Следует подчеркнуть, что, согласно дополнению к Временному Положению о Главном управлении местами заключения РСФСР и его местных органах (1923 г.), внешнее окарауливание с мест заключения, развод по городу, окарауливание на внешних работах и сопровождение на этапы по-прежнему входило в функции милиции и после реорганизации мест лишения свободы.
Во исполнение постановления Совета Труда и Обороны от. 27 сентября 1922 года совместным приказом РВСР, НКЮ и ГПУ N 2301/1/237 от 4 октября 1922 года конвойная стража в количестве 17 тысяч человек была передана в ведение ГПУ[8]; приказом ГПУ 4Э2 от 16 октября 1922 года конвойная стража была переименована в корпус конвойной стражи ГПУ[9]. Для обеспечения охраны мест заключения в декабре 1922 года сформирован отдел конвойной службы ГУМЗ. Ряд конвойных команд (Московская, Петроградская, Киевская, Харьковская и другие) был переформирован в конвойные полки с соответствующей нумерацией.
В январе 1923 года была установлена новая численность конвойной стражи - 10 тыс. человек. Она освобождалась от охраны мест заключения и охраны судебных учреждений. Доставка следственных заключенных в органы Прокуратуры осуществлялась в весьма ограниченном количестве. Принимались меры по упорядочению маршрутов. Пересматривался порядок окарауливания на внешних работах.
В сентябре 1928 года вступает в действие Временный устав службы конвойной стражи, в котором, в замен устаревшей, вводится новая терминология. Термины: этап, этапные помещения, партии заключенных и другие - упраздняются и используются новые понятия: маршрут, специальные помещения, маршрутные партии и т.п.
В Уставе определяются правовые основы деятельности конвойной стражи: «В выполнении специальной конвойно-караульной службы войска конвойной стражи руководствуются настоящим уставом, во всех же остальных отношениях, как входящие в состав РККА, руководствуются соответствующими уставами РККА» (ст. 2)[10].
В сентябре 1928 года был разработав и утвержден расчет на потребную добавочную численность (4855 человек) для наружной охраны 553 мест заключения РСФСР. Комплектование службы надзора и охраны мест заключения производился из числа красноармейцев частей конвойной стражи, закончивших действительную службу.
В 1928 году конвойные части дислоцировались в 167 городах. Постановлением СНК СССР численность конвойных войск была доведена до 20 тыс. человек.
Наиболее уязвимым местом в организации службы охраны и надзора являлось обеспечение надежной изоляции заключенных. Побеги заключенных из мест лишения свободы носили массовый характер. Если накануне февральской революции из царских тюрем ежегодно бежало 0,7 - 0,8% заключенных, то в 1919 году из мест заключения РСФСР - уже 3,97 %, в 1921 г. - 3,77 %, в 1922 г. - 19,2 %, в 1923 г. - 8,3 %. В 1924 г. с 1 апреля по 1 июля число побегов составило 866, из них по вине администрации 434[11].
В 1930 году Постановлением ЦИК и СНК от 15 декабря были упразднены народные комиссариаты внутренних дел союзных и автономных республик, в связи с чем места заключения были переданы в ведение народных комиссариатов юстиции союзных республик. Охрана и конвоирование заключенных по-прежнему осуществлялись конвойной стражей, которая в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 года была переименована в конвойные войска СССР во главе с центральным управлением конвойных войск СССР. На эти войска распространялись действующие в Красной Армии уставы и наставления. Личный состав носил общевойсковую форму одежды, установленную в РККА.
В 1930 году, наряду с системой мест заключения, находящихся введении Наркомата юстиции, была образована постановлением СНК СССР от 7 апреля система исправительно-трудовых лагерей ОГПУ во главе с Главным управлением исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ). Согласно статье 1 Положения об исправительно-трудовых лагерях, их основной задачей являлась охрана общества «от особо социально опасных правонарушителей путем изоляции их, соединенной с общественно полезным трудом, и приспособления этих правонарушителей к условиям трудового общежития».
В числе основных функций ГУЛАГа особо выделилась организация охраны заключенных в исправительно-трудовых лагерях, колониях и пересыльных тюрьмах и установление в них режима содержания, призванного обеспечить надежную изоляцию, недопущения побега заключенных и установления ими нелегальных связей с внешним миром.
Для охраны исправительно-трудовых лагерей ОГПУ учреждается военизированная охрана. Ее организация, правовое положение имели свои особенности. В соответствии с приказом ОГПУ № 396/187 - 30 г. "О введении твердых штатов военизированной охраны лагерей" устанавливается штатная численность охраны - три стрелка на 100 заключенных
Приказом ОГПУ от 23 июня 1932 года № 686 были объявлены Положение о военизированной охраны командным и рядовым составом. Положение о военизированной охране, руководство ее деятельностью возложено на Главное управление ИТЛ ОГПУ.
В структуре ГУЛАГа образуется Управление охраны, в состав которого входят:
а) политическая часть;
б) оперативный отел;
в) отдел обучения;
г) отдел учета и комплектования;
д) отдел по охране особых лагерей;
е) отделение службы тыла;
ж) инженерная служба;
з) служба связи.
На военизированную охрану возлагались следующие функции:
- охрана заключенных как в местах содержания, так и на работах;
- охрана территорий, сооружений, складов и имущества лагерей;
- конвоирование заключенных на территории лагерей;
- розыск бежавших заключенных;
- ликвидация возможных беспорядков, охрана средств связи и сообщения лагерей.
Порядок несения специальной службы устанавливается инструкциями и положениями, издаваемыми ГУЛАГом ОГПУ. Всему личному составу военизированной охраны лагерей была установлена форма внутренних войск ОГПУ.
Инструкцией по комплектованию личным составом охраны ИТЛ ОГПУ было установлено, что комплектование охраны лагерей рядовым и младшим начальствующим составом производится центральным аппаратом и управлениями лагерей на местах, а средним, старшим и высшим начсоставом - отделом кадров ОГПУ и соответствующими отделами кадров ОГПУ на местах.
В июле 1934 года в соответствии с постановлением ЦИК СССР создается общесоюзный Наркомат внутренних дел, в ведении которого передается из наркоматов юстиции союзных республик все места заключения, непосредственное руководство деятельностью которых, в том числе и по линии охраны, сосредоточивается в ГУЛАГе НКВД СССР.
Недостаток вольнонаемных сотрудников в подразделениях охраны вынудил впоследствии привлекать в военизированную охрану самих заключенных в качестве стрелков охраны. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что заключенными замещались не только должности стрелков, но и начальников боевых партий отрядов, заведующих артиллерийскими складами, каптенармусов. Заключенные назначались дежурными по отрядам, командам и взводам. Ими на две трети, а в некоторых случаях даже полностью, были укомплектованы пулеметные расчеты[12].
В целях повышения качества несения службы стрелками военизированной охраны, обеспечения выполнения производственных заданий заключенными на наиболее трудоемких работах начальники строительств и управлений ИТЛ своими приказами устанавливали надбавки к зарплате работникам охраны. Так, приказом по управлению Москва-Волгострой и Дмитлагу НКВД СССР от 4 января 1936 года были установлены надбавки. Вольнонаемным стрелкам при выполнении всей бригадой плановых заданий: стрелкам-заключенным выплачивалось при выполнении норм всей бригадой на 100 % - 10 % , на 110 % - 25 %, на 120 % - 40 % , на 125 % -50 % к окладу на 100 % - 10 рублей, на 110 % - 20 рублей, на 120 % - 30 рублей, на 125 % и выше - 40 рублей[13].
В обеспечении изоляции заключенных и внутреннего порядка в местах лишения свободы основная ставка делается на усиление репрессий. К примеру, за январь - февраль 1938 года за побеги из лагеря и бандитско-хулиганские действия в Дмитлаге НКВД СССР были расстреляны 24 заключенных, а за март того же года - уже 28[14].
Такая практика осуществлялась повсеместно. Ставка на силовое решение вопросов обеспечения охраны и режима способствовала резкому сокращению побегов заключенных: в 1939 году их совершено 12333, в 1943 году - 6242, в.1945 году - 2196.
Организация службы охраны регламентируется преимущественно ведомственными нормативными актами. В 1941 году "Временный устав службы" (ВУС-41), утвержденный приказом заместителя наркома внутренних дел С. Кругловым, отменяет "Временное наставление по службе ВОХР ИТЛ НКВД" и подробно регламентирует организацию охраны мест заключения и конвоирования заключенных. Согласно ВУС-41, дежурному по лагерному пункту подчинялся караул по охране заключенных, дежурный по штрафному изолятору, дежурные вахтеры и весь наряд лагеря из заключенных. Следует указать, что приказом НКВД от 30 июня 1941 года № 603 на военизированную охрану ИТЛ и колоний распространено действие Дисциплинарного Устава Красной Армии.
В 1943 году приказом НКВД от 20 января № 57 утвержден Устав военизированной охраны исправительно трудовых лагерей и колоний НКВД СССР (УСВО-43). В Уставе детально изложены положения, связанные с организацией карательной службы; охраной лагерных и производственных зон лагерей и колоний; организацией конвойной службы, оперативно-розыскной службы, действиями военизированной охраны в особых условиях; устройством и оборудованием лагерных и производственных зон, этапированием заключенных.
В мае 1946 года начальник ГУЛАГА Наседкин утверждает Инструкцию о порядке отбора и служебного использования заключенных в военизированной охране исправительно-трудовых лагерей и колоний МВД СССР. В Инструкции изложены основные требования к подбору заключенных в службу охраны, порядок формирования подразделений охраны из числа заключенных, их обучения и использования в конвойно-караульной службе, обеспечения питанием, обмундированием, оружием, боеприпасами.