Новые перспективы перед женским движением открылись с началом Первой Российской революции и активизации всех демократических сил. Революция 1905 г. совершенно изменила ситуацию в стране. Мужская сторона населения после публикации Манифеста 17 октября получила определённые гражданские и политические права и свободы. А женщины гражданского признания не получили и сразу же начали требовать и добиваться его. В понимании женщин Манифест разрушил все надежды на равноправие и не признал их за население [47].
В этот самый момент появляются новые женские организации, и продолжает своё существование и развитие "Русское женское взаимно-благотворительное общество", но уже с иными требованиями. К примеру, был выдвинут вопрос об участии женщины в политической жизни страны[48]. Что касается новых организаций, то в 1905 г. был создан "Союз равноправия женщин", который включился в политическую жизнь параллельно с "Русским женским взаимно-благотворительным обществом". Как отмечали сами женщины, "Союз равноправия женщин" возник с ростом революционной волны. И объединил в первую очередь социально мыслящих интеллигенток с более правыми элементами. Эта сильная и серьезная организация сыграла главную роль в широком движении 1905 года, когда не осталось, кажется, уголка в России, где бы так или иначе не раздавался голос женщины, напоминавшей о себе, требовавшей себе гражданских прав[49].
Союз установил тесные контакты с более радикальной международной феминистской организацией - Международным Женским Суфражистским Союзом (МЖСС) [50]. Что в иной раз подтверждает значение и особое влияние зарубежных организаций на формирование отечественного женского движения. В программе Союза содержались такие требования, как немедленный созыв Учредительного собрания на основе всеобщего прямого, тайного избирательного права без различия пола, веры, национальности. Признание прав народов, входящих в состав Российской империи, на политическую автономию и национально-культурное самоуправление; уравнение в политических и гражданских правах женщин с мужчинами во всех областях жизни и соях общества без ограничения прав замужних женщин. "Равноправки", как называли себя участницы "Союза равноправия женщин", требовали также уравнение прав крестьянок с правами мужчин при аграрных реформах; охраны труда женщин и проституции, унижающих достоинство женщин[51].
В 1906 г. первая делегация "Союза равноправия женщин" присутствовала на конференции МЖСС в Копенгагене, где была тепло встречена.
Наряду с участием в деятельности международных организаций русские женщины стали налаживать связи с феминистским движением в отдельных странах. А с 1904 г. в России начинается издаваться общественно-политический журнал "Женский вестник", где стали широко освещаться проблемы и успехи женского движения в разных странах мира. В итоге это играло огромную роль в пропаганде отечественного движения. Активистки "Союза равноправия женщин" по всем регионам страны читали лекции о положении женщин, как в России, так и за рубежом: "Равноправки" пользовались моментом, чтобы укрепить раз пробудившееся любопытство, развить его до степени уже сознательного интереса. Провинция, притихшая и придавленная, вообще нуждается в лекциях, и на них охотно идут. Приходили и военные, и чиновники, учащаяся молодежь и так называемые городские дамы, конторщицы, телеграфистки, работницы, даже священники. Словом, приходилось говорить при самой смешанной, пестрой аудитории, где на несколько сот слушателей вряд ли было несколько десятков людей, серьезно задумывавшихся когда-нибудь над серьезностью женского вопроса[52]. В целях просветительства стали регулярно издавать многочисленные публицистические материалы по проблемам равноправия полов. Известно, что Н. Мирович читала лекции "Женское движение в современной Великобритании" в Москве и Смоленске. Такое внимание объясняется тем, что Н. Мирович, одна из руководительниц Союза провела значительную часть жизни в Англии и сотрудничала с членом Национального Союза женских обществ, а также с Женской лигой свободы во главе с Шарлотой Деспард[53]. Не меньший интерес у русских женщин вызывало движение феминисток в США. Целые разделы женских журналов были посвященными рассказам о положении женщин в США, а деятельность американских феминисток рассматривалась как образец для подражания.
В 1906 г. всеобщее внимание приковывало феминистского движения в Финляндии, которая в то время была частью Российской империи. С конца XIXв. за права женщин в Финляндии вели две организации: умеренная Финская женская ассоциация и более радикальный Союз женских прав. Первоначально, как и в других странах, они состояли из представительниц верхних слоёв, которые занимались просветительством и благотворительностью, но с началом революции эти организации включились в борьбу против царского режима, за предоставление Финляндии собственной Конституции и объединились со всеми оппозиционными силами. В результате этой борьбы в 1905 г. Финляндия получила конституцию, а в мае 1906 г. финский парламент принял новый избирательный закон, предоставлявший всем гражданам независимо от пола, избирательное право[54]. Это в свою очередь вызвало дискуссии в обществе. А русские феминистки вообще это рассматривали как результат объединённых действий всех классов и прежде всего как образец для подражания. Сам факт предоставления финским женщинам избирательных прав вызвал широкий международный резонанс и, конечно это могло сподвигнуть и русских женщин, но в самой России с завершением революционного подъёма в 1907 г. и наступлением полосы реакции вновь пришли запреты со стороны власти. Так в 1908 г. под воздействием репрессий прекратил своё существование "Союз равноправия женщин", водились запреты на деятельность многих женских организаций в городах и провинциях.
Так закончился второй этап женского движения и начался новый, третий период - 1907-1917 гг., который можно охарактеризовать как этап зрелости. Кульминационным моментом развития женского движения в эти годы стал IВсероссийский женский съезд - событие уникальное в общей истории женского движения России. Съезд проходил в Санкт-Петербурге с 10 по 16 декабря 1908 г. Инициатива его проведения принадлежала "Русскому женскому взаимно-благотворительному обществу". Он собрал более 1000 участников - делегаток от различных женских организаций, объединений, групп, от женских фракций в политических партиях, а также исследователей, журналистов, представителей общественности, политических и государственных деятелей. Этот Съезд представил всей стране и миру что такое русский феминизм и в частности, что такое женское движение в России[55]. Что это не просто сумма женских объединений. В разной степени отстаивающих права женщин, но в том числе это и интеллектуальное течение, внесшее значительный вклад в пересмотр многих современных взглядов на развитие общества и государства. Тем самым женское движение это не просто самостоятельная инициатива, а прежде всего это процесс общественной активности.
Русский феминизм был представлен на съезде во всём многообразии его подходов, оценок, определений. На Съезде высказались все: и те, кто был занят благотворительностью или просвещением и те, кто отстаивал право женщин на труд и социальную защиту. Особенностью этого Съезда было то, что с докладами высказывались представительницы как умеренного, так и их противники радикального толка. Таким образом, женский вопрос был обсуждаем. Говорили о социально-политическом статусе женщины, об экономическом и правовом положении в семье и обществе, об итогах и задачах женского движения, о перспективах социального освобождения женщин. Тем сам идея борьбы за общее дело стала довлеть над внешне частными вопросами признания проблематики прав женщин: Феминизм стремился не увеличить существующую обособленность мужчин от женщины, но уничтожить её. Феминистки хотели просто иметь одинаковые с мужчинами права по закону, на такое же образование, на труд и общественную деятельность[56].
Таким образом, женское движение в России прошло несколько этапов. Первый этап 1860 - 1895 гг., обозначен как этап благотворительной деятельности, характеризующий возникновение идей о равноправии мужчин и женщин. Создаются отдельные замкнутые общества, связанные с повседневными нуждами женщин: просвещение женщин, обучение грамоте, где использовались различные средства для финансовой базы через сотрудничество с прогрессивно мыслящей интеллигенцией, общественными и государственными деятелями. Второй этап 1895 - 1906 гг. - этап политизации, где основным лозунгом женского движения было "Свобода и равенство всех перед законом, без различия и пола". Стали создаваться крупные политические структуры: "Русское взаимно-благотворительное общество" и "Союз равноправия женщин". Где прослеживается трансформация благотворительности в организации, требующие гражданских и политических прав для женщин. Эти организации оставались ведущими до конца 1917 г. Третий этап 1907 - 1917 гг. - этап формирования массового движения с уже разветвлённой инфраструктурой. Количество и разнонаправленность женских организаций продолжают возрастать. В целом, не смотря на препятствия, движение разрасталось. Важным в истории движения был IВсероссийский женский съезд, поскольку он получил широкий резонансом как внутри страны, так и за её пределами. По словам А.Н. Шабановой, "после съезда русская женщина вошла в семью культурных женщин мира не в качестве отдельной личности, а в качестве коллективной общественной силы"[57].