Следовательно, взыскание на имущество обращается в том размере и объеме, которые необходимы для исполнения исполнительного документа с учетом взыскания исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.
Таким образом, необходимо налагать арест на ту вещь, которая по своей стоимости максимально приближена к сумме долга, а при отсутствии таковой – и на любое другое имущество, при реализации которого представляется возможным фактически исполнить требования исполнительного документа. При этом сумма, оставшаяся после реализации имущества и удовлетворения требований взыскателя, а также погашения исполнительного сбора и расходов по исполнению исполнительного листа, должна быть возвращена должнику в полном объеме.[1]
В целях защиты интересов граждан-должников и обеспечения им минимальных социальных гарантий ст. 50 ФЗ «Об исполнительно производстве» установлено, что в рамках исполнительного производства не может быть обращено взыскание, а, следовательно, и наложен арест на имущество, указанное в ст. 446 ГПК РФ. Например, судебный пристав-исполнитель на основании указанной статьи не имеет право обратить взыскание на жилое помещение (его части), если для должника-гражданина и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственно пригодным для постоянного проживания помещения. Также законом отнесены к имуществу, на которое нельзя обратить взыскания земельные участки, на которых расположены жилые объекты, а также земельные участки, использование которых не связано с осуществлением физическим лицом предпринимательской деятельности.
Юридические лица – должники также имеют определенные гарантии в плане иммунитета определенных видов имущества от ареста:
1. согласно п.5 ст. 21 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов (взыскателей) на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения. Перечень видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, устанавливается Правительством РФ по предложениям религиозных организаций. В настоящее время такой перечень не утвержден.
2. согласно ст. 57 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» при отсутствии у сельскохозяйственного кооператива денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателей, взыскание может быть обращено на принадлежащее сельскохозяйственному кооперативу имущество, за исключением имущества, отнесенного в установленном порядке к неделимым фондам (рабочих лошадей и скота, продуктивного и племенного скота, птицы, сельскохозяйственной техники и транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), семенных и фуражных фондов).
Взыскание не может быть обращено на имущество, изъятое из оборота. В настоящее время к данному имуществу можно отнести стратегические материалы (вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, взрывчатые вещества), рентгеновское оборудование, шифровальная техника, яды, наркотические средства и психотропные вещества, этиловый спирт, лекарственные средства, отходы радиоактивных материалов, отходы взрывчатых веществ и другое.
Помимо рассмотренных выше случаев прямого освобождения имущества от ареста, есть еще ряд косвенных оснований, предоставляющих имуществу должника иммунитет от ареста.
Так, согласно ст. 1018 ГК не допускается обращение взыскания на имущество, переданное в доверительное управление, за исключением случаев несостоятельности (банкротстве) этого лица. При банкротстве учредителя управления доверительное управление этим имуществом прекращается и оно включается в конкурсную массу.
В правоприменительной деятельности судебный пристав-исполнитель может столкнуться с тем, что недвижимое имущество находится в общей собственности. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации общая собственность подразделяется на два вида: с определением в ней доли (долевая собственность), без определения в ней доли (совместная собственность). Анализ судебной практики по обращению взысканию на совместное имущество свидетельствует о том, что чаще всего данный вопрос возникает при исключении имущества из описи, освобождения его от ареста по иску одного из собственника.
При совместной собственности ее участники также имеют доли, но размеры доли в общем имуществе заранее не определены. Они определяются лишь при прекращении отношений общей собственности или при выделе участника. В соответствии со ст. 224 ГК РФ по соглашению участников совместной собственности, а при недостижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность.
Арест имущества должника преследует конкретную цель в виде последующей реализации имущества и перечисления вырученных денег взыскателю. Следовательно, судебный пристав-исполнитель вправе не производить арест неликвидного имущества должника, оставляя его вне акта описи и ареста.
Согласно статье 51 ФЗ «Об исполнительном производстве» арест на имущество должника налагается не позднее одного месяца со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства. Однако в большинстве случаях судебные приставы налагают арест на имущество по прошествии установленного срока, что влечет за собой обращение в суд о признании ареста имущества недействительным.
Судебная практика признала, что установленный месячный срок является организационной процедурой для судебного пристава-исполнителя в целях быстрейшего исполнения исполнительных документов и направлен исключительно на защиту интересов взыскателя. А исполнительные действия могут производиться судебным приставом до окончания исполнительного производства.[2]
По своей природе арест является очным и разовым действием. Заочный арест несостоятелен и ничтожен, поскольку ст. 51 ФЗ «Об исполнительном производстве» определяет арест как опись имущества. Опись предполагает описание видимого, наблюдаемого имущества. И поэтому описи может быть подвергнуто только то имущество, которое непосредственно наблюдается судебным приставом-исполнителем. Арест имущества, наличие которого подтверждается различного рода справками, отражением в балансе и иными документами, без непосредственного наблюдения данного объекта судебным приставом-исполнителем и понятыми недопустим.
Наложение ареста на имущество без выезда к месту нахождения данного имущества влечет признание ареста недействительным, и в случае отчуждения «арестованного» имущества должником невозможность для него наступления уголовной ответственности.
Так, в УФССП России по Республике Коми по уголовному делу № 129, возбужденному по факту незаконного распоряжения арестованным имуществом, в ходе дознания было установлено, что арест на имущество судебным приставом-исполнителем был наложен с нарушением требований ФЗ «Об исполнительном производстве» и уголовно-процессуального законодательства: без выезда к месту нахождения и осмотра имущества, лишь по бухгалтерским документам. В связи с этим основное доказательство вины подозреваемого (акт описи и ареста) утратило юридическую силу.
В Ставропольском крае арест имущества ЗАО Специализированный регистратор «Эпоха» был также произведен формально по документам бухгалтерского учета, что исключило в дальнейшем возможность возбуждения уголовного дела.[3]
Избежать этого можно следующим способом. А именно, надлежащим процессуальным оформлением ареста имущества в виде составления соответствующего акта и направления его в соответствующий регистрирующий орган, у которого возникнет соответствующее законное основание не регистрировать сделки по отчуждению имущества должника.
Опись имущества должника представляет собой процессуальный способ документальной фиксации факта ареста имущества должника, оформляемый путем составления соответствующего документа – акта описи и ареста имущества.
По необъяснимым причинам положения ст. 372 ГПК РСФСР («Содержание акта об аресте имущества») были исключены из законодательства. В п.1 ст. 53 ФЗ «Об исполнительном производстве» лишь упоминается «акт ареста», но порядок составления и сведения, которые он должен содержать, этот пункт не регламентирует.
В настоящее время при аресте имущества судебный пристав продолжает использовать ст. 372 ГПК РСФСР, которая предусматривает следующие обязательные элементы акта описи и ареста:
1. время и место составления акта;
2. наименование судебного пристава-исполнителя, составляющего акт, а также лиц, присутствовавших при составлении акта;
3. наименование суда и решение, которое приводится в исполнение;
4. наименование взыскателя и должника;
5. название каждого занесенного в акт предмета, отличительные его признаки (вес, метраж, степень износа и т.п.), оценка каждого предмета в отдельности и стоимость всего имущества;
6. опечатывание предметов, если оно производилось;