Смекни!
smekni.com

Авторское право: современное правовое регулирование (стр. 6 из 17)

В российской юридической науке отсутствует также единое понимание терминов “авторское право” и “авторское правомочие”.

Иногда, однако, правомочиями предлагается именовать лишь те закрепленные за авторами возможности, которые связаны с совершением самими носителями авторских прав определенных положительных действий[39].

Самой распространенной и в то же время самой спорной классификацией авторских прав является деление их на личные неимущественные и имущественные.

ГК РФ указывает на то, какие из авторских прав носят личный неимущественный характер, а какие имеют имущественное содержание. В соответствии со ст. 1228 ГК к личным неимущественным правам относятся право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права (право на обнародование произведения, включающее право на его отзыв, а также право на неприкосновенность произведения). Имущественными правами автора являются его права на использование произведения в любой форме и любым способом, которые включают право на воспроизведение, право на распространение, право на импорт, право на прокат оригинала или экземпляра произведения, право на публичный показ, право на публичное исполнение, право на сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю, право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, право на перевод, право на практическую реализацию архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта и право на переработку (п. 2 ст. 1270 ГК). Безусловно, закрепление законом подразделения авторских прав на личные и имущественные с теоретических позиций трудно признать безупречным. Практически любое из авторских прав включает в себя как личные, так и имущественные элементы.

Так, нарушение неприкосновенности произведения, в частности сокращение его объема без согласия автора, может затрагивать как личные неимущественные, так и имущественные интересы автора.

Гражданский кодекс исходит из того, что личные неимущественные права во всех случаях принадлежат лишь непосредственному создателю произведения. Они являются неотчуждаемыми от личности автора и не могут передаваться другим лицам. В лучшем случае эти лица, и, прежде всего наследники, приобретают право на охрану личных неимущественных прав, обладателем которых был умерший автор. Право авторства, право на имя охраняются бессрочно.

Напротив, имущественные права на использование произведения могут свободно переходить к другим лицам на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров. В случаях, прямо указанных в законе, права на использование произведения изначально возникают не у их авторов, а у других лиц, в частности у работодателя (ст. 1295), изготовителя аудиовизуальных произведений (ст. 1263). Имущественные права носят срочный характер, так как период их действия ограничивается сроком жизни автора и 70 годами после его смерти (ст. 1281).

2.2 Личные неимущественные авторские права

Личные неимущественные права – это неотчуждаемые права. Они принадлежат автору независимо от имущественных прав, иначе – личные права связаны с духовной личностью автора. Как подчеркивали исследователи еще в начале 20 века: «Духовная близость и связь, какие существуют между автором и его произведением, между «детищем» искусства и творцом, и которые не исчезают во все время жизни автора, делают произведение неотчуждаемым и неотъемлемым личным достоянием автора»[40].

Личные неимущественные права независимы от имущественных прав.

Как закрепляет ст. 6 bis (п. 1) Бернской конвенции по охране прав литературных и художественных произведений: Независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.

Итак, личные неимущественные права не имеют экономического содержания. Между тем, часть из личных прав автора напрямую связана с имущественным интересом. Так, например, имя автора со временем становится «брэндом», что обуславливает экономический успех произведения. Тесная связь личных и имущественных прав подтверждается и тем, что в случае нарушение личных прав, нарушаются его имущественные права. Так, например, нарушение права авторства, скажем путем публикации произведения под чужим авторством, нарушает имущественные права автора.

Рассмотрим личные неимущественные права автора в отношении его произведения (ст. 1265 ГК РФ). Это:

- право признаваться автором произведения (право авторства);

Как отмечают эксперты, «практическая реализация права авторства обычно выражается в праве автора требовать указания его имени при использовании произведения. Зачастую это воспринимается как сердцевина авторства»[41].

Еще раз подчеркнем, что это неотчуждаемое право. Соответственно автором произведения всегда должен выступать исключительно его творец. Между тем на практике часты случаи, когда произведение пишется одним человеком (группой лиц), а автором выступает совсем другое лицо (например, известный политик или публицист). Между тем, право авторства не может быть передано ни по устному, ни по письменному соглашению. Это означает, что автор произведения в любой момент может обратиться в суд о признании своего авторства и т.д.

- право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

Данное правомочие проистекает из права на авторство. Автор вправе требовать указания, как своего истинного имени, так и анонимно или под псевдонимом.

Авторство и имя автора охраняются бессрочно. После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо (исключения составляют случаи, предусмотренные п. 2 ст. 1267 и п. 2 ст. 1316 ГК).

Однако в определенных случаях данное право может быть или ограничено или представлять предмет соглашения между автором и издательством. Так, например, «ограничение использования определенного имени может быть установлено и при написании произведения на заказ»[42].

На практике возможны соглашения, когда автор в течение определенного времени обязуется не раскрывать своего истинного имени и публиковаться исключительно под псевдонимом. На практике под единым псевдонимом могут работать и ряд авторов (известный пример псевдонима – Кузьма Прутков).

На наш взгляд спорным является право автора «в любой момент потребовать установления своего авторства или изменения авторского имени», если соглашением между автором и пользователем установлено иное. Так договором заказа может быть предусмотрено, что автор обязуется написать произведение под псевдонимом и передать исключительные права на произведение пользователю.

- право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

Обнародование произведения – осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом (ст. 1268 ГК РФ).

Отзыв произведения – предполагает отказ от обнародования. Исследователи говорят как о сохранении (еще не обнародованного произведения), так и о восстановлении (уже обнародованного произведения)[43]. При этом такой отказ может быть совершен на любой стадии (до тех пор, пока произведение не было обнародовано). То есть, например, если был напечатан тираж книжной продукции, но еще не поступил в продажу, автор вправе отказаться от обнародования. При этом он будет обязан возместить пользователю, как убытки, так и упущенную выгоду (ст. 1269 ГК РФ).

- право на защиту произведения от внесения в его произведение изменений, сокращений или дополнений, снабжения произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями без согласия автора. Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию автора, равно как и посягательства на такие действия (право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений, ст. 1266 ГК РФ).

Еще один вид личных прав автора указывается законодателем в ст. 1292 ГК РФ – право доступа. Последнее означает правомочие автор произведения изобразительного искусства требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения. При этом от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

2.3 Имущественные авторские права

В соответствии с п. 1 ст. 1270 ГК РФ, автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе правообладатель может распоряжаться и исключительным правом на произведение.