Смекни!
smekni.com

Особенности расследования преступлений в сфере оборота контрафактной продукции (стр. 6 из 17)

Таблица 7

Крупные сети специализированных магазинов (центр и регионы) по продаже аудио-продукции

Название сети Регион Количество торговых точек
Союз Москва и обл.Санкт-ПетербургНижний НовгородСамараМурманск

64

5

2

1

1

Манго Москва и обл.Санкт-Петербург и обл.СамараСочи

51

21

1

1

Music Star Ставрополь, Пятигорск,Минеральные воды, Ростов-на-Дону, Новочеркасск,Азов, Таганрог, Астрахань, Волгоград, Волжский 26
Уралтон ЧелябинскМиасс

8

3

Титаник Видео Рекорда МоскваЕкатеринбургСанкт-ПетербургНовосибирск

3

1

1

1

DiVA СтавропольНевинномысскПятигорскСветлоградЧеркесск

2

1

1

1

1

Империя развлечений Томск 5
Шоколад Маркет Видео Томск 5
Меломан Новосибирск 5
Агарта

Новосибирск

Барнаул

Кемерово

3

1

1

Хит-парад Иркутск 5
Легион Краснодар 5
Музыкальный лабиринт Белгород 4
Фритоника Уфа 4
Наша музыка Уфа 4

XXI век

(«Мир звука»)

Самара 4
Hi-Fi Старый Оскол 4
Пурпурный легион (Легионер) Москва 3
Миллион мелодий Зеленоград 3

Таким образом, получается, что на всю Россию с ее многомиллионным населением всего, более или менее цивилизованных, легальных 252 торговые точки. А сколько других мелких и крупных торговых объектов, которые находятся в индивидуальном обслуживании и получают товар через различные, как легальные, так и нелегальные, посреднические сети. Конечно, или вероятнее всего, их никто не считал, а при этом они-то и делают основную погоду на потребительском рынке[34].

4. Меньшую «уязвимость» аудио-видео пиратства перед неблагоприятными экономическими факторами (инфляцией, падением конъюнктуры рынка и т.п.)[35] по сравнению с легальными формами соответствующего вида бизнеса.

Говоря о политических факторах пиратства в аудиовизуальной сфере, Ю.В. Трунцевский, среди прочих, называет следующие[36]:

1. Отсутствие должного восприятия в органах государственной власти угроз, которые исходят от интеллектуальных пиратов.

2. Коррумпированность чиновничьего аппарата.

Полагаю, что реальность угроз, исходящих от производителей и продавцов аудио-видео контрафакта к настоящему времени органами и законодательной и исполнительной власти осознана. Об этом свидетельствуют и подвижки в сфере законодательной регламентации вопросов противодействия контрафакции и проведение широкомасштабных акций, направленных против пиратов.

Тем не менее, второй из приведенных Ю.В. Трунцевским факторов, оказывает действительно серьезное влияние на торможение указанных позитивных процессов.

В ходе проведенного специалистами Центра опроса общественного мнения социологического исследования респондентам (владельцам торговых точек, реализующих аудио-видео диски) был задан вопрос: «Имели ли место в отношении Вас случаи поборов со стороны представителей правоохранительных или контролирующих органов в связи с осуществляемой коммерческой деятельностью?».

Ответы распределились следующим образом (в %):

Как видно из гистограммы, подавляющее большинство респондентов, так или иначе, сталкивались с обозначенной проблемой. Затруднившиеся ответить на поставленный вопрос, скорее всего, не дали положительного ответа, не желая наступления негативных последствий, хотя анкетирование было анонимным.

В ходе интервьюирования, удалось выяснить, что, реализуя в большинстве своем контрафактную продукцию, владельцы торговых точек чаще всего подвергаются проверкам со стороны органов внутренних дел и госторгинспекции. Решение вопроса о не возбуждении административного (уголовного) преследования за нарушение авторских и смежных прав обходится торговцам в 5-15 тыс. рублей. Некоторые интервьюеры признались в том, что ежемесячно платят сотрудникам правоохранительных органов за так называемое «крышевание», позволяющее уклоняться от ответственности.

Создается впечатление, что значительная часть государственных институтов, предназначенных для борьбы с пиратством, со временем перерождаются в «паразитические», питающиеся соками того самого пиратского организма. А смерть организма, как известно, приводит к гибели паразита. Поэтому сегодня зачастую сотрудники милиции работают ради получения «отступных» от пирата. Именно для этого они добывают оперативную информацию, устанавливают место нахождения склада контрафактной продукции, арестовывают ее, а затем уничтожают - но не продукцию, а материалы соответствующего дела оперативного учета[37].

В этой ситуации правообладатели находят весьма оригинальные способы, позволяющие мирно сосуществовать и тем, кто торгует лицензионной продукцией и нелегалам. Так, в Воронеже одна известная организация, занимающаяся оптовым сбытом лицензионной аудио-видеопродукции, под угрозой сообщения в Российскую антипиратскую организацию и правоохранительные органы о фактах реализации контрафактной продукции, заставляет организации розничной торговли и индивидуальных предпринимателей закупать у себя лицензионные CDи DVD. Таким образом решается вопрос легализации торговли аудио-видео продукцией.

Анализируемый фактор в частности, способствует тому, что положения Постановления Правительства РФ от 12 июля 2003 г. № 421 «О внесении изменений и дополнения в Правила продажи отдельных видов товаров и в Положение о лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей»[38] в части запрета на продажу экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм при осуществлении розничной торговли с использованием лотков и палаток зачастую не выполняются.

Детерминанты нравственно-психологического характера. Ранее мною было отмечено то, что россияне в большинстве своем поддерживают распространение контрафактной аудио-видео продукции в стране. Мнение о том, что бесплатно скопировать через Интернет фильм (музыку) это не преступление, в отличие от кражи диска в магазине, высказало также и большинство американцев. В чем же причина такого отношения к чужой интеллектуальной собственности?

Большинство людей объясняют свое поведение тем, что звезды кино, певцы, киностудии, аудио – лейблы и так уже достаточно богаты, поэтому бесплатное скачивание файла (или приобретение контрафактного CDили DVD) не принесет им большого ущерба (эффект «Робина Гуда»).

Следует отметить, что по оценкам зарубежных специалистов аудио-контрафакция в Интернет выгодна для 75% музыкантов (т.е. той части музыкальной общественности, которую можно отнести к категории «малоизвестные»)[39]. Малоизвестные музыкальные группы только выигрывают, если их творчество распространяется бесплатно в Интернет, будь то файлообменные сети или социальные музыкальные сервисы.

Довольно интересная картина влияния пиринговых сетей (оверлейных компьютерных сеть, основанных на равноправии участников. В такой сети отсутствуют выделенные серверы, а каждый узел (peer) является как клиентом, так и сервером) на продажи CD приведена в упоминавшейся работе Оберхольцера и Штрампфа[40].На графике 1 показана зависимость между количеством бесплатных загрузок файлов популярного исполнителя из пиринговых сетей и соответствующее количество лицензионных продаж его альбома за те же отрезки времени.

График 1

Как видно, у альбома популярного исполнителя графики двигаются почти синхронно. Количество загрузок почти равно тиражу CD-дисков, а с 15-ой недели начинается расхождение: количество загрузок снижается, а количество продаж альбома растет.

Картина с распространением музыки малоизвестной группы совершенно иная. Всплеск популярности музыки среди пиратов вызывает подъем продаж CD-дисков. Как и в случае со «звездой», эффект наиболее ярко проявляет себя с 15-ой недели продаж (График 2).

График 2

Следует заметить, что отношение артистов – исполнителей, продюсеров к контрафактному распространению их творчества в Интернет неоднозначно.

Естественно, что приведенные данные ни в коем случае не оправдывают контрафакцию но, тем не менее, мировым опытом доказано, что если соотношение в доходах 10 % наиболее обеспеченных и 10 % наименее обеспеченных групп превышает пропорцию 1:10 (в наиболее развитых европейских странах оно колеблется в отношении 1:6 - 8), то общество вступает в зону социальной нестабильности. В России, по официальной статистике, это соотношение составляет 1:12 - 14; по отдельным городам и регионам оно значительно выше[41]. Можно ли в таких условиях ставить вопрос о «правильном» нравственно-этическом отношении большинства потребителей к приобретению контрафактной продукции?