В рамках поставленной цели и формулированных к ней задач наша дипломная работа имеет следующую структуру: введение, три главы ("Причины возникновения и основное содержание женского вопроса в России в конце XIX - начале XX века", "Становление женского движения в России. Взаимодействие отечественных и зарубежных женских организаций" и "Борьба женщин России на предоставление гражданских и политических прав"), заключение и список источников и литературы.
Испокон времён женщина перед законом была в неравном положении с мужчинами и это положение было естественным в силу своего времени и эпохи, закон только подтверждал эти традиции и нормы. Иными словами государственная политика Российской Империи в сфере гражданских и политических прав женщин последовательно осуществляла принципы непризнания их в качестве субъекта общественного развития, закрытости доступа к управлению на всех уровнях.
В сфере семейных отношений на протяжении всего XIXв. женщина являлась неким объектом власти мужчины в семье, даже существом, полностью зависимым от родителей и прежде всего от мужа. Это обстоятельство ставило ее в унизительное и зависимое положение, можно провести аналогию с несовершеннолетним ребенком целью которого было "защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи" [18]. В понимании общества середины XIXв. жена имела только обязанности, такие как "повиноваться мужу своему, как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и в неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность (с оговоркой) как хозяйка дома"[19]. Так получается, права были, или это было как следствие права? Что значит хозяйка дома? В том понимании как в XIXв., это было обычно и не приоритетно, хозяйка означало то, что жена должна прислушиваться к мужу в плане хозяйства, данного мужем. Поскольку считалось, если жена отступит от этого ведения хозяйства, соответственно она будет в немилости мужа. Бытовавшая в то время поговорка: "Бей жену к обеду, а к ужину опять без боя за стол не сядь"[20], красноречиво и совсем ясно характеризовала положение жены в ведении этого хозяйства.
Что же касается брака, в дореволюционном русском праве действительным признавался только религиозный брак. Согласно закону, развод, как и самовольное расторжение брака, были запрещены. Несмотря на то, что с юридической точки зрения, вступающие в брак, заключают между собой договор, по которому одна сторона обязана доставлять пропитание, а другая пребывать в послушании. Если муж выгонит жену из дома, она имеет право обратиться с жалобой в суд. Но фактически решение суда окажется неосуществимым. Поскольку суд к тому времени не имел законных средств заставить мужа жить с женой вместе в одной квартире. Закон мог только водворить жену при помощи полиции в дом, но проблема решена не будет, так как муж снова попросит жену удалиться и снова обратиться к властям за помощью. По закону супруги просто были обязаны жить вместе. При переселении, при поступлении на службу или при иной перемене постоянного жительства мужа жена должна следовать за ним[21]. Стоит заметить, что жена могла отлучаться из дома в буквальном смысле на несколько часов, вследствие особенностей паспортной системы, которая не выражала прав женщины. Поскольку муж определял её местоположение, и жена не имела право на отдельное жительство без его же соглашения. Выходит, что права супругов не равны, муж имеет право передвигаться с места на место по собственному желанию, а законность передвижения женщины приобретается только при одобрении её властелина[22]. Всё это подтверждает беспомощность законодательства в деле защиты женщины.
Преимущественное положение мужчин перед женщинами было установлено законом и в вопросе о праве наследования. Здесь при совместном наследовании сына и дочери ближайшее право наследования принадлежит сыновьям и их потомству; дочерям же выделяется из наследственного имущества лишь одна четырнадцатая часть из недвижимого имущества и одна восьмая из движимого, но супруги наследуют друг другу на одинаковых основаниях. А вдова и вдовец имеют одинаковое право на получение указанной части из имущества умершего супруга - одну восьмую часть из недвижимого и одну четвёртую из движимого имущества. Права состояния женщины, кроме общего порядка приобретения их по рождению, приобретаются также через брак и определяются следующим образом: жена следует состоянию мужа, а если жена по роду принадлежит низшему сословию, то после вступления в брак она получает все права и преимущества, сопряжённые с его состоянием. Сюда же и относилось приобретение чина и звания мужа. Причём эти права сохранялись за ней даже тогда, когда муж за преступление будет лишён прав своего состояния[23].
Что же касается уголовного законодательства, то здесь мужчины и женщины состояли в одинаковом положении, за исключением тех случаев, когда строгость карательного закона смягчалась для женщин, в виду её исключительного положения, вызываемого слабостью. Так женщины были отстранены от всех телесных наказаний и пользовались особенной снисходительностью в период беременности[24].
Сказанное свидетельствует, что женщина в некоторых областях общественной и частной жизни достигла к концу XIXв. значительных прав и во многом сравнивалась уже с мужчиной. Тем самым к уже предъявленным ей обязанностям жены и матери она еще присоединилась к широким имущественным правам.
Но сохранялись барьеры в области образования. На данном этапе истории, женщины ни под каким видом не могли допускаться к слушанию лекций в университетах, поскольку в планы правительства высшее женское образование никак не входило.
Ещё со второй половины XIX в. русская женщина стала предъявлять свои права на участие в общественной и государственной жизни общества. Тем самым она стремилась доказать необходимость сломить те средневековые предрассудки и доказать, что она тоже такой же человек и может участвовать в работе на пользу человечества наравне с мужчинами. Но интересы русской женщины не были приняты во внимание. А причина всему - старинное воззрение на женщину, как на вещь, принадлежащую мужу. Но почему в конце XIX в. это было неприемлемо и становилось понятно, что эти положения должны быть изменены? Что же побудило женщину искать таких новых форм бытовой, общественной, социально-экономической и, наконец, политической жизни? Необходимость или случайность? Прошлое или настоящее? Каковы причины возникновения женского вопроса в России в конце XIX - начале XX в.? Ответы на эти вопросы может дать анализ, как положения женщины на данном этапе, так и ценностных ориентаций, мотиваций женщин и сопоставление их с поведенческими характеристиками изучаемых персонажей.
Положение женщины в прошлом делало её заложницей застоя и неподвижности: заключенная в узкую сферу семейной жизни, с её мелкими бытовыми заботами, она не видела перед собой других горизонтов, других интересов, кроме домашних устремлений.
Что же сподвигло женщину на требование прав на развод, на образование, профессию, труд?
На протяжении всего XIXв. происходят изменения в сфере экономических и политических отношений. Освобождение крестьян и эпоха реформ произвели громадный переворот в умах. Все эти изменения не могли пройти вне общества и социального развития. В условиях общественного подъема в стране стало развиваться так называемое женское движение. На начальном этапе своего развития, на этапе становления, женщины искали поддержку со стороны общества. И только выводили на первый план идеи о равноправии мужчин и женщин и выступали против дискриминации в вопросах образования, труда, самостоятельности в выборе целей и форм деятельности и активного сотрудничества с прогрессивно мыслящими мужчинами из числа интеллигенции, что отражало новые процессы в социально-экономическом развитии европейской цивилизации[25].
Таким образом, в результате социально-экономических преобразований стали формироваться новые нормы и ценности. Что и привело к развитию женского вопроса и послужило причиной создания женского движения в России, окончательно сформированного в конце XIX - начале XXв.
Последствия реформы 1861 г. стали основной причиной привлечения женщин в общественное производство. На первых порах речь шла в основном о дворянстве, которое стремительно стало разоряться, и было вынуждено пойти зарабатывать себе на жизнь самостоятельным трудом. Именно эти благородные девицы и стали активными участницами женского движения и выступили первыми поборницами равноправия женщин. Так появились женщины нового типа или "новые женщины" - самостоятельные, образованные, ориентированные на деятельность в публичной сфере.Б. Пиетров-Энкер совершенно справедливо называет этот слой бюргерско-гражданским[26]. По ее мнению, для того чтобы описать этот процесс необходимо рассмотреть и раскрыть особенности ментальных процессов, которые породили "нового человека" - продукт социально-культурной модернизации России в конце XIXначале XXв. Автор берет это определение из литературы того времени, где огромным влиянием пользовались произведения И.С. Тургенева и Н.Г. Чернышевского, которые представили широкомасштабную программу эмансипации, дополнившую широкомасштабную идею равенства полов концепциями ранних социалистов. Где стержнем являлось освобождение женского пола от традиционных ограничений. А именно принятие самостоятельного решения вместо веры в сложившиеся порядки, развитие в себе осознания своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, избрание себе своей жизни и пути развития и, наконец, прогресс. Создание своего "Я", образование, труд - всё это отличало так называемую нигилистическую среду, в которой сочеталось стремление обеспечить критику старого порядка и несоответствия традиционных устоев со стремлениями общества. Но следует иметь в виду, что эта концепция стала частью культурной жизни прогрессивной интеллигенции и скорее всего интеллигенции из числа представителей революционно-демократического и либерального толка. Эти вопросы были в центре внимания в творчестве Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, Н.А. Михайлова, Д.И. Ушинского и многих других.