Так, например, "рейдерство" только в Московской области приносит преступный доход равный 4 млрд. долларов США. Наблюдаются картельных соглашения о ценах, "дележе" потребительского рынка, наводнение его фальсифицированными товарами, Выступая на заседании расширенной коллегии Генеральной прокуратуры 3 февраля 2006 г. Президент РФ Путин В.В. привел следующие данные.: объем фальсифицированных товаров среди ювелирных изделий, видеопродукции, лекарственных средств составляет 70 и более процентов, а программного обеспечения - почти 90 процентов.
Все еще остающаяся "прозрачной" Государственная граница РФ с государствами СНГ не являются препятствием для реализации преступных замыслов. Более того, сложившаяся ситуация определенно способствует появлению новых видов преступной деятельности. Наряду с контрабандой различных предметов, в их числе и наркотиков, преступные группировки проявляют в последнее время повышенный интерес к предприятиям оборонного и ядерно-энергетического комплексов и отдельных их компонентов, осуществляют незаконный вывоз редкоземельных металлов, драгоценных природных камней, радиоактивных материалов и т.п.
Затянувшийся кризис экономики России требует обязательного учета этого положения при оценке криминогенной ситуации. Это не только безработица, но и локальные отраслевые кризисы перепроизводства. Не находят сбыта по причине непомерно высоких цен многие виды продукции мясомолочной, кондитерской промышленности, отечественные автомобили и другие товары. На фоне этих товарных диспропорций совершаются самые различные преступления - от хищений наиболее ценных компонентов до покрытия за счет государства издержек производства частных либо со смешанным капиталом предприятий. Масштабное банкротство предприятий наблюдается в последнее время несколько реже, чем ранее. Но в последние 2-3 года наработанные приемы и процедура банкротства все чаще используется криминалом для противоправного завладения не только имуществом, но и бизнесом.
Несогласованность различных звеньев производственного механизма, нарушение складывавшихся десятилетиями пропорций прежних экономических отношений продолжают оставаться предпосылками для масштабной коррумпированности, колоссальных по своему размаху и причиняемому ущербу финансовых махинаций и мошенничества. Достаточно сказать, что материальный ущерб от преступлений в 2005 году вырос в 5,1 раза по сравнению с 2004 годом и составил 1399,6 млрд. рублей, 7 что почти в 2 раза превышает объем стабилизационного фонда России, формирующегося уже несколько лет.
Высокий уровень организованности современной преступности и её связь с отдельными представителями властных структур позволяют нейтрализовывать некоторые формы социального контроля. Преступные организации стремятся легализовать свою деятельность, придать ей легитимный характер. Они создают или приобретают официальные коммерческие структуры, которые используют для отмывания денег, добытых преступным путем. Это относится, прежде всего, к приватизированным предприятиям торговли, коммерческим банкам, риэлтерским фирмам, автомобильным сервисным центрам и др.
Указанные тенденции будут оказывать серьезное влияние на экономическую ситуацию, порождать новые, ранее неизвестные и недоступные в силу своей сложности и масштабности преступления, а также преступления, требующие высокой организации при выполнении преступного замысла.
В насильственной преступности наметилась совершенно определенная линия на сращивание с экономической преступностью. Формирование криминальных и полукриминальных структур вокруг производственных, коммерческих и иных бизнес структур будет еще долго сопровождаться самыми разнообразными насильственными действиями поджогами, взрывами, убийствами должностных лиц конкурирующих фирм, банков, нападений на сотрудников правоохранительных органов.
Набирает силу тенденция усиления внешнеэкономического, межнационального и межрегионального характера преступной деятельности. В этой деятельности в настоящее время совершаются преступления как примитивно-вульгарного толка, характеризующиеся похищением, переправкой и продажей за границей любого товара, сырья по демпинговым ценам, так и сложные, многоходовые, масштабные преступления. Участники организованных сообществ используют при этом недостатки нашего внешнеэкономического механизма, системы лицензирования и квотирования, налогообложения, ценовой политики. Преступники, до установления конвертации, используют явно заниженный курс рубля по отношению к доллару и евро. Разница между курсом рубля и его покупательной способностью приносят огромные валютные барыши, которые укрываются от налогов и размещаются в иностранных банках за рубежом. Участие в таких операциях пока что остается практически безнаказанным.
Заметно увеличится число преступлений в кредитно-финансовой сфере, поскольку либерализация экономической деятельности, упрощение условии кредитования, прекращение Центральным банком кассового планирования, значительный объем взаимных неплатежей сопровождается появлением новых правонарушений. К их числу относятся: злоупотребления капиталовложениями и действия, причиняющие ущерб партнерам и акционерам, подделка гарантийных писем, электронных платежных документов и иные компьютерные преступления, нарушающие права потребителей услуг, коммерческие "взятки", и т.п. В связи с развитием коммуникаций и основанных на них расчетов, увеличивается количество хищении денежных средств путем несанкционированного доступа в компьютерные сети и перевод чужих денежных средств на другие счета, хищения с использованием ценных бумаг, электронных платежных и кредитных карт и т.п.
Все изложенное требует разработки адекватных законодательных мер противодействия преступности, совершенствования правовой деятельности и мер профилактики.
1.8 Психологические аспекты борьбы с экономической преступностью. Проблема борьбы с экономической преступностью
Защита экономики от преступных посягательств криминальных элементов стала одной из важнейших задач государства и общества. Проблема экономической преступности и коррупции из чисто полицейской, какой она является в большинстве стран, перешла в разряд политических, представляя сегодня угрозу национальной безопасности[30]. Рост преступности в экономике с учетом латентности сегодня составляет 50-60% в год. Каждое четвертое такое преступление относится к категории тяжких, и их доля растет из года в год[31].
Одной из причин сложившегося положения является то, что государственные органы, в частности правоохранительные и судебные, оказались неподготовленными в правовом, организационном, кадровом, материально-техническом, финансовом и, что важно, в психологическом отношениях к деятельности в принципиально новой экономической обстановке.
Рассматривая феномен экономической преступности, деятельность государственных органов по борьбе с нею, необходимо учитывать их специфические признаки:
1) совокупность этих преступлений совершается в сфере экономических отношений;
2) объектом преступных посягательств выступают прежде всего отношения собственности в различных материализованных формах. Наиболее очевидная форма преступности в сфере экономики — хищения собственности. К этой же категории могут быть отнесены должностные преступления (злоупотребления властью или служебным положением, взяточничество), если они совершаются в связи, по поводу или в процессе экономических отношений;
3) экономическую преступность нельзя рассматривать как нечто существующее отдельно от социальной, экономической структуры общества, они органично связаны;
4) экономическая преступность выражается, прежде всего, в совокупности корыстных посягательств на собственность, порядок управления экономикой со стороны лиц, выполняющих определенные функции в системе экономических отношений;
5) преступное поведение в экономической сфере непосредственно порождается ослаблением социального контроля над противоправными и антиобщественными интересами отдельных лиц и групп, вытекающими из условий их экономической деятельности, которая в свою очередь тесно связана с природой хозяйственных отношений на данном этапе развития общества, экономики и т.д.
Можно с полным основанием утверждать, что и в научно-исследовательских, и в практических целях борьбы с экономической преступностью анализ данного вида преступлений необходимо осуществлять с учетом не только всего комплекса норм права, но и психологических процессов, происходящих в сфере экономических отношений между людьми, являющимися их участниками. Последнее обстоятельство имеет наряду с теоретическим и практическое значение не только для борьбы с экономической преступностью в целом, но и для непосредственной человеческой деятельности по осуществлению организационной, уголовно-правовой и оперативно-розыскной работы органов внутренних дел по защите экономики от преступных посягательств, потерь, бесхозяйственности, расточительности и т.п., так как только на этой основе можно применить комплексный подход в борьбе с нею.
Изучение криминологических, экономико-правовых и социально-психологических аспектов этого явления показывает, что в недавнем прошлом оно было связано с таким общим положением в нашей экономике, когда производитель, труженик длительное время отчуждался от собственности, утрачивая положение и менталитет заинтересованного хозяина. В результате этого "отчуждения" в сознании людей, участвующих в экономических отношениях, глубоко укоренились психологически, да и в настоящее время продолжают культивироваться, административно-командные методы, волюнтаристский подход, правовой нигилизм, игнорирование объективных экономических законов и категорий. Скрытые до этого психологические причины привели к тому, что товарно-денежные отношения, загнанные прежде в подполье, "вдруг" проявили себя в уродливом обличье "теневой" экономики с ее неизбежными спутниками - коррупцией, особо крупными хищениями, а нормальный материальных интерес - в извращенной форме взяток, "поборов", краж и т.д.[32]