А уже в конце 1870-х годов эти идеи равноправия начали пропагандировать и женщины. Среди них стоит отметить роль таких женщин, как М.К. Цебрикова, Е. И Конради, М.В. Трубникова, А.Н. Шабанова, Н.В. Стасова, А.П. Философова. В первую очередь причины обращения к "женскому вопросу" предстают по воспоминаниям этих женщин как усвоение и реализация популярных идей, или, выражаясь социологическим языком, генерализированных представлений своего времени[27]. "Это было в воздухе. Эмансипация женщин была на языке у всех передовых людей", - писала А.В. Тыркова в своем исследовании о жизни и деятельности А.П. Философовой[28], построенном в значительной степени на личных беседах с последней. Известная общественная деятельница М.К. Цебрикова при подготовке статьи "Женское движение за 25 лет" опросила многих участниц женского движения о причинах "их прихода в женский вопрос", в том числе А.Н. Евреинову, А.П. Философову, А.В. Жаклар, Н.А. Белозерскую, С.В. Ковалевскую. Мнения респонденток совпали. "Жизнь учила, и всё носилось в воздухе"[29] - ответили они. Подъём духа был всеобщий, появилось восторженное состояние, охватившее не только молодых, но даже людей пожилых, выросших при иных тяжёлых условиях[30]. Генерализированные представления об уважении к личности, о принципиальном равенстве людей, о долге образованных классов перед народом были широко распространены среди представителей образованных групп и являлись своего рода знаком передового мышления. Эти убеждения определяли соответствующие формы коллективных действий, такие как "устройство кружков для взаимной помощи … в складчинах для устройства библиотек, частных школ, курсов, чтений … в распространении образования и в низших классах… в устройстве всякого рода ремесленных заведений на общие средства …на началах ассоциации"[31]. Включаясь в общественную работу, будущие лидеры женского движения еще не выделяли сферой своей деятельности решение проблем именно женщин. Они действовали в соответствии с распространенными идеями о долге перед народом. Поэтому первые организации, созданные женщинами, были организации предоставляющие возможности достойной жизни для "низших" классов без различия пола. Так, в Петербурге первой женской инициативой была создание "Общества доставления средств для беднейших жителей Петербурга", а в Москве - "Общество распространения полезного чтения". К женской проблематике лидеры движения пришли не сразу, а в ходе своей практической деятельности, которая затем послужила эмпирической базой их убеждений.
Одновременно с проблемами "низших" классов эти женщины решали проблемы собственной социальной группы, в частности проблему самореализации женщин образованных классов в публичной сфере. Шел процесс поиска женского идеала, соответствующего мужскому идеалу эпохи - гражданина, работающего на пользу общества. Перед "новыми женщинами" стояла проблема нахождения собственной ниши в общественной работе, идеологического и организационного оформления женского участия в созидательной работе "передовых людей". В итоге они сыграли решающую роль в становлении женского движения.
Мотивом участия в движении явился также мотив личностной самореализации в публичной сфере. Участницы движения были, прежде всего личностями с сильной мотивацией к самореализации. Воспоминания о М.В. Трубниковой дает нам представление о её характере и личных качествах как одной из основательниц женского движения России: "Она была настоящая, прирожденная общественная деятельница, у которой светлый ум сочетался с упорной и сосредоточенной волей, которая умела и хотела привлекать людей к определенной задаче, сплачивать их, пробуждать в них желание работать и приносить пользу", а поскольку "…для натуры деятельной нет горше обиды, как вынужденная пассивность", то "…на борьбу за право проявляться, за право участвовать в созидании жизни отдала эта молодая, умная славная женщина всю свою энергию, всю свою душу"[32]. А мотив самореализации позже стал переплетаться с влиянием такого фактора, как неудовлетворенные ожидания личности со стороны женщины. Особенно в ситуации, когда перед глазами реализовывались возможности мужчин того же социального слоя. Это утверждение хорошо иллюстрирует цитата из воспоминаний о М.В. Трубниковой: "Сознание того, что менее способные, менее преданные идеям мужчины могут найти применение для своих сил, а она как женщина, осуждена на общественное бездействие, не может принести всей пользы, о которой мечтает, придавало особую страстность ее феминизму"[33].
Таким образом, самоутверждение шло через реализацию личных установок нравственного, идеологического и, может быть, даже политического характера, путем мобилизации собственных ресурсов и ресурсов своего окружения. Наличие личных, внутренних ресурсов и доступа к внешним ресурсам давали возможность реализации своих устремлений. Помимо вышесказанных: принадлежности к привилегированным слоям общества, наличия денежных средств, свободного времени и т.д. хотелось бы подчеркнуть значимость таких ресурсов как образование и солидарность. Именно образование позволяло выработать свои убеждения, воспринять популярные представления своего времени, развить их применительно к собственной социальной группе - группе образованных женщин, зарабатывающих себе на жизнь. Формирование солидарности понимается как процесс осознания общности интересов и ценностей своей группы и сплочение вокруг них. Та же М.К. Цебрикова писала, что в предреформенную пору происходило "сплочение сил", что "девушки слышали друг о друге, вступали в переписку, разъясняли, что было темного в прочитанной книге или статье, поддерживали друг друга нравственно"[34].
Только в конце XIXвека - начале XXв. проблемы и вопросы в положении женщин в обществе занимали умы всё большего числа учёных, писателей и государственных деятелей. Которые стали освещать проблемы раскрепощения женщин, уравнения их в правах с мужчинами, вовлечение в общественно-политическую жизнь и многие другие вопросы. Таким образом, всё настойчивее стали звучать мысли о том, что женщина и признание за ней прав обусловлено интересами государства, общества и культуры.
Общепринято считать, что в России женское социальное движение и история организованной женской политической активности берёт своё начало с середины XIXстолетия. Популяризация идеалов равенства в русском обществе в конце 60-х гг. XIXв. привела к созданию нового слоя, демонстрировавшие новый тип поведения. Появились девушки, которые стремились к высшему образованию, стали посещать на основе прошения открытые публичные лекции, даже уезжать за границу, где они активно работали педагогами, как в традиционных учебных заведениях, так и в неформальных воскресных школах. Эти "новые женщины" становились врачами и акушерами, они осваивали специальности, считавшиеся до этого сугубо мужскими. Но на их пути встают ограничения и препятствия, вылившиеся, впоследствии в открытые запреты. И именно с этого времени стали появляться общества, преследовавшие основные цели: во-первых, просвещение женщин и обучение их грамоте; во-вторых, борьба за высшее образование; в-третьих, поддержка женщин при вовлечении их в профессиональную деятельность.
Именно в этот промежуток времени впервые женская эмансипация превратилась в предмет широкого обсуждения общественности. С этого времени женщины начали упорно бороться за равные с мужчинами возможностями получения образования. Началом реальной борьбы за становление и развитие своей самостоятельности следует отнести к более позднему периоду - конец 1870-х - начало 1880-х гг. К этому периоду относится образование Высших женских курсов (1882). Они сыграли огромную роль для становления идей о равноправии мужчин и женщин. Стали, прежде всего, почвой для создания женского движения. Жажда образования была так сильна и так охватила женскую молодёжь, что никакие силы не могли её остановить. Тем самым важнейшими событиями этого периода (конец XIX - начало XXв.) явились женские инициативы в борьбе за доступ к высшему образованию. Достигнув частичной самостоятельности, добивших права учиться, русская женщина столкнулась с действительностью, поставившей ей преграду, и тем самым оказалась скованной русским законодательством, которое лишило её самых элементарных гражданских прав человека. И вступив на арену общественной жизни, убедившись фактически в своём бесправии, в заниженной оценке своего труда, женщина не могла не направить все свои силы на борьбу с такими условиями. Бесправие, игнорирование в общеполитической жизни страны, необходимость объединения для достижения равноправия, побудило сплотиться женщин и организоваться для общей деятельности. Такими организациями и явились женские общества, союзы и женские клубы нового поколения, которые ставили своей главной целью улучшение положения женщин в обществе, защиту их прав и интересов[35].