Смекни!
smekni.com

Борьба женщин России на предоставление гражданских и политических прав (стр. 11 из 14)

В итоге с первых дней существования российского парламента женские организации использовали его для борьбы за свои гражданские и политические права. Знакомясь с текстом петиции в Первую Государственную думу за подписью пяти тысяч женщин, понимаешь сколько в ней гражданственности и чувства собственного достоинства: "Русская женщина во всех областях труда и забот, в деле развития и роста родины участвует наравне с мужчиной: в труде крестьянском, земледельческом, в работе фабричной, промышленной, на поприще науки, литературы и искусства, на службе в правительственных, общественных и частных учреждениях, в высоком служении врача и учительницы, в несении великих обязанностей воспитания будущих граждан. Она платит налоги и подати наравне с мужчиной и одинаково ответствует перед обязательным для всех граждан законом. Женщина должна иметь право на защиту своих интересов путем участия в законодательном собрании, решения которого близко касаются ее судьбы. Избранники земли русской. внесите обновление в жизнь женщин, признав за ними равные права для участия в служении родине"[106]. Заслуживает внимания богатейшая тактика взаимодействия женских организаций с органами представительной власти. Не имея женщин-депутатов в составе Государственной думы, они действовали через депутатов-мужчин, направляли делегации в комиссии думы, подавали прошения, публиковали и распространяли речи депутатов в защиту женского равноправия. Так, 3 мая 1906 г. петиции о женском равноправии, подписанные в общей сложности девятью тысячами женщин, были вручены депутатам Первой Государственной думы Ц.И. Кедрину и Л.И. Петражицкому. Параллельно юридической комиссией СРЖ в инициативном порядке были разработаны проект закона и пояснительная записка по проблеме равноправия полов. Предварительно члены комиссии просмотрели все 16 томов Гражданского уложения, выделив те статьи, где были ограничены или отсутствовали права женщин. Эти материалы были переданы в думскую подкомиссию и опубликованы в печати[107]. Протоколы заседания дум свидетельствуют, что женский вопрос был среди наиболее значимых проблем, которые по мнению депутатов, требовали скорейшего разрешения. Они демонстрируют прогрессивность убеждений образованной части мужского населения России начала XXвека. Избранники народа связывали необходимость безотлагательного правовою уравнения женщин с "переустройством всей государственной жизни России на демократических началах"[108]. Приведем отдельные аргументы депутатов Первой Государственной думы в защиту равноправия женщин: "Бесправие женщины в настоящее время является унижением не только для женщин, но еще больше для мужчин" (Алексинский); "Женщины должны быть уравнены в гражданских правах, это половина страны. В свободной стране все свободны" (Аникин); "Мы забываем, что сын рабыни не может быть гражданином" (Рыжков); "Женщина должна быть вовлечена в освободительное движение, так как составляет половину населения страны. Она таит в себе громадные культурные зачатки, эта сила должна быть использована" (Буслов) [109].

После подробного обсуждения законопроект об уравнении прав женщин был сдан в комиссию Первой Государственной думы, однако в свет не вышел по причине ее роспуска. В последующих парламентах женский вопрос в таком объеме не ставился. Женщин в очередной раз ждало разочарование. Тем не менее, они не сложили рук. В женских союзах закипела работа. Новая петиция за семью тысячами подписей была направлена во вторую думу, но ее постигла та же участь. Вторая Государственная дума также была распущена, однако взаимодействие с представительным органом власти способствовало самоутверждению женских организаций как полноценных субъектов гражданского общества.

Во Второй и Третьей думах члены фракций ставили вопрос о допущении женщин в канцелярию Государственной думы. Два законопроекта об участии женщин в выборах органов местного самоуправления вносили в третью думу кадеты и левые октябристы, при этом кадеты выступали за избирательное право в полном объеме, левые октябристы - только за активное избирательное право. За активное избирательное право выступал и Союз 17 октября. Трибуна четвертой думы использовалась членами социал-демократической фракции для донесения до общественности тяжелейшего социально-экономического положения работниц. Как видно из анализа, число партий, выступивших в той или иной степени в защиту интересов женщин, было крайне ограниченно. Результативность их выступлений была низкой.

Таким образом, подводя итог деятельности российского парламента начала XXв. в отношении равноправия женщин, следует отметить, что его роль, несмотря на прогрессивную позицию отдельных фракций и депутатов, была, в основном, инертной. За одиннадцать лет деятельности Государственные думы четырех созывов не сочли возможным добиться для женщин равных с мужчинами политических и гражданских прав, отстранились от таких важных проблем, как улучшение условий труда женщин, охрана материнства и младенчества. Органы местного самоуправления активнее других откликались на женские инициативы в деле образования, доступа к интеллигентным профессиям, однако существенного влияния на изменение правового статуса женщин не оказали. Что касается вопроса об избирательном праве для женщин, то Государственные думы всех созывов оказались не готовы к тому, чтобы признать половину населения страны полноценными гражданами.

Заключение

Возникновение нового отношения к женщине в обществе, зарождение феминистского сознания, появление женщин иного типа - все эти признаки нового времени были известны ещё в начале XIXв. и остро были поставлены в конце XIX - начале XXстолетия. Ещё и потому, что начинался процесс пробуждения в женщине личностного начала. Но помимо пробуждения шёл ещё один процесс, который являлся центральной проблемой на протяжении всего XIXв. - это модернизация в самом широком смысле этого слова. Необходимо было провести глубокое реформирование и хозяйственного уклада, и общественных отношений. И вот последовало освобождение от рабства миллионов крестьян, освоение новых экономических отношений, развитие промышленности, земского и городского самоуправления, судебная реформа, рост народного образования. Начиналось и втягивание женщин в общественное производство в силу необходимости. На первых порах шла речь о "дворянском" и "разночинном" женском пролетариате, то есть о девушках из стремительно разорявшихся дворянских семей и представительницах увеличившегося разночинного слоя. Именно эти женщины вошли тогда в число "новых" людей, готовых служить России, но не прислуживать власть имущих. Они то и стали основательницами женского движения в стране.

Их занимало всё - и проблемы изменявшегося положения женщин, женской солидарности в преодолении трудностей, и проблемы общества в целом. Вот что вспоминал об этой начальной поре русского движения В.В. Стасов, брат одной из родоначальниц этого движения, Надежды Васильевны Стасовой "пришла пора самой крупной, самой плодотворной для нашего Отечества деятельности, пора самой могучей инициативы их по части освобождения женщины от тысячелетних цепей и принижения…"[110].

Первой проблемой, которую попытались решить участницы этого движения, такие как Н.В. Стасова, М.В. Трубникова и А.А. Философова, была проблема женского труда и женского образования. Они решили её исходя из того, что мужчины и женщины должны иметь равные обязанности в этой жизни. Всё это свидетельствует о том, что специальное образование не есть прихоть, а истинная потребность " мы желали бы, чтобы всякий человек имел право выбирать себе дорогу, без всякой помехи"[111].

Благодаря усилиям этих сподвижниц, к концу XIX - началу XXв. Россия стояла на одном из первых мест в Европе по числу женщин, получивших высшее образование. Беда заключалась в том, что власть не доверяла этим женщинам, как не доверяла всем мыслящим, образованным людям, обладавшим повышенной чуткостью к общественным проблемам. И тем самым женщины тоже входили в категорию неблагонадёжных и подвергались критики со стороны государства. Потому что они в свою очередь подвергали критике российский государственный и общественный строй. Именно в это время небольшая часть женщин вошла в контакт с революционным подпольем. Но подавляющее большинство выбрало путь личной заинтересованности, чтобы заниматься профессиональной деятельностью и приносить пользу обществу.

Стала появляться женщина нового типа, которая научилась участвовать в общественной жизни и оказывать на неё влияние. Самоутверждение на основе новых представлений о ценностях жизни явилось предпосылкой объединения женщин в различные общества. Они сплотились, чтобы осуществить на этой основе интеграцию в общественную жизнь, сначала в систему образования и в мир труда, а затем в социальные и политические органы. [112] Затем женщины обратили на себя внимание как слушательницы университетов. И с этого времени начали бороться за равные с мужчинами возможностями получения образования. Ещё после запрета женского образования в 1863 г. профессора читали лекции вне стен университета. Тогда же европейская общественность обратила внимание на Цюрих, где русские студентки демонстрировали новый образ жизни, идущий в разрез господствовавшими представлениями о нормах женского поведения. Русское правительство ощутило беспокойство. Оно избрало "меньшее зло", предоставив женщинам доступ к высшему образованию, надеясь таким образом держать их под контролем. В 1878 г. в Петербурге были открыты высшие женские курсы, существовавшие благодаря частным женским инициативам включая и создание обществ поддержки.