Исходя из этого, требование о признании исключительных прав на использование предполагаемых к изданию в будущем сборников (энциклопедий) обоснованно отклонено»[28].
В связи с вышесказанным, не может быть объектом авторских прав произведения, которые будут созданы в будущем. Пункт 3 ст. 1259 ГК РФ закрепляет аналогичные положения, поэтому приятое решение справедливо и в условиях современного законодательства.
В теории авторского права выделяют еще ряд признаков произведения. В том числе его вопроизводимость. Данный признак означает, что с момента своего создания произведение может быть воспроизводимо.
Интересно отметить, что в зарубежных правовых системах, одним из ключевых признаков произведения является воспринимаемость произведения органами чувств человека.
В советском авторском праве одним из критериев произведения называлась полезность произведения[29]. Впрочем этот критерий так и не получил законодательной поддержки, а современное законодательство напротив, подчеркивает, что не имеет значение ни назначение произведения, ни его достоинства.
Учитывая вышеобозначенные признаки, можно дать следующее определение объекта авторского права, или иначе произведения.Это результат творческого труда, воплощенный в объективной форме.
В юридической литературе наиболее популярно определение, данное В.И. Серебровским: «Произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения»[30].
Итак, мы определили, что следует понимать под объектом авторского права.
Согласно ст. 1259 ГК объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
- литературные произведения;
- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
- хореографические произведения и пантомимы;
- музыкальные произведения с текстом или без текста;
- аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
- другие произведения.
К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
Кроме того, к объектам авторских прав относятся:
1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений наук, литературы и искусства);
2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (энциклопедии, антологии, базы данных и др.).
Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.
Безусловно, что это не полный список объектов авторского права. Такой вывод можно сделать хотя бы потому, что законодатель не ограничил формы объективного выражения произведений. Так, например, в число объектов авторского права входят «письма»[31].
Между тем, авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты (п. 5 ст. 1259 ГК). Как подчеркивается в ст. 2 Договора ВОИС по Авторскому праву[32], авторско-правовая охрана распространяется на форму выражения, а не на идеи, процессы, методы функционирования или математические концепции как таковые.
Спорным как в теории, так и на практике является вопрос о включении в число объектов авторского права «формул».[33]
Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме.
Закон для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требует регистрации произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя (п. 4 ст. 1259 ГК).
Произведения, не являющиеся объектами авторского права (п. 6 ст. 1259 ГК):
1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
Одним из новшеств, которое привнесла четвертая часть ГК РФ в законодательство об авторском праве, стало положение п. 7 ст. 1259 ГК о том, что авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора.
Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами (ст. 1255 ГК РФ). Авторское право – право интеллектуальной собственности. Институт авторского права является частью более обширной отрасли права интеллектуальной собственности.
Авторское право – совокупность правовых норм, направленных на регулирование авторских правоотношений. Оно является частью национального гражданского права и разделом международного частного права.
Современное авторское право, как это следует из международных соглашений, регулирует отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства.
Авторское право – часть гражданского права, регулирующая отношения, которые складываются в связи с использованием произведений науки, литературы и искусства, выраженных в объективной форме (рукопись, чертеж и т.п.), позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора.
Таким образом, авторское право – «право имущественно-лично-общественного свойства»[34].
В соответствии с п. 2 ст. 1255 ГК, авторские права включают в себя:
1. исключительное право на произведение;
2. право авторства;
3. право автора на имя;
4. право на неприкосновенность произведения;
5. право на обнародование произведения.
В результате создания произведения науки, литературы и искусства его автор приобретает ряд субъективных прав как личного неимущественного, так и имущественного характера. Эти права в действующем авторском законодательстве и в доктрине традиционно именуются исключительными. Теория исключительности авторских прав была детально разработана еще в русской дореволюционной литературе[35] и воплотилась в законе 1911 г. Хотя природа исключительных прав продолжала вызывать споры, по мнению большинства ученых, эта конструкция обозначала, прежде всего, монополию обладателя авторского права на использование произведения. В советский период оценка исключительности авторских прав существенно изменилась[36]. Во многих работах прослеживалось предубежденное отношение к этой черте авторских прав, которая, однако, нашла отражение в Основах авторского права 1925 и 1928 г. Большинство советских юристов смущало то обстоятельство, что термин “исключительные права” используется в авторском законодательстве капиталистических стран. В связи с этим в советской юридической литературе подчеркивалось, что исключительный характер авторского права в советском гражданском праве, с одной стороны, и в буржуазном гражданском праве, с другой, не имеют между собой ничего общего, кроме названия[37].
Действующее законодательство закрепляет за создателями произведений достаточно широкий круг гарантированных государством возможностей. Большинство специалистов считает, что создатели произведений обладают единым авторским правом, которое, подобно праву собственности, является сложным по составу и состоит из отдельных авторских правомочий[38]. К числу таких правомочий относятся право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения и т.д. По мнению других ученых, автору произведения принадлежит ряд конкретных субъективных прав, и о едином авторском праве в субъективном смысле можно говорить только условно.
Представляется, что данный спор носит в значительной степени надуманный характер, поскольку совершенно очевидно, что законодатель использует термин “авторское право” в разных статьях закона в различном значении. Чаще всего им охватываются все предоставляемые автору возможности, в других случаях в него включаются некоторые авторские правомочия (например, когда закон говорит об авторских правах правопреемников автора), иногда он служит для обозначения отдельных авторских прав, например, права на перевод, права на обнародование и т.д. Поэтому содержание, которое вкладывает законодатель в данный термин, необходимо каждый раз устанавливать путем толкования закона. Такое же положение наблюдается в авторском законодательстве других стран, а также в важнейших международных конвенциях.