Часть 5 ст.199 УПК РФ наделяет эксперта правом возвращать без исполнения постановление о назначении экспертизы, если представленных материалов недостаточно для ее производства либо он считает, что не обладает достаточными знаниями для выполнения своей экспертной функции.
Также в соответствии со ст. 17 Закона о судебно-экспертной деятельности эксперт вправе:
1. Ходатайствовать перед руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;
2. Делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний.
Ст. 39 Закона о судебно-экспертной деятельности устанавливает важное право экспертов безвозмездно получать от организаций через свои судебно-экспертные учреждения образцы, документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства судебной экспертизы.
Эксперт, в соответствии с ч. 2 ст. 69 УПК РФ имеет право заявить отвод переводчику в случае обнаружения его некомпетентности. Такое право эксперта является новеллой в уголовно-процессуальном праве, так как УПК РСФСР об этом ничего не упоминал.
Устное или письменное ходатайство о необходимости предоставления дополнительных материалов может быть заявлено экспертом лицу, в чьем производстве находится уголовное дело, в любой момент после объявления эксперту о его участии в экспертизе.
Эксперт вправе, с разрешения следователя, принимать участие в следственном действии и задавать вопросы, если это необходимо для проведения экспертизы. Следует подчеркнуть, что круг вопросов, задаваемых экспертом, участникам следственных действий строго ограничен предметом судебной экспертизы.
В случае отказа эксперта от дачи заключения, он должен письменно обосновать данный отказ и изложить мотивы такого решения. Эксперт не вправе отказаться от проведения экспертизы, если к тому нет оснований, то есть когда он владеет специальными познаниями по вопросам, поставленным на разрешение, и в его распоряжение предоставлены достаточные материалы (в том числе заключения предыдущих экспертиз) и нет других препятствий для проведения исследования.
Следует заметить, что ни УПК РФ, ни ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» не устанавливают сроков проведения экспертизы. Срок проведения экспертом соответствующих исследований регулируется ведомственными нормативными правовыми актами.
В связи с этим надо заметить, что практически все субъекты судопроизводства заинтересованы в качественном проведении предварительного расследования по уголовному делу в сжатые сроки.
Так как эксперт является незаинтересованным лицом в исходе дела, ему может быть заявлен отвод при наличии обстоятельств, перечисленных в ст. 70 УПК РФ. Эксперт не может принимать участие в производстве по уголовному делу:
1. Если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу (п. 1 ч. 1 ст. 61 УПК РФ);
2. Если является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу (п. 3 ч. 1 ст. 61 УПК РФ);
3. Если он находился или находится в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей (п. 2 ч. 2 ст. 70 УПК РФ);
4. Если обнаружится его некомпетентность (п. 3 ч. 2 ст. 70 УПК РФ);
Эксперт вправе принимать участие в деле, если он ранее участвовал в производстве процессуальных действий в качестве эксперта или специалиста в этом же деле.
Наряду с правами, эксперт, как участник уголовного судопроизводства ограничен законом в своей деятельности. В соответствии с ч. 4 ст. 57 УПК РФ эксперт не вправе:
1. Без ведома следователя или суда вести переговоры с участниками уголовного судопроизводства по вопросам, связанным с производством судебной экспертизы;
2. Самостоятельно собирать материалы для экспертного исследования;
3. Проводить без разрешения дознавателя, следователя, суда исследования, могущие повлечь полное или частичное уничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств;
4. Давать заведомо ложное заключение;
5. Разглашать данные предварительного расследования, ставшие известными ему в связи с участием в уголовном деле в качестве эксперта, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ;
6. Уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или в суд.
Эксперт может быть допрошен для разъяснения данного им заключения (ст. 166, 167, 205 УПК РФ). При этом он дает показания лишь относительно той информации, которой обладает в связи с производством судебной экспертизы. Заключение и показания эксперта допускаются в качестве доказательств по уголовному делу (п. 3 ч. 2 ст. 74 УПК РФ). Согласно ч. 1 ст. 205 УПК при допросе следователем эксперт обязан разъяснить данное им заключение, а при допросе в суде (ст. 282 УПК РФ) - разъяснить и дополнить заключение, а также ответить на вопросы сторон.
Эксперт обязан составить заключение в соответствии с требованиями ст. 204 УПК РФ, включая отражение сведений о получении образцов для сравнительного исследования, если указанные действия являлись частью судебной экспертизы.
Статьи 197 и 198 УПК РФ закрепляют обязанность эксперта по обеспечению присутствия при производстве судебной экспертизы тех участников процесса, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством Российской Федерации. Следователь, подозреваемый, обвиняемый и его защитник могут присутствовать при производстве судебной экспертизы, а следователь также вправе получать разъяснения эксперта по поводу проводимых им действий. Эксперт обязан давать необходимые пояснения следователю.
В качестве уголовно-процессуальной ответственности к эксперту могут быть применены следующие меры процессуального принуждения (ч.2 ст. 111 УПК РФ):
1. Обязательство о явке;
2. Привод;
3. Денежное взыскание.
Как уже отмечалось выше, эксперт не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или в суд.
В случае неисполнения своих процессуальных обязанностей на эксперта может быть наложено денежное взыскание.
Эксперт, как специальный субъект несет уголовную ответственность в случае совершения общественно опасных деяний, подпадающих под действие ст. 307 (Заведомо ложное показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод) и ст. 310 (Разглашении данных предварительного расследования) УК РФ. Заведомая ложность экспертного заключения состоит в осознанности экспертом несоответствия выводов составленного им заключения фактически установленным обстоятельствам и желание составления такого заключения. Цели таких действий могут быть различными.
Добросовестное заблуждение эксперта в ложности сделанных им выводов или неправильное применение методики проведения экспертизы ввиду недостаточного опыта, специального образования не может являться основанием привлечения к уголовной ответственности по указанным статьям. Примечание к ст. 307 УК содержит условие, при котором эксперт должен быть освобожден от уголовной ответственности по этой статье (если он добровольно в ходе дознания, предварительного следствия или судебного разбирательства до вынесения приговора суда или решения суда заявил о ложности данного им заключения).
На охрану прав, законных интересов и обязанностей эксперта направлен целый ряд норм различных отраслей права, устанавливающих юридическую ответственность отдельных категорий граждан за правонарушения, оказывающие негативное влияние на деятельность эксперта. Наиболее серьезную ответственность за принуждение эксперта к даче заключения или показаний, устанавливает ст. 302 УК РФ (Принуждение к даче показаний). Эту статью можно считать существенным вкладом в обеспечение его личной безопасности и профессиональной независимости.
2.3 Специалист
Специалист – лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном УПК РФ, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.
Для появления процессуальной фигуры специалиста требуется два основания:
1. Фактическое основание – наличие у лица специальных знаний. Закон не требует, чтобы специалист обладал специальным образованием, поскольку его знания могут касаться тех сфер человеческой деятельности, которые требуют лишь узкопрофессиональных навыков. Такими областями могут быть, например, искусствоведение, редкие ремесла и т. п. Однако наличие специального образования может сыграть свою роль при подборе специалиста соответствующей квалификации.
2. Формальное основание – появление у лица статуса специалиста возникает с момента решения о вызове его для участия в уголовном деле в качестве специалиста (ст. 168, 270 УПК РФ). Вынесение отдельного постановления о привлечении лица в качестве специалиста не требуется, для наделения лица соответствующим статусом достаточно упоминания о нем как о специалисте в протоколе процессуального действия.
Специалист – это самостоятельный субъект уголовного судопроизводства. Обязательным признаком специалиста является его участие в следственном (процессуальном) действии. Это положение вытекает из закона: «Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии специалиста в соответствии с требованиями части пятой статьи 164 настоящего Кодекса.» (168 УПК РФ), а также: «Председательствующий разъясняет специалисту его права и ответственность, предусмотренные статьей 58 УПК РФ, о чем специалист дает подписку, которая приобщается к протоколу судебного заседания.» (ст. 270 УПК РФ).