Под понятием федеративное государство понимается такая территориальная организация, где есть центр и подчиненные ему части-субъекты , которые имеют независимость, но могут иметь свою законодательную систему, не противоречащую главному закону – Конституции РФ, иметь суверенитет в отдельных вопросах, находится во взаимоотношениях с центром, основываться на принципе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. (ФЗ от 04.07.2003 №93-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). Способами правового разграничения являются: Конституция РФ, федеративный и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий. Разграничение очерчивает предметы ведения каждой из сторон-участников, обеспечивает нормальной функционирование органов государственной власти, равновесие полномочий, делает невозможным сосредоточение власти в руках одного органа власти. Ее гарантией выступает единство системы государственной власти. Ст.67 п.1 Конституции РФ "Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними".
"Одной из основ федеративного устройства России является разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов". (ст. 5). Предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов нашел четкое отражение в ст. 73 Конституции РФ. "Вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий федерации по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов, этим субъектам предоставляется самостоятельность в осуществлении полной государственной власти". Такая власть выражается в: образовании субъектам органов государственной власти (п.2 ст.11 и ч.1 ст. 77 Конституции РФ), представлении в Совете Федерации (ч.2 ст.95). Необходимо согласие субъектов РФ при решении таких вопросов как: изменение границ между субъектами (п.3 ст.67), статуса субъектов (ч.5 ст. 66), делегирование полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти (ч.2 и 3 ст.78). наделение субъектов такими полномочиями не означает, что они являются суверенными и независимыми, так как источником установления полномочий является Конституция РФ. (Постановление от 07.06.2000 N 10-П). "По смыслу Преамбулы, ст. 3-5, ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 65, ст. 66 и п. "б" ст. 71 Конституции в их взаимосвязи, субъекты Федерации не имеют статуса суверенного государства и решить этот вопрос иначе в своих конституциях (уставах) они не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства, даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным". Наличие государственной целостности провоцирует аппарат управления территорией, единой системы государственной власти, создание законодательной базы, опираясь на принцип демократии, субъекты наделены определенными правами и независимостью, ограниченной законом. Проводится разграничение компетенций государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, распределение власти помогает избежать концентрации власти в центре.
Необходимо отметить, что употреблено слово не органов, а именно власти, так как государственная власть понятие более широкое по объему, чем государственные органы, и последние входят в понятие государственная власть. Существует единый аппарат, выражающийся в наличии единого органа или системы органов, сфера действия которых исходит из единого центра, их решения не могут быть взаимоисключающими.
Суверенитет нации обеспечивает российский федерализм. "Суверенитет нации означает ее верховенство и независимость в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, ее свободное волеизъявление в избрании формы свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности".
Признается суверенное право всех наций на свободное самоопределение. Дважды говориться о самоопределении народов в Конституции. В Преамбуле и в ч. 3 ст. 5. Преамбула: многонациональный народ Российской Федерации принимает свою Конституцию, "исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов", а в ст. 5 Конституции РФ уделяется внимание принципу равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Каждый народ имеет право на сохранение родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучений, творчества, исповедовать любую религию, быть защищенным от дискриминации по национальному признаку. Так событие на Манежной площади 11 декабря 2010 г. нарушило последнее из прав. Массовый выход людей на улицу с лозунгами "Россия- для русских". Националисты избивали и убивали людей кавказской внешности. В настоящее время мигранты не могут быть уверены в охране своих прав. Действия радикалов подрывают конституционный строй, поэтому необходимо изменения сознания людей, например, введением специальный предметов в школе. Российская молодежь нуждается в осознании того, что России исторически складывалась как многонациональная страна, не знающая различий между разницей в вероисповедании, национальности и т.д.
Мне кажется, что основываясь на принципах демократизма, народы наделены правом на самоопределение и самообразование, что обеспечивает равенство прав. Черта федерализма обеспечивает народу выбор культуры, быта, наделяет права субъекты федерации и облегчает систему управления страной, благодаря децентрализации государственных органов. По мнению М. Б. Баглая, благодаря предоставлению правовой основы для самоопределения национальности, Конституция смягчила "развитие деструктивного национализма". При анализе федеративного устройства, выделяются такие проблемы, как : " Содержащиеся в ст. 5 формулировки носят компромиссный характер, отражающий политическую нестабильность в 1990-х гг. Отсюда их некоторая неопределенность. Так, республика характеризуется через скобки как государство, что может быть понято как признание суверенитета и международно-правовой правосубъектности. Но такое понимание противоречило бы ст. 4, в которой установлено, что суверенитет Российской Федерации неделим ("распространяется на всю ее территорию"), а значит, субъекты
Федерации не вправе выступать как субъекты международного права. Кроме того, весьма трудно совместить принцип равноправия субъектов Федерации с тем, что одни из них являются государствами, а другие в лучшем случае только некими государственными образованиями. Возникает также ряд вопросов. Является ли устав субъекта Федерации по своей юридической силе равноценным конституции, и если да, то почему они по-разному называют-
ся, если же нет, то можно ли говорить о равноправии? Какой смысл вкладывается в термин "самоопределение народов"? Означает ли это, что более 100 народов, населяющих Россию и не имеющих национальной государственности, вправе теперь ее законно обрести? Или следует считать, что, приняв данную Конституцию, они уже самоопределились? Не совсем ясно также, что означает равноправие субъектов "между собой" во взаимоотношени-
ях с федеральными органами государственной власти (ч. 4), если до этого в ч. 1 уже было закреплено равноправие субъектов Федерации?" Путем преодоления неточностей формулировок, могут служить только толкования Конституционного Суда или введение федеральных законов, "а они будут отрегулированы путем вошедших в силу обычаев".
Одним из юридических свойств Конституции РФ является ее верховенство над другими законами, которое выражается в формировании правового государства. В ст. 1 в формулировке-описании Российского государства после понятия демократическое шло понятие правовое. Это не совпадение, ведь демократия должна иметь правовую поддержку. Реализация прав, исправное функционирование государства возможно только при наличии законов, составленных с учетом интересна народа, выражения его интересов. В Конституции нет четкого представления о понятии правового государства, но в учебнике Малько выделяются следующие принципы правового государства: