• полномочия, содержащее право представителя также на подписание от собственного имени процессуальных документов, совершение других процессуальных действий (то есть право представителя на подписание искового заявления и отзыва на исковое заявление, заявления об обеспечении иска, передачу дела в третейский суд, заключение соглашения по фактическим обстоятельствам, передачу своих полномочий представителя другому лицу (передоверие), а также право на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, обжалование судебного акта арбитражного суда).
Полномочия судебных представителей на ведение дела в суде должны быть удостоверены в соответствии с определенными требованиями, изложенными в законе. Объем полномочий представителя как самостоятельного участника судебного процесса определяется доверенностью представляемого, выданной и оформленной в соответствии с законом (ч. 1 ст. 53 ГПК).
Оформление доверенности зависит от субъекта, выдающего ее. Если доверенность выдается гражданином, то помимо нотариального порядка ее удостоверения закон предусматривает возможность удостоверения доверенности организацией, в которой работает или учится доверитель, жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства доверителя, администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором находится доверитель, а также стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении, командиром (начальником) соответствующей воинской части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения, если доверенности выдаются военнослужащими, работниками этих части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения или членами их семей.
Доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего места лишения свободы (ч. 2 ст. 53 ГПК). Такие доверенности приравниваются к нотариальным.
Согласно ст. 185 ГК доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Таким образом, ГК определяет общие реквизиты доверенности: указание на представителя и представляемого; указание на третье лицо, перед которым осуществляется представительство (применительно к арбитражному судопроизводству - это арбитражный суд); письменная форма; дата совершения.
Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна. ГК оговаривает срок действия доверенности, который не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения (ст. 186 ГК). Также в доверенности должны быть подпись и печать.
Требования, предъявляемые к доверенности, должны наличествовать в совокупности, в противном случае доверенность не подтверждает полномочия представителя, он не допускается в процесс, а следовательно, не вправе совершать процессуальные действия. В случае совершения процессуальных действий представителем, чьи полномочия не подтверждены, такие действия не порождают правовых последствий.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером на исполнение поручения, выданным соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В настоящее время в ордере указываются наименование коллегии адвокатов, наименование или номер и адрес юридической консультации, номера регистрационной карты и ордера, фамилия и инициалы адвоката, которому поручено ведение дела, а также какое дело и в каком суде рассматривается.
При наличии соответствующим образом оформленных полномочий на ведение дела в суде адвокат-представитель допускается в процесс и приобретает право на совершение всех тех процессуальных действий, которые вправе совершать сам представляемый в суде. Он, в частности, вправе знакомиться с материалами дела, снимать копии, делать выписки, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам, заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств, давать объяснения суду в устной и письменной формах; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; обжаловать судебные постановления и использовать предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве другие процессуальные права.
Представитель, как и лицо, участвующее в деле, должен добросовестно пользоваться всеми принадлежащими ему процессуальными правами (ст.35 ГПК). Это общие полномочия, без которых адвокат-представитель не может обойтись, защищая права своих доверителей.Для наделения представителя названными правомочиями нет необходимости указывать их в доверенности. Для адвоката обладание общими полномочиями вытекает из ордера.
Из системной связи приведенных положений со ст. 54 ГПК следует, что такого ордера недостаточно, если адвокату предоставлены специальные полномочия, перечисленные в названной статье. Поскольку право их совершения представителем должно быть специально оговорено именно в доверенности, то в этом случае адвокату дополнительно должна быть выдана доверенность от представляемых лиц с указанием предоставленных ему специальных полномочий. В доверенности могут быть перечислены все специальные полномочия или только некоторые (одно) из них.
Так, в ней должно быть специально оговорено право представителя на подписание искового заявления, предъявление его в суд, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, признание иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, передачу полномочий другому лицу (передоверие), обжалование судебного постановления, предъявление исполнительного документа к взысканию, получение присужденного имущества или денег (ст.54 ГПК).
Специальная оговорка в доверенности на право совершения каждого из названных действий необходима потому, что они связаны с распоряжением материальным правом доверителя.
Осуществление специальных полномочий представителем серьезно влияет на права и интересы представляемого, ход рассмотрения дела и может иметь необратимый процесс. Например, признание иска, заключение мирового соглашения приводят к окончанию судебного разбирательства и преграждают путь к повторному обращению в суд по спору между теми же сторонами по тому же предмету и основанию иска.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" отмечается, что право признания обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принадлежит и представителю стороны, участвующему в деле в ее отсутствие, если это не влечет за собой полного или частичного отказа от исковых требований, уменьшения их размера, полного или частичного признания иска, поскольку ст. 54 ГПК РФ, определяющая полномочия представителя, не требует, чтобы указанное право было специально оговорено в доверенности.
Установление статьей 54 ГПК РФ и статьёй 62 АПК РФ требований об особом порядке передачи полномочий представителю на совершение перечисленных процессуальных действий обусловлено распорядительным характером всех этих действий. Осуществление этих полномочий связано с распоряжением материальным правом доверителя, за защитой которого он обращается в суд как непосредственный участник спорного материально-правового отношения.
Кроме того, их осуществление может быть связано с отказом от продолжения процесса. Произвольное осуществление представителем указанных полномочий без специального согласия на то его доверителя (когда право на их осуществление не оговорено в доверенности) противоречит принципу диспозитивности гражданского судопроизводства.
Суд не вправе при вынесении решения принять признание иска или признание обстоятельств, на которых истец основывает свои требования, совершенные адвокатом, назначенным судом в качестве представителя ответчика на основании ст. 50 ГПК РФ, поскольку это помимо воли ответчика может привести к нарушению его прав.
Адвокат, назначенный судом в качестве представителя ответчика на основании ст. 50 ГПК РФ, вправе обжаловать решение суда в кассационном (апелляционном) порядке и в порядке надзора, поскольку он имеет полномочия не по соглашению с ответчиком, а в силу закона и указанное право объективно необходимо для защиты прав ответчика, место жительства которого неизвестно (п. 10 Постановления).
Ни ГПК, ни Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" не предусмотрели механизма привлечения адвоката в процесс в случаях его обязательного участия. Введение в гражданский процесс нормы, сходной с нормой о бесплатном оказании юридической помощи, существующей в уголовном процессе, вполне понятно и необходимо, поскольку продиктовано стремлением обеспечить конституционное право граждан на юридическую помощь.
Однако если в уголовном процессе процедура оказания бесплатной юридической помощи проработана, то для гражданских дел аналогичного механизма пока нет.
Можно лишь сказать о первом шаге в этом направлении: п. 9 ст. 25 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" предусмотрено, что порядок компенсации расходов адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам РФ бесплатно, определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Для обеспечения реализации статьи 50 ГПК необходима разработка как порядка привлечения адвоката к участию в процессе, так и компенсационного механизма.