В науке высказано мнение о том, что в случае, когда у нотариуса есть сомнения в способности наследодателя руководить своими действиями и понимать их значение и даже если относительно этого вопроса нет судебного решения, в удостоверении завещания следует отказать[41].
Отметим, что в практике встречаются завещания, при составлении которых завещателю не разъяснено право наследников на обязательную долю в наследстве[42]. Однако, несмотря на то что при удостоверении нотариусом такого завещания допущены нарушения положения п. 6 ст. 1125 ГК РФ, в соответствии с которым он обязан разъяснять завещателю содержание ст. 1149 ГК РФ, ничтожности завещания такое нарушение не влечет. В крайнем случае, можно сделать предположение лишь об оспоримости завещания в зависимости от его остальных условий[43].
Следует иметь в виду, что положения закона, закрепленные в ст. 1149 ГК РФ, существуют объективно и никак не зависят от воли заявителя. Если незнание им указанных правил не отразилось на существе волеизъявления в отношении принадлежащего его имущества, признать такое завещание недействительным законных оснований нет[44].
К форме составления содержания закон предъявляет определенные требования, однако не следует думать, что невыполнений таких требований влечет во всех случаях недействительность завещания. В подтверждение этого приведем пример из судебной практики.
Государственный нотариус г. Сходня Московской области 20 июля 2000 года вынес постановление об отказе гражданке Глазковой в выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию после смерти гражданина Щербакова, наступившей 14 января 2000 года. Причиной такого отказа послужило обстоятельство, согласно которому завещание составлено с нарушением требований закона: дата указана цифрами и в завещании отсутствовала запись о том, что его копия направляется на хранение в нотариальную контору, экземпляр завещания выдан не завещателю, а наследнице Глазковой, отсутствует номер, под которым завещание зарегистрировано в реестре регистрации завещаний. Решением Химкинского городского суда от 28 августа 2000 года жалоба гражданки Глазковой была признана обоснованной, суд обязал нотариуса выдать Глазковой свидетельство о праве на наследство по завещанию. При этом суд указал, что завещание составлено ясно и недвусмысленно, а допущенные при его оформлении нарушения не содержат оснований для признания сделки недействительной.
Следует обратить внимание на тот факт, что в исключительных случаях, предусмотренных законом, завещание может быть подписано другим лицом. В отличие от ранее действовавшего законодательства перечень причин, по которым завещатель не может собственноручно подписать завещание и ввиду этого оно подписывается рукоприкладчиком, ограничен и является исчерпывающим. К таким причинам п. 3 ст. 1125 ГК РФ относит только физические недостатки, тяжелую болезнь либо неграмотность завещателя. В силу таких обстоятельств завещание по просьбе завещателя может быть подписано другим гражданином в присутствии нотариуса или должностного лица, при этом обязательно должны быть указаны причины, по которым завещатель сам не может подписать документ. Однако следует подчеркнуть, что лицо в пользу которого составлено завещание, не вправе подписывать его вместо завещателя, более того – такое лицо не может присутствовать при удостоверении завещания, чтобы не оказать даже косвенного влияния на формирование волеизъявления наследодателя.
При составлении и нотариальном удостоверении завещания может присутствовать свидетель. По желанию самого завещателя свидетель может присутствовать при составлении любого завещания, независимо от его формы. Причины, по которым завещатель намерен совершить завещание в присутствии свидетелей, значения не имеют.
При составлении завещания завещатель может возложить на наследника определенные обязанности, а также обусловить получение наследства определенным условием относительно характера поведения наследника; возможно составление завещания по отлагательным условиям (например, передать автомобиль дочери после того, как она окончит высшее учебное заведение). Условия завещания не должны противоречить закону, поэтому включение противоправных условий является недействительным. Включение в завещание условий, которые наследник не может выполнить в силу состояния своего здоровья или в силу иных обстоятельств, может быть признано недействительным по иску такого наследника.
Принцип свободы завещания ограничивается только правилами об обязательной доле в наследстве (ст. 1149 ГК РФ). Завещатель не может лишить права на наследование своих несовершеннолетних или нетрудоспособных детей, нетрудоспособного супруга и родителей, а также своих нетрудоспособных иждивенцев, которые на основании п.п. 1-2 ст. 1148 ГК РФ могут быть призваны к наследованию.
Итак, назовем основные признаки завещания.
Во-первых, завещание является единственным, исключительным способом распоряжения имуществом на случай смерти.
Во-вторых, завещание как действие по распоряжению имуществом, направленное на возникновение у названных в завещании лиц прав и обязанностей в связи со смертью завещателя, является сделкой (ст. 153 ГК РФ), которая носит односторонний характер, поскольку для ее совершения необходимо и достаточно выражения воли только одной стороны - завещателя (п. 2 ст. 154 ГК РФ). Для действительности завещания не имеет значения воля тех лиц, в пользу которых оно совершено, а также тех, которые в завещании не упомянуты.
В законе специально подчеркнуто и то, что в завещании могут содержаться распоряжения только одного лица, совершение завещания двумя и более гражданами не допускается (п. 4 ст. 1118 ГК РФ). Имеются в виду как совместные завещания в пользу третьих лиц (супруги совершают одно завещание в пользу своих детей), так и взаимные завещания в пользу друг друга. Такие завещания, превращаясь в завещательный договор, неминуемо утрачивают черты односторонней сделки, следовательно, становятся ничтожными. Завещание является особой сделкой. В отличие от других сделок, которые сами по себе в силу их совершения порождают юридические последствия, завещание при жизни завещателя юридически безразлично и ни в коей мере не связывает завещателя, который вправе распоряжаться завещанным имуществом (п. 5 ст. 1118 ГК РФ). Именно эта особенность завещания объясняет включение в закон нормы, предусматривающей, что оспаривание завещания при жизни завещателя не допускается. Завещание порождает права и обязанности только в совокупности с другим юридическим фактом - смертью завещателя (открытием наследства).
С этой точки зрения завещание можно охарактеризовать как сделку с отлагательным сроком действия, при этом такой срок не определен, он связан с наступлением конкретного события - смертью завещателя.
В-третьих, завещание не только односторонняя, но и личная сделка. Это означает, что только сам гражданин может составить завещание, притом личная встреча с нотариусом или другим лицом, которому предоставлено право удостоверить завещание, обязательна (исключение составляет лишь совершение завещания в чрезвычайных обстоятельствах). Совершать завещание через представителя запрещено.
В-четвертых, завещание - это строго формальная сделка. В качестве акта, посредством которого вовне выражается воля завещателя, оно должно отвечать определенным требованиям, касающимся формы и порядка его совершения. Для завещания эти требования установлены законом и носят императивный характер. Поскольку завещание, в отличие от других сделок, порождает последствия, оценивается и исполняется после смерти завещателя, оно должно быть таким, чтобы по возможности исключались сомнения в том, что завещатель полностью отдавал отчет своим действиям, что выраженная им воля была подлинной и свободной. Все это предопределяет необходимость установления тех строго формальных требований, которые предъявляются к субъектному составу, порядку совершения завещания, его форме и содержанию.