Важнейшей группой прав, обеспечивающей участие женщин в общественно-политической жизни, являются гражданские и политические права. Это, прежде всего, права женщин в области образования, право участия в местном самоуправлении, в области наследования, территориального передвижения, избирательное право. Уровень политических прав и свобод личности определяется свободой общества в целом, а также политической свободой той социальной общности, представителем которой она выступает. Важными предпосылками реализации политических прав гражданина являются сложившиеся на данном историческом этапе в государстве тип политического режима, уровень самоуправления, процедуры формирования всех структур власти и степень участия в них членов общества.
Поскольку в конце XIX - начале XXв., и вплоть до 1905 г., стержнем государственного устройства Российской Империи была самодержавная власть, органы представительной власти, а значит, и избирательные права населения отсутствовали, женские организации того периода были исторически не готовы к борьбе за политические права. Поэтому на первом этапе, 1860 - 1895 гг., женские организации сосредоточили внимание на отстаивание своих социально-экономических прав. Важнейшим событием этого периода стала борьба женщин за предоставление высшего образования, которое в итоге стало отправной точкой для решения женского вопроса. И тем самым явилась толчком к становлению и созданию женского движения в России в конце XIX - начале XXв. Такое стремление возникло в среде образованных женщин-дворянок, и только им было доступно образование, хотя и ограниченное. И тем самым можно отметить, что изначально женский вопрос заключался именно в решении проблемы женского образования и улучшении его, и лишь позднее развился во всеобъемлющую антропологическую дискуссию об индивидуальной одаренности и особенной судьбе женщины, где выявились потребности в приобретении иных гражданских и политических прав. Поэтому необходимо рассмотреть ход борьбы женщин за предоставление образовательных прав.
Путь женщин к высшему образованию и науке в дореволюционной России был достаточно труден. Настоятельные высказывания о необходимости расширения прав женщин в области просвещения слышались давно. Требования признать за женщиной право участвовать в этой сфере последовали сразу после отмены крепостного права. Освободительная эпоха 1860-х гг. явилась как нельзя благоприятствующей для решения этого вопроса.
Широкий размах требования равноправия женщин в области получения знаний приобрело в конце 1860-х - начале 1870-х гг. Проявилось это в первую очередь после того как в 1859 г., впервые в истории женского высшего образования женщины стали сами посещать лекции в Петербургском университете. Поскольку в университетах были разрешены публичные лекции, и их стали посещать гимназисты, чиновники, офицеры, дамы из общества, юные девушки разных сословий.
Но действовало это только до 1863-1864 гг., так как позже был создан Университетский устав 1863 г., который запрещал обучение женщин и к 1864 г. все женщины были удалены из университетов. Это побудило женщин через прошение получить право посещать университетские лекции. Первое такое прошение было подано ректору Петербургского университета в мае 1868 г. Среди подписавших его значились дочь военного министра Д.А. Милютина, графиня А.Н. Толстая, жена главного военного прокурора А.П. Философова и другие[58]. И только после этого прошения в России женщины смогли получить образование только с конца 60-х гг., с созданием в Петербурге Аларчинских высших женские курсов (1870), которые работали до 1875 г. Активными деятелями этих курсов были Н.В. Стасова, М.В. Трубникова, А.П. Философова, Е.Н. Воронина и профессор А.Н. Бекетов. Именно эти люди стояли у истоков создания других курсов, о которых речь пойдёт ниже. Тем самым начало постановки проблемы о женском образовании имело место.
Сама эпоха показала, что с отменой крепостного права, а затем последовавшего за ним развитием промышленности требовалось вовлечение женщин в изменившуюся систему производства не только бедных слоёв, но и представительниц дворянского происхождения. Эта смена просто напросто оставила без средств к существованию многих дворянок. А в России эта ситуация осложнилась тем, что круг профессий, которыми могла заниматься женщина был ограничен. А как женщина могла участвовать в системе производства, если она не имела места в жизни общества? И ее залогом и главным местом в жизни была семья и домашний очаг? Эти и многие другие вопросы встали ребром перед обществом. Поэтому первоочередной задачей среди женщин встала потребность в получении прав в области образования и его реализации в сфере производства. Всё началось с простого желания посещать высшие учебные заведения. И это право они завоевывали явочным путём. Присутствовали на занятиях в университетах, создавали кружки, где читались лекции по естественным науками и медицине[59]. Но царская семья не симпатизировала университетскому образованию девушек. Например, императрица не считала подходящим для женщины изучение естественных наук, заявив однажды делегации женщин, что они должны оставаться дома и вязать[60].
Но, не смотря на это, был поставлен вопрос о предоставлении высшего женского образования, в частности, медицинского, который возник в 1870-е гг. среди женщин, желающих посвятить себя повивальному искусству и врачебному образованию. Именно в медицинском образовании был достигнут наиболее быстрый успех в силу двух обстоятельств: во-первых, врачей, в том числе военных, катастрофически не хватало, и, во-вторых, после педагогики профессия врача казалась наиболее подходящей для женщины. Но для решения этого вопроса сначала требовалось предоставить эту деятельность через допуск женщин к высшему образованию, так как женщина не имела элементарного права получать его. Проблема заключалась в том, что для данного этапа развития вопроса он едва ли мог существовать. Поскольку в стране не было высших учебных заведений для женщин, а в существовавшие мужские их не допускали. Только в 1871 г. по высочайшему утверждению от 14 января, положением Комитета министров было постановлено "… содействие распространению для женщин врачебных курсов с привлечением на оные…"[61]. И в 1872 г. женщины всё - таки были допущены к занятиям в Военно-медицинской академии, при которой в качестве опыта были открыты Женские врачебные курсы. Но до этого положения в силу запретов получать образование русские женщины выезжали на учёбу заграницу. Только за период с 1864 по 1872 г. в Цюрихском университете училось 200 женщин, из которых три четверти составляли студентки из России[62]. И как раз большинство из них изучали медицину, некоторые философию. В ответ на это в 1873 г. последовало высочайшее распоряжение о запрещении русским женщинам учиться в Швейцарии[63]. Женщины, которые сумели получить высшее образование за границей, как правило, возвращались либо на родину, либо просто напросто перешли в другие европейские университеты. Но были и те, кто, получив образование в Европе, возвращались на родину и хотели получить доступ к работе по полученной специальности. Но первые женщины начали работать, не имея на это никакого юридического права. Так, к примеру, женщины-врачи до 1883 г. не были включены в списки врачей и даже в течение пяти лет служили в земских и городских больницах без официального документа[64].
Запреты, связанные с высшим образованием женщин, вызвали рост частной инициативы, под влиянием которой правительство пошло на уступки, а именно, дало разрешение на открытие различных частных женских курсов.
В 1872 г. были открыты первые Высшие женские курсы В.И. Герье в Москве[65]. Они сыграли важную роль в судьбе учрежденных курсов. Прежде всего, следует указать, что энергичная организаторская деятельность, развернутая В.И. Герье находила полное понимание со стороны многих его коллег, в том числе ректора Московского университета, историка С.М. Соловьева. По замыслу основателя, слушательницы должны были получать университетское, но в то же время и энциклопедическое образование, поэтому в учебной программе курсов с историей и литературой соседствовали и астрономия и энциклопедия естественных наук и гигиена[66]. Курсы В.И. Герье явились первым высшим учебным заведением в России, где женщины получали высшее историческое образование[67]. Получается, правительство дало согласие и разрешило женщинам посещать лекции и в последствии снова выезжать за границу и получать диплом[68], но проблема состояла в том, что прав как таковых с юридической точки зрения в Российской империи не было. Женщина по-прежнему оставалась в своей стране всё в том же бесправном положении.
В таких условиях, женщины в России не останавливались и решительно настаивали на продолжении вести начавшуюся борьбу за право на высшее женское образование. И объединёнными усилиями всё тех же незаурядных личностей М.В. Трубниковой, А.П. Философовой, Н.В. Стасовой были учреждены общеобразовательные курсы, которые привлекали массу слушательниц и послужили преддверием к открытию в 1878 г. Высших Женских курсов в Петербурге[69]. Они были учреждены уже по решению министра народного просвещения графа Д.А. Толстого, который вынужден был признать данную форму образования женщин, указав и дав понять, что эти курсы могут быть созданы на общественные средства, но при условии, если их официальным учредителем будет один из авторитетных профессоров[70].