Развитие транснациональной организованной преступности заставляет изменить общую оценку преступности. Если ранее преступность рассматривалась в качестве фактора, влияющего на внутренний правопорядок в стране, то сейчас транснациональную преступность следует рассматривать как глобальную угрозу международной безопасности. Это требует новых подходов в межгосударственном сотрудничестве.
Введение транснациональной криминальной корпорации и международной террористической организации в качестве субъектов ответственности по международному уголовному праву. На сегодняшний день международное право рассматривает в качестве субъектов международных преступлений и преступлений международного характера только государства и индивидов. Привлечение к уголовной ответственности руководителей и членов преступных организаций осуществляется в соответствии с национальным уголовным законодательством. В ряде стран законодательство предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности юридических лиц.
Формирование транснациональных криминальных корпораций и международных террористических организаций требует от международного сообщества признания преступными самих организаций и корпораций и принятия действенных мер по пресечению их преступной деятельности и привлечению к уголовной ответственности виновных физических лиц. Применяемые санкции должны препятствовать возможности дальнейшей преступной деятельности транснациональных криминальных корпораций и международных террористических организаций и включать конфискацию имущества на территории всех государств, в том числе денежных средств на счетах в банках, акций и долей подконтрольных предприятий, недвижимости, а также наказание руководителей и членов корпораций.
Формирование международных судебных учреждений, наделенных юрисдикцией в отношении преступной деятельности транснациональных криминальных корпораций и международных террористических организаций. Привлечение к ответственности транснациональных криминальных корпораций и международных террористических организаций возможно только при распространении на них международной юрисдикции. Ни одно государство не в состоянии в рамках национальной юрисдикции обеспечить пресечение их преступной деятельности.
Для ускорения решения вопроса представляется возможным использовать опыт по созданию международных трибуналов по Югославии и Руанде. Данные трибуналы создавались резолюциями Совета безопасности ООН, ставшими обычными нормами международного права по молчаливому согласию государств.
Ответственность государств, содействующих деятельности транснациональных криминальных корпораций. Представляется необходимым установление ответственности государств, содействующих преступной деятельности транснациональных криминальных корпораций и международных террористических организаций, как соучастников. Установление ответственности государств должно позволить международному сообществу оказывать давление на государства, укрывающие на своей территории членов транснациональных криминальных корпораций и международных террористических организаций, а также обеспечивающие размещение в финансовых учреждениях средств транснациональных криминальных корпораций и международных террористических организаций, созданных или контролируемых ими компаний.
Решение вопроса о порядке раздела конфискуемых преступных доходов между заинтересованными государствами. Серьезной проблемой, которая пока не нашла своего решения и препятствует развитию международного сотрудничества в борьбе с отмыванием денег, является раздел конфискованных преступных доходов. С учетом международного характера современного отмывания денег, в идеале необходимо достижение по этому вопросу общего согласия государств и оформление его в виде универсального международного договора либо протокола к Конвенции против транснациональной организованной преступности 2000 года. На пути к решению данной проблемы, который очевидно будет нелегким, могли бы быть заключены соглашения на региональном уровне. В частности в рамках Совета Европы целесообразно, на наш взгляд подготовить дополнительный протокол к Конвенции "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" 1990 года. Аналогичным путем можно двигаться и странам СНГ.
На национальном уровне Россией сделаны важные шаги, направленные на развитие международного сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью и терроризмом. Россия недавно ратифицировала Конвенцию Совета Европы 1990 года. В августе 2001 года пописан Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов от преступной деятельности", который вступает в силу с 1 февраля 2002 года. С принятием закона можно говорить о завершении первого этапа формирования законодательной базы системы борьбы с отмыванием денег.
Борьба с отмыванием денег направлена на решение ряда задач: защиту экономики от криминальных инвестиций, подрыв финансовой базы преступных организаций, пополнение доходной части бюджета, выход на руководство преступных организаций по цепочкам следов финансовых операций. По оценкам ряда специалистов борьба с отмыванием денег является одним из наиболее перспективных направлений борьбы с транснациональной преступностью.
В настоящее время первоочередной задачей является скорейшее создание уполномоченного органа, осуществляющего меры по борьбе с отмыванием денег.
Заключение
По результатам исследования в данной работе проблемы российской организованной экономической преступности можно сформулировать следующие выводы:
Существует много видов экономических преступлений, объединенных в границах преступности в сфере экономической деятельности, сфере предпринимательства. Эта преступность обладает собственными особенными свойствами и аддитивными чертами, которые присущи лишь рыночному типу хозяйствования. Для нее характерен высокий уровень наносимых государству экономических потерь и особая социальная опасность.
Генезис российской преступности последнего десятилетия выявил две взаимообусловленные тенденции - "экономизации" организованной преступности и повышения уровня организованности самой экономической преступности. Их действие привело к возникновению принципиально нового асоциального явления - организованной экономической преступности, представляющей собой некий симбиоз развитых форм организованной и экономической преступности.
Организованная преступность и экономика имеют тесную связь. Сама организованная преступность становится социальным фактом лишь при условии обретения собственной экономической и финансовой основы за счет извлечения доходов как в сфере собственно криминальной экономики, так и в легальном хозяйстве. Последнее характерно преимущественно для России. У нас проникновение оргпреступности в законную экономику и финансовую систему уже состоялось, а для западных стран такая инфильтрация только прогнозируется специалистами.
В основном завершившийся процесс первоначального накопления собственных капиталов позволил российской оргпреступности занять прочные позиции в легальной хозяйственной системе и в определенном смысле обладать экономической властью в стране. К настоящему времени в целом завершено проникновение организованной преступности в политическую сферу, властные структуры на всех уровнях государственного управления, средства массовой информации.
Российская оргпреступность приобрела транснациональный характер, уверенно вышла "на мировую арену" и закрепила там свои позиции. Существуют достаточно основательные предпосылки выхода ее в число будущих лидеров среди крупнейших криминальных ассоциаций преступного мира западных стран, с возможным подчинением их своим интересам.
Организованная преступность, имеющая чисто уголовно-криминальное происхождение, владеет собственной экономикой - криминальной, и проникает в легальную хозяйственную систему государства. В этой последней части оргпреступность имеет общее поле с организованной экономической преступностью.
Генезис организованной экономической преступности выявил закономерность: чем выше уровень энтропии легальной экономической среды, тем выше и уровень организованности самой экономической преступности.
Принципиальное феноменологическое отличие российской организованной экономической преступности от аналогичных криминальных явлений в странах Запада состоит в двойственности (дихотомичности) ее природы: одна составляющая ОЭП возникла в итоге преступной деятельности уголовных элементов в сфере легальной экономики, вторая - зародилась непосредственно в лоне самой легальной экономики на базе развития криминализированного предпринимательства, за счет совершения в рамках деятельности официально зарегистрированных бизнес-структур экономических преступлений. Эта последняя составляющая ОЭП может быть достаточно безболезненно элиминирована и сведена до минимума в результате акций по амнистии капиталов ее субъектов и структур, легализации и легитимизации их деятельности.
Организованная экономическая преступность основные источники извлечения доходов получает от деятельности официально зарегистрированных бизнес-структур в легальной экономике. Они извлекаются:
а) за счет разрешенного производства экономических благ;
б) за счет совершения противоправных деяний под прикрытием имиджа легальной фирмы - различного рода экономических преступлений преимущественно мошеннического характера, сокрытия доходов от налогообложения, отмывания "грязных" денег из сферы криминальной деятельности организованной преступности и др.