Конституция Республики Беларусь определяет контуры прав человека, которые увязываются с его этнической принадлежностью. Во-первых, каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Во-вторых, каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. В Конституции Республики Беларусь говорится о недопущении дискриминации по национальному признаку. Итак, права человека и право народа – это отсутствие дискриминации.
Среди правопритязаний личности, представляющей человечество на рубеже третьего тысячелетия, можно выделить и обособить группу таких, которые основываются на фундаментальной мировоззренческой уверенности в «праве» человека самостоятельно распоряжаться своим телом: осуществлять его «модернизацию», «реставрацию», и даже «фундаментальную реконструкцию», изменять функциональные возможности организма и расширять их технико-агрегатными либо медикаментозными средствами. Сюда же можно отнести право на смерть, изменения пола, гомосексуальные контакты, трансплантацию органов, употребление наркотиков или психотропных средств, право на искусственное репродуктирование, стерилизацию, аборт, и (в уже зримой перспективе) на клонирование, а затем – и на виртуальное моделирование, в смысле полноправного утверждения (дублирования) себя в неметрической форме объективного существования. Права эти, имеющие сугубо личностный характер, предлагается определить как «соматические» (от греч. soma– тело).[1]
«Соматические» права и свободы вряд ли могут быть размещены в традиционной (конституционной) классификации прав и свобод, поскольку институциональность здесь задается качественно особыми и при том существенными параметрами. Их нельзя поставить в один ряд с позитивными социальными (в широком значении) притязаниями индивида: экономическими, политическими, корпоративными, культурными. Историческое утверждение соответствующих прав и свобод «второго поколения», как известно, было обусловлено объективными изменениями в отношении исключительно общественной жизнедеятельности человека. Комплекс «соматических» прав не является элементом негативного статуса личности и не направлен только на защиту ее телесной и духовной целостности от любого, не «санкционированного» самой личностью внешнего вторжения.
2.Характеристика личных прав и свобод в соответствии с законодательством Республики Беларусь
С позиции оценки конституционного текста есть основания утверждать, что государственная власть в Республике Беларусь подчинена интересам служения народу, человеку. Безусловно, что в зависимости от взглядов можно высказывать критические замечания и пожелания относительно функционирования коллегиальных представительных органов власти, их статуса, взаимодействия с иными ветвями власти.
Эффективность правового регулирования в условиях постоянно меняющейся действительности предполагает, что даже самое совершенное законодательство со временем претерпевает изменения. Это объективный процесс. Тем более потребность в таких изменениях может возникать в связи с несовершенством национального законодательства, необходимостью устранения противоречий и пробелов, учета новых явлений, неизвестных на момент принятия акта, а в некоторых случаях - с изменениями политического курса, концепции развития и т.д.
Если обеспечение неотъемлемых (личных) прав и свобод зависит в большей мере от воли государства - государственных органов, должностных лиц (хотя эта воля и должна быть ориентирована на сложившиеся стандарты в цивилизованном государстве), а также развития гражданского общества, то права социальные, экономические, культурные практически полностью обусловлены не только юридическими, но и материальными гарантиями. Право на жизнь является главным, основным правом каждого человека. Это право относится к категории неотчуждаемых прав. Важнейшие международно-правовые документы, конституции современных государств содержат нормы, касающиеся данного права. Не является исключением и Конституция Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 24 Конституции каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда.
Право на жизнь не следует понимать в узком смысле этого слова - лишь как недопустимость посягательства на жизнь человека, невозможность существования смертной казни в государстве. Это более широкое и емкое понятие. Оно включает право на здоровую окружающую среду, предполагает обязанность государства не допускать экологических катастроф и принимать меры по устранению или смягчению их последствий. С этой проблемой тесно связана проблема абортов, эвтаназии, качества жизни и др. Беларусь сейчас занимает 75-е место в мире по продолжительности жизни мужчин и 57-е - по продолжительности жизни женщин. И хотя ситуация у нас значительно лучше, чем во многих других государствах СНГ, но предстоит огромная работа, чтобы улучшить эти показатели.
Конституция не запрещает смертной казни. Во-первых, она возможна лишь в соответствии с законом за особо тяжкие преступления; во-вторых, носит исключительный характер, т.е. тем самым подчеркивается вынужденность ее применения, пока в обществе не сформированы все условия для ее отмены; в-третьих, смертная казнь допускается лишь согласно приговору суда. Уголовным кодексом Республики Беларусь предусмотрено, что применение смертной казни (расстрела) в виде исключительной меры наказания впредь до ее полной отмены допускается за некоторые особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах. Смертная казнь не может быть назначена:
1) лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет;
2) женщинам;
3) мужчинам, достигшим ко дню постановления приговора шестидесяти пяти лет (ст. 59 УК).
Смертная казнь может рассматриваться в различных аспектах, в том числе как мера наказания конкретного лица, совершившего особо тяжкое преступление, и как мера устрашения, как мера превентивная, направленная против совершения соответствующих уголовно-наказуемых деяний. Тот, кто умышленно лишает жизни других в результате преступного деяния, сам оказывается вне ситуации, в которой ему гарантируется право на жизнь.
В качестве альтернативы смертной казни в уголовном законодательстве Республики Беларусь установлена возможность назначения пожизненного заключения (ст. 59 УК).
Именно исходя из права каждого на жизнь в нашем уголовном законодательстве содержатся формулировки, квалифицирующие как уголовно наказуемые деяния убийства, совершаемые гражданами.
В целях обеспечения права на жизнь человек имеет право не только на помощь, но и защиту со стороны государства, которое к тому же обязано принимать все меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией. Статья закрепляет принципиально новую концепцию взаимоотношений между государством и гражданином Республики Беларусь (см. также ст. 2 и др.). Если ранее права и свободы отдельного человека занимали второстепенное место, приоритет отдавался интересам общества или коллектива, класса, то сейчас высшей целью государства (его органов, должностных лиц) является осуществление такой деятельности, которая направлена на обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь.
От того, насколько гарантированы права и свободы, мы можем судить о том, реальны или декларативны положения Конституции.
Кроме того, лицо имеет право на необходимую оборону. Согласно ст. 34 УК каждый гражданин имеет право на защиту от общественно опасного посягательства. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.
Не является преступлением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого лица, интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.
Превышением пределов необходимой обороны признается явное для обороняющегося лица несоответствие защиты характеру и опасности посягательства, когда посягающему без необходимости умышленно причиняется смерть или тяжкое телесное повреждение.
Нашим законодательством установлено более мягкое наказание за убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны. Оно наказывается исправительными работами на срок до двух лет, ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.
Международными документами считается допустимым лишение жизни в случае осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях, а также для подавления бунта или мятежа. В Республике Беларусь в прошлом ежегодно приговаривалось к смертной казни 20 - 30 человек. Все лица, приговоренные к смертной казни, имеют право на помилование Президентом. Независимо от того, обращаются ли такие осужденные по данному поводу, все материалы в отношении приговоренных к смертной казни рассматриваются Главой государства. 11 марта 2004 г. Конституционный Суд вынес заключение по делу "О соответствии Конституции Республики Беларусь и международным договорам Республики Беларусь положений Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающих применение в качестве наказания смертной казни". В данном решении Конституционный Суд, по существу, констатировал, что в Республике Беларусь много сделано для совершенствования уголовного законодательства, практики его применения, в целом приближения национальной правовой системы к международным стандартам, сложившимся в области применения смертной казни. В Заключении Конституционного Суда обращено внимание на то, что норма части третьей ст. 24 Конституции, допустившая применение наказания в виде смертной казни, одновременно содержит указание на его исключительный и временный характер.