, а если он не учился и не работал, то характеристику из нескольких предложений составлял участковый милиционер (по нашим данным, такая ситуация характерна для 20 % расследованных уголовных дел). И, к сожалению, не встретилось ни одного случая возвращения прокурором уголовного дела для производства дополнительного следствия в связи с неполнотой собранных сведений о личности обвиняемого, что говорит о формальном подходе практических работников к требованиям п.3. ч.1. ст. 73 УПК РФ[41].

Д.А. Рогозин, кроме того, с сожалением отмечает, что следователи практически не прибегают и к помощи защитника по вопросам получения информации о преступнике. В то же время предоставленную данным лицом обобщающую справку о насильнике можно было бы использовать для сравнительного анализа со справкой участкового инспектора[42].

Интересен тот факт, что полученные сведения о личности подозреваемого иногда противоречат друг другу. Так, по делу об изнасиловании несовершеннолетних П. и С. один из обвиняемых, в характеристике, представленной от имени домоуправления и коллектива жильцов дома, где он жил, описывался с положительной стороны. В справке же, выданной милицией, куда обратился следователь, было указано, что он уже несколько раз задерживался и давно состоит в отделении на учете за систематическое хулиганство, пьянки и знакомство с лицами из числа уголовных элементов. В дальнейшем выяснилось, что характеристика была написана его родителями и лишь подписана по их просьбе представителями коллектива жильцов[43].