Рассмотренными факторами, разумеется, не исчерпывается все многообразие криминогенных детерминант интеллектуального пиратства. Вместе с тем, полученные данные составляют, на мой взгляд, достаточный минимум для разработки адекватной совокупности правовых и организационных мер борьбы с оборотом контрафактных аудиовизуальных произведений и фонограмм.
контрафактный аудиовизуальный фонограмма оборот
ГЛАВА 2. Борьба и предупреждение преступлений, связанных с оборотом контрафактных аудиовизуальных произведений и фонограмм
2.1 Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с оборотом контрафактных аудиовизуальных произведений и фонограмм
Привлечение к уголовной ответственности предполагает наличие в деянии виновного всех объективных и субъективных элементов и признаков состава преступления. В настоящее время уголовно-правовая охрана законного оборота аудиовизуальных произведений и фонограмм преимущественно осуществляется на основании ст. 146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав».
В соответствии с общим правилом, квалификация преступления начинается с установления объекта преступления[55]. Установление объекта позволяет определить его общественную опасность, раскрыть социально-политическую сущность и содержание преступления.
В качестве непосредственного объекта данного преступления абсолютное большинство исследователей определяют общественное отношение. Так, С.А. Федосов говорит о непосредственном объекте данного преступления как об отношениях, возникающих в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы (в том числе программ для ЭВМ), а также искусства[56]. Ю.В. Логвинов - общественные отношения, обеспечивающие авторское право и смежные права[57].
На мой взгляд, правильно определить непосредственный объект состава преступления ст. 146 УК РФ следующим образом - это комплекс общественных отношений, обеспечивающих соблюдение и реализацию авторского и (или) смежных прав.
Предмет преступления имеет важное как теоретическое, так и практическое значение. Как отмечал Н.И. Коржанский, изучение предмета способствует более глубокому и правильному выяснению сущности объекта преступления, его конкретизации[58].
Круг предметов преступления ст. 146 УК РФ, охватываемых темой данного исследования, ограничен.
В ходе исследования установлено, что из всех материальных носителей с записью аудиовизуальных произведение и фонограмм чаще всего предметом преступления становятся DVD(67%), CD(27 %), видеокассеты (3 %) и аудиокассеты (2%), иное - жесткий диск, флэш-накопитель и т.д. (менее 1%).
Дискуссионным, на мой взгляд, остается вопрос, можно ли отнести: к предмету посягательства аудиовизуальное произведение и фонограмму, находящиеся в сети Интернет. Думается, что как только данные объекты авторских или смежных прав путем воспроизведения (копирования, инсталляции) приобретают материально выраженную форму, эти экземпляры (копии) и становятся предметом посягательства. Например, аудиовизуальное или музыкальное произведение записывается на CD, DVD.
О.А. Дворянкин определяет предмет преступного посягательства в ст. 146 УК РФ как «сами произведения и фонограммы, так и их контрафактные экземпляры (копии)»[59]. Данный автор дает широкое определение предмета преступления, отнеся к нему любые произведения и объекты смежных прав. Вследствие этого предмет во многом отождествляется с объектом преступления и теряет свое уголовно-правовое значение.
Таким образом, предметом нарушения авторских и смежных прав в области аудиовизуальных произведений и фонограмм будет являться конкретный материальный носитель, содержащий аудиовизуальное произведение или исключительно звуковую запись (фонограмму), путем физического воздействия на который, причиняется вред или создается угроза его причинения общественным отношениям, сложившимся в связи с созданием и использованием аудиовизуального произведения или фонограммы.
Аудиовизуальные произведения и фонограммы как признаки состава преступления могут выступать как предмет преступления и как средство его совершения.
По вопросу отличия средства и предмета преступления правильно высказывается Н.Ф. Кузнецова. По ее мнению, «если вещь используется в качестве инструмента воздействия на объект, то она является орудием или средством совершения преступления. Если же вещь играет «пассивную» роль и общественно опасное деяние осуществляется лишь в связи или по поводу этой вещи, то она должна быть признана предметом преступления»[60].
В ходе распространения (продажи) и проката происходит использование данных предметов виновным для причинения вреда общественным отношениям, они выступают в качестве материального объекта, при помощи которого совершается преступление, воплощают в себе активное начало, характерное для средства совершения преступления подобно тому, как это происходит в иных статьях УК РФ, например в ч. 3 ст. 327 УК РФ (использование заведомо подложного документа). В обоих случаях виновный использует эти предметы для причинения вреда объекту преступления, что характерно для средства.
Пристальному вниманию подлежит исследование вопроса о влиянии именно контрафактных экземпляров произведений и фонограмм на квалификацию преступления ч. 2 ст. 146 УК РФ.
Понятие контрафакции было дано мною ранее - это деятельность, направленная на использование результатов интеллектуального труда, вопреки интересам обладателя исключительного права на них. Понятие контрафактности является сугубо юридическим, поскольку связано с различными формами нарушения права. Контрафактные экземпляры будут по тем или иным параметрам (признакам) отличаться от легальных копий. Выявленные при этом признаки контрафактности экземпляра будут служить лишь косвенными доказательствами нарушения авторских (смежных) прав[61]. Окончательный вывод о контрафактности продукции можно будет сделать лишь «на основании подтверждения юридического факта отсутствия согласия (разрешения) правообладателя на конкретный способ использования аудио-, видео- и иной продукции (воспроизведение, распространение и т.п.)»[62].
Объективная сторона преступления характеризует внешнюю сторону общественно опасного посягательства на охраняемый уголовным законом объект.
Поскольку авторское и смежные права являются объектами отрасли гражданского права, то и регулирование соответствующих отношений происходит преимущественно с использованием норм гражданского законодательства. В то же время возникающие здесь правоотношения не всегда носят позитивный характер. Нарушение авторских или смежных прав представляет собой, прежде всего, гражданское правонарушение и выступает основанием применения гражданско-правовых способов защиты, которые не всегда бывают неадекватны тяжести совершенного проступка. Это подтверждает существующая практика применения законодательства в сфере интеллектуальной собственности большинства стран с высоким уровнем ее охраны, которая свидетельствует о том, что одними гражданско-правовыми санкциями «пиратство» искоренить нельзя[63]. Однако именно нормы гражданского законодательства раскрывают содержание соответствующих прав, за нарушение которых может наступить административная либо уголовная ответственность.
Положения ст. 146 УК РФ действует с учетом изменений, внесенных в нее ФЗ от 8 апреля 2003 г. № 45-ФЗ «О внесении изменения в статью 146 Уголовного кодекса Российской Федерации»[64]. Современная редакция статьи включает в себя по существу два самостоятельных состава преступления, предусмотренных в первой и второй частях: а) в ч. 1 указана лишь одна форма незаконного использования объектов авторского права - «присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю»; б) в ч. 2 так же, как и в старой редакции предусмотрена ответственность за «незаконное использование объектов авторского права или смежных прав», но при этом добавлены такие формы нарушения прав правообладателя, как «приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта». При этом все указанные в ч. 2 ст. 146 УК РФ деяния должны быть совершены в крупном размере.
Анализируя диспозицию нормы ч. 1 ст. 146 УК РФ, отмечу, что под присвоением авторства понимается выпуск в полном объеме или части чужого произведения под своим именем (плагиат); издание под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их фамилий, использование в своих трудах произведений других авторов без ссылки на них и т.п. Данная уголовно-правовая норма направлена на охрану исключительно авторских прав и не может охранять интеллектуальные права на фонограмму.
Проведенное исследование уголовных дел не позволило выявить ни одного случая возбуждения уголовного дела в связи с присвоением авторства на тиражируемое контрафактное произведение. Более того, оборот контрафактных экземпляров может быть связан лишь с посягательством на имущественные права владельца объекта авторского или смежного права.
Изложенное позволяет сделать следующий вывод: деяния, связанные с оборотом контрафактных аудиовизуальных произведений и фонограмм могут быть квалифицированы только по ч. 2 ст. 146 УК РФ. Объективная сторона данного преступления выражена в совершении ряда альтернативных действий: незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм.