ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И КУРОРТНОГО ДЕЛА
Юридический факультет
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
АВТОРСКОЕ ПРАВО: СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
по специальности 030501 «юриспруденция»
(гражданско-правовая специализация)
Автор:
студентка 5 курса
очно-заочной формы обучения
группы 05-ВЮр
Мелконян Г.Б.
Научный руководитель:
кандидат юридических наук, доцент
Климова Г.З.
Сочи 2008
Оглавление
Введение
Глава 1. Общая характеристика авторского права как гражданско-правового института
1.1 Становление и развитие авторского права в России
1.2 Понятие и структура авторского правоотношения
1.3 Понятие и виды объектов авторского права
Глава 2. Авторские права на произведения науки, литературы и искусства
2.1 Система и классификация авторских прав
2.2 Личные неимущественные авторские права
2.3 Имущественные авторские права
2.4 Договор об отчуждении исключительного права и лицензионный договор как способ реализации исключительного авторского права
Глава 3. Особенности правового регулирования и защиты авторских прав
3.1 Сравнительный анализ нового российского законодательства об авторском праве
3.2 Особенности гражданско-правовых способов защиты авторских прав
3.3 Ответственность за нарушение авторского законодательства
Заключение
Библиографический список
«Основной проблемой для авторского права в любую эпоху, на любом этапе технического развития было нахождение и поддержание "неустойчивого равновесия" между правами личности и интересами общества, между тем, что относится к сфере культуры, и тем, что относится к сфере коммерции»[1].
Авторское право вызывает большой интерес, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Содержание авторского права представляет собой сложное сочетание имущественных и личных неимущественных интересов правообладателя. Указанные интересы или права находятся в тесной взаимосвязи хоть и отражают разные аспекты правового регулирования. Разделение на группу личных и имущественных прав характерно и для других правовых институтов, но только в авторском праве роль личных прав столь значительна. Этот дуализм и вызывает сложности в реализации и защите авторских прав.
Соблюдение правил в сфере интеллектуальной собственности является одним из главных показателей развития общества. Но эти правила в настоящее время часто нарушаются. Бурное развитие на рубеже XX-XXI веков новых технологий ставит перед авторским правом новые проблемы, нуждающиеся в специальном регулировании. Одним из самых распространенных правонарушений в сфере авторского права и смежных прав является воспроизведение контрафактных экземпляров произведений, а также фонограмм и их незаконная реализация. Все большую угрозу правообладателям представляет незаконное размещение произведений и фонограмм в телекоммуникационных сетях, в частности в сети Интернет и сети сотовой связи. И эти проблемы в России возрастают уже в масштабах национального бедствия. Поэтому в условиях проводимых социально-экономических реформ, сопровождающихся нестабильностью экономических правоотношений, вопросы защиты авторских прав приобретают особо важное теоретическое и практическое значение.
На данном этапе в России проходит становление законодательства в сфере интеллектуальной собственности. В соответствии с Федеральным законом от 18.12.2006 № 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" "Российская газета", № 289, 22.12.2006 была принята часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), которая включает один раздел VII "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации", состоящий из 9 глав. Данная часть Гражданского кодекса вступила в действие с 1 января 2008 года.
С принятием Четвертой части ГК связываются надежды на переход регулирования отношений в этой области на новый уровень рассвета науки авторского права[2].
Процесс мировой глобализации и стремление России к активному участию в нем, а так же возможное скорое вступлению во Всемирную торговую организацию показывает необходимость совершенствования и приведения к мировым стандартам механизм регулирования такой важной, современной и быстро развивающейся отрасли права как право интеллектуальной собственности и авторское право в том числе. Современное построение грамотного регулирования данных отношений, будет определять и показывать в немалой степени значимость государства на политической карте мира в будущем. Все это говорит о чрезвычайной актуальности выбранной темы исследования.
Объектомизучения данной дипломной работы являются правовые нормы, регулирующие авторское право.
Предметомисследования являются правовые отношения, возникающие в сфере реализации авторских прав и их защиты.
Цельработы – исследование современной правовой базы и проведение сравнительного анализа законодательства в области авторского права.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотрение истории становления и развития авторского права;
2. Изучение понятия и структуры авторского правоотношения (субъекты и содержание авторских прав);
3. Изучение понятия и видов объектов авторского права;
4. Анализ системы и классификации авторских прав, в том числе детальное рассмотрение личных неимущественных и имущественных авторских прав;
5. Исследование возможности реализации исключительного авторского права через договор об отчуждении исключительного права и лицензионный договор;
6. Сравнительный анализ нового российского законодательства об авторском праве;
7. Рассмотрение особенностей гражданско-правовых способов защиты авторских прав;
8. Изучение проблем, связанных с ответственностью за нарушение авторского законодательства.
Теоретической основой дипломной работы послужили исследования отечественных правоведов советского и современного периода, которые проводились Б.С. Антимоновым, М.М. Богуславским, Э.П. Гавриловым, М.В. Гордоном, В.П. Грибановым, И.А. Грингольцем, В.А. Дозорцевым, И.А. Зениным, В.Л. Ионасом, О.С. Иоффе, В.А. Кабатовым, В.И. Корецким, Л.А. Красавчиковым, Л.А. Лунцем, М.И. Никитиной, И.В. Савельевой, А.П. Сергеевым, В.И. Серебровским, М.А. Федотовым, Е.А. Флейшиц, С.А. Чернышевой и другими. Так же анализ правового регулирования авторских отношений в новом законодательстве, который приводился в работах И.А. Близнеца, К. Б. Леонтьева, В.Ф. Яковлева, П.В. Крашенинникова, А.Л. Маковского и многих других авторов.
Среди кандидатских диссертаций, связанных с проблематикой дипломного исследования, следует упомянуть работы М.В. Опариной «Авторское право в системе интеллектуальной собственности и ответственность за нарушение авторских прав» (М., 2002); С.А. Барышева «Авторский договор в гражданском праве России, Франции и Швейцарии: сравнительно-правовой анализ» (Казань, 2002); Д.В. Сологуба «Тенденции развития института авторского права в России» (М., 2004); С.М. Мирзояна «Охрана авторских прав в России и в США: сравнительно-правовой анализ» (М., 2004); Р.В. Авдонина «Содержание авторских прав в российском гражданском праве» (М., 2005); Расходникова М.Я. «Театральная постановка как объект авторского права» (М., 2008)
Несмотря на множество научных трудов, посвященных анализу правового регулирования авторских прав, в настоящее время, с учетом происходящих изменений, как в нормативном правовом регулировании, так и правоприменительной деятельности появилась необходимость в исследовании ряда новых аспектов.
Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, анализ, синтез и сравнение, Так же использована судебная практика Верховного Суда РФ и Президиума ВАС РФ.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и библиографического списка.
Появление и развитие авторского права большинство исследователей связывают с развитием печатной техники. Изобретение печатного станка позволило распространять дешевые копии литературных произведений.
Однако автор произведения оставался как бы «в стороне», что обусловило необходимость защиты его прав. Появляются понятия: права автора, права издателя, права книготорговца. Со временем в большинстве европейских государство права названных субъектов урегулируются властью.
Лишь в конце XVII в. был принят первый законодательный акт, закрепивший право на воспроизведение и распространение произведений за их создателями. Этим законодательным актом, ознаменовавшим переход от системы привилегий к авторскому праву, явился Статут королевы Анны принятый 10 апреля 1710 г[3].
Интересно заметить, что первые акты, направленные на разграничение прав авторов и книготорговцев (а именно Статут королевы Анны) были приняты под давлением предпринимателей, а не владельцев авторских прав. Так, до принятия Статута королевы Анны право издания книг имели только члены старейшей гильдии издателей и книготорговцев Stationer’s Company. Наконец закон признал собственником произведения его автора, но это было вызвано не столько заботой о благополучии авторов, сколько давлением группы предпринимателей, желающих разрушить монополию Stationer’s Company на издание и распространение книг[4].