Направленность совершаемого деяния на конкретный объект, безусловно, должна охватываться сознанием лица, которое совершает это деяние умышленно[70]. Поэтому при незаконном использовании объектов авторского права или смежных прав лицо должно осознавать, что своими действиями нарушает права владельца авторского или смежного права (хотя бы и не имея точного представления о юридической природе исключительных прав). Лицо также должно осознавать, что незаконно используя объект авторского права или смежных прав, например, с целью получения прибыли от своей деятельности по тиражированию и распространению таких объектов, оно нарушает права авторов и иных правообладателей, так как использует результаты чужого интеллектуального труда, без всякого на то разрешения[71]. В то же время суды не всегда это учитывают при принятии решения. Пример такого приговора по делу гражданина Л. из архива Алатырского районного суда Чувашской Республики в своем диссертационном исследовании приводит А.Г. Морозов. Было установлено, что подсудимый распространял путем продажи ранее приобретенные контрафактные видеокассеты в количестве 143 штук. О том, что эти кассеты являются контрафактными, подсудимый, с его слов, не знал. Доказательства того, что подсудимый знал этот факт, в приговоре суда отсутствуют. Несмотря на это, Л. был признан виновным, то есть, по мнению суда, его вина в совершении преступления по ч. 1 ст. 146 УК РФ, была доказана[72].
Новеллой уголовного закона является введение в ч. 2 ст. 146 УК РФ обязательного признака цели сбыта (ФЗ от 8 апреля 2003 г. № 45-ФЗ«О внесении изменения в статью 146 Уголовного кодекса Российской Федерации»)[73]. В данном случае понятие «цель» понимается как «представление лица, совершившего преступление, о желаемом результате, к достижению которого он стремится, совершая преступление»[74].
Ранее диспозицией ст. 146 УК РФ не было предусмотрено специальной цели в качестве обязательных признаков состава преступления. Вместе с тем, некоторые авторы указывали на то, что фактической целью совершения преступления в сфере авторского права и смежных прав может являться: «извлечение дохода, вступление в творческий союз, назначение на должность, присуждение награды, вручение знака отличия, защита, диссертации, продвижение по карьерной лестнице, достижение славы, известности и др.»[75].
Цель сбыта в ч. 2 ст. 146 УК РФ установлена только применительно к приобретению, хранению, перевозке контрафактных экземпляров произведения или фонограмм. Под сбытом следует понимать любые способы как возмездной, так и безвозмездной передачи контрафактных экземпляров другим лицам (продажа, дарение, обмен и др.).
Решая вопрос об уголовной ответственности того или иного лица, необходимо не только установить все признаки совершенного им деяния, но и определить, может ли лицо, его совершившее понести уголовную ответственность.
Одной из причин невысокой эффективности уголовно-правовой борьбы с незаконным использованием объектов авторского права или смежных прав является отсутствие единого подхода в теории уголовного права и в практике применения уголовного законодательства к квалификации соответствующих деяний по ч. 2 ст. 146 УК РФ и другим статьям УК РФ.
2.2 Совершенствование организационных и уголовно-правовых мер противодействия преступлениям, связанным с оборотом контрафактных аудиовизуальных произведений и фонограмм
В криминологии классификация видов предупреждения преступлений проводится по различным основаниям. Так, по уровню выделяют общие (общесоциальные) и специальные (криминологические) меры предупреждения преступлений.
В качестве общего предупреждения преступности в исследуемой сфере необходимо рассматривать обеспечение защиты авторского права и смежных прав, так как в данном случае ставятся более широкие задачи, чем только уголовно-правовое противодействие обороту контрафактных аудиовизуальных произведений и фонограмм.
Говоря об эффективности противодействия аудиовизуальному пиратству, Ю.В. Трунцевский выделяет следующие основные направления укрепления организационных основ противодействия указанного вида преступности[76]:
1) законодательная. Без стройной законодательной базы в этой области эффективность противодействия преступности в масштабах всей страны не возможна;
2) организационно-управленческая. Упорядочение работы органов всех ветвей государственной власти путем устранения конфликтов и разногласий между ними при принятии различных решений по поводу обеспечения контроля и надзора за отечественным аудиовизуальным бизнесом;
3) правоохранительная.Укрепление правоохранительной системы с целью достижения таких основных задач, как надежная защита прав и законных интересов участников аудиовизуального бизнеса, потребителей, эффективная борьба с преступностью в этой сфере, содействие экономической стабильности в стране и др.;
4) профилактическая работа с населением, отдельными предпринимателями должна преследовать три основные цели: а) предупреждения появления возможных жертв аудиовизуального пиратства (виктимологическая профилактика); б) создание общей психологической атмосферы нетерпимости к преступным проявлениям подобного рода; в) побуждение к активному содействию органам правопорядка в борьбе с преступностью.
В зависимости от субъектов противодействия обороту контрафактных аудиовизуальных произведений и фонограмм выделяются:
- отраслевые (ведомственные) меры – Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, Роспатент и др.;
- комплексные (совместные) правоохранительных органов между собой, а также этих органов с другими государственными органами, общественными и профессиональными организациями правообладателями);
- местные меры, осуществляемые правообладателями.
К государственным субъектам охраны и защиты исключительных прав относятся помимо правоохранительных органов и другие, осуществляющие в пределах компетенции контролирующие функции и меры профилактики правонарушений в рассматриваемой сфере. В частности российские министерства образования и науки, культуры и массовых коммуникаций, федеральные службы и агентства, находящиеся в их ведении.
Среди них, прежде всего, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, а также федеральные службы по культуре и кинематографии, по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и др.
Следует отметить и такую форму государственного участия в деле защиты исключительных прав как прокурорские надзор и реагирование на указанные нарушения.
В моей работе виды противодействия преступлениям, связанным с оборотом контрафактных аудиовизуальных произведений и фонограмм классифицированы по содержанию, где выделены: экономические, политические, нравственно-психологические, социально-правовые, технические, организационно-управленческие меры.
В ходе проводимого нами опроса, респондентам был задан вопрос о том, какие меры целесообразно предпринять для эффективного противодействия обороту контрафактных аудиовизуальных произведений и фонограмм. В числе мер экономического характера были названы:
1) Снижение цены на лицензионную аудио-видеопродукцию.
2) Расширение сети оптовой торговли лицензионной аудио-видео продукцией.
В качестве организационных мер респондентами (экспертами) были названы:
1) осуществление более тесного взаимодействия с представителями правообладателей по вопросам сотрудничества в выявлении, раскрытии и расследовании преступлений связанных с оборотом контрафактной аудио-видеопродукции.
2) организация жесткого контроля за исполнением законодательства о запрещении торговли аудио-видео продукцией с лотков и палаток.
3) совершенствование профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов, в сфере противодействия обороту контрафактных аудиовизуальных произведений и фонограмм.
4) осуществление постоянного мониторинга рынка аудиовизуальных произведений и фонограмм.
5) Внедрение системы централизованной логистики лицензионного товара на торговые точки.
6) Создание единой информационной базы правообладателей.
7) Обязать провайдеров производить отключение пользователей от сети Интернет в случае загрузки последними аудио или видео файлов из пиринговых сетей с нарушением авторского или смежных прав.
Весьма оригинальными и заслуживающими особого внимания являются предложения О.А. Дворянкина по улучшению ситуации с контрафакцией[77].
Указанный автор полагает необходимым параллельно с давлением на пиратов осуществлять давление на правообладателей.
Как показывает практика, правообладатели и пираты в значительной степени знают друг о друге, часто общаются, дружат, и, как ни парадоксально, правообладатели через своих подручных пиратов сбывают неучтенный товар.
Для части бизнеса сотрудничество с пиратами стало нормой жизни и единственным способом выжить. Наиболее дальновидные предприниматели поняли, что если это зло нельзя устранить, с ним нужно сотрудничать. Лучше заставлять пиратов платить, тем более что некоторые идут на такие шаги, нежели не получать от них ничего. Они постепенно втягиваются в договорно-правовое поле, превращаются в рекорд-лейблы, подписывая контракты с исполнителями. А звезды, как известно, идут туда, где им больше платят. Так что легализация пиратства — закономерный процесс. «Первое музыкальное издательство», например, заставило производителей «Романтической коллекции» очистить авторские права и, таким образом, сделать этот продукт легальным[78].