Позитивная форма моральной ответственности заключается не в порицании противоправного поведения, а на выработке таких человеческих действий, которые на данный момент нужны обществу и оказывают значительное влияние на ход событий в нем. Данная разновидность ответственности включает в себя обширную сферу людских поступков и трактуется как позитивное осознание своего долга, сообразно с возможностями и обязанностями. Позиция, выбираемая человеком и ее социальное, политическое или нравственное содержание приобретает первостепенное значение в бытовании позитивной формы. Она усиливает деятельностную активность личности, включает ее в общественно-полезные отношения. Таким образом, люди лучше начинают понимать свою взаимосвязь с окружающим миром, событиями, другими людьми, активно включаются в трудовые процессы и занятия творчеством. В свою очередь, в результате, высшей степени нравственный смысл становится неотъемлемой частью его ответственности, делаясь внутренним стимулом.
Меру ответственности задают способность к выбору и осознанный нравственный долг человека. Если у него есть возможность поступить так или иначе, то он должен выбрать один из способов действия, и именно этот выбор заключает в себе условия разрешения ситуации. В качестве средств здесь выступает процесс принятия решения при условии наличия у человека определенных знаний. Объектом морально-нравственной ответственности наряду со способностью к выбору и стремление к разрешению ситуации выбора.
Свободный в нравственном плане человек стремится в любой ситуации действовать, подчиняясь только своим моральным ориентирам, поступать по законам совести, невзирая на внешние обстоятельства, давление со стороны окружающих, неблагоприятные общественные условия. Конечно, одной лишь только установкой на внутреннюю мораль не определяется степень нравственно-этической свободы человека, но без нее свобода вообще утрачивает какой-либо смысл.
Основным, ключевым элементом субъективной моральной свободы выступает на практике его нравственно-этическая деятельность.
При отборе сотрудниками внутренних дел целей и средств морально-нравственный выбор выступает как одно из центральных моральных требований.
Во-первых, при коммуникации с различными группами граждан сотрудники обязаны максимально эффективно применять те средства, использование которых наиболее оправданно в моральном отношении (например, сбор сведений о подозреваемом посредством собственного наблюдения является более оправданным в моральном плане, чем допрос его родственников и друзей). Примечательно, что методы и средства, используемые сотрудниками в своей деятельности, могут носить как морально-нейтральный характер, так и включать в себя элементы принуждения и ограничения. Очевидно, что первое есть моральное «зло».
Во-вторых, аргументы, собранные для достижения одной цели, не могут уничижать морального облика более высокой цели (например, желание «договориться по человечески» у участкового милиционера, которым он мотивирует возможность не привлекать человека за мелкое административное нарушение, вступает в противоречие с профессиональным долгом наказать правонарушителя за противозаконный поступок). В-третьих, необходимо вести учет соизмеримости средств и целей в том случае, когда применения единственного средства достаточно для успешной реализации цели и не требует других средств. Однако, мы вынуждены констатировать, что в практике работы органов внутренних дел достаточно широко известны еще случаи других ограничительных мер в отношении личности (необоснованная отмена одной, достаточной в данном случае, меры пресечения, другой, более жесткой), и т. д.
Незыблемость идейно-нравственных установок, непримиримость к любым противозаконным действиям, провозглашение реализации профессионального долга своим моральным императивом; избегание формализма, небрежности в процессе принятия решений – таковыми являются, по нашему мнению, основные морально-этические требования, определяющими сам процесс выбора сотрудниками правоохранительных органов.
Никоим образом здесь не могут себя оправдать грубость, хамство, наглость, нахрапистость, излишняя самоуверенность, даже в случае возникновения на границах так называемой «неделикатной» зоны, в которой функционирует милиция, тем более что человеческие отношения все же, как правило, составляют весьма деликатную область. Это подтверждает и толковый словарь русского языка, в котором находим определение слова «деликатный» – «требующий осторожного и тактичного поведения».
Высказывания членов Правительства России и ее высших чиновников, касающиеся состояния безопасности и правопорядка и их охраны в стране, достаточно часто стали нести в себе замечания по поводу проблем, непосредственно касающихся взаимоотношениям населения с правоохранительными органами. Из последних, звучащих с экрана телевизора, можно выделить речь генпрокурора России Владимира Устинова, прозвучавшую 21 января 2005 года на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры, и ежегодное послание президента РФ к Федеральному собранию.
Слова Президента о том, что страх населения перед сотрудниками правоохранительных органов порой таков, что люди перебегают на другую сторону улицы, рисуют перед нами достаточно серьезную проблему, которую уже не раз отмечали сами сотрудники милиции.
Зачастую от самих милиционеров можно услышать жалобы на то, что они не пользуются авторитетом у населения, люди не хотят сотрудничать с органами, помогать. Наиболее радикальные выкрики гласят, что на милицию давят со всех сторон, и их за людей вообще не признают. Справедливость или несправедливость данных высказываний помогает оценить опросы общественного мнения.
Так, по некоторым данным Аналитического центра Юрия Левады, в течение последнего десятилетия число граждан России, доверяющих милиции полностью, составляет примерно 10%, в то время как число тех, кто ей не доверяет вообще – свыше 35%, а иногда и 40%. Сходным образом выстраиваются показатели и по результатам опроса, проводимого Фондом «Общественное мнение» и Центром РОМИР.
Объяснения этому явлению сами сотрудники милиции ищут в «очернительных» публикациях прессы, широко прозвучавших на телевидении процессов по разоблачению «оборотней в погонах», сильно пошатнувших престиж правоохранительных органов, и в недостаточном уровне правосознания населения. Разумеется, такие объяснения имеют право на существование, но на наш взгляд, все не играют большой роли, несмотря на утверждения некоторых высокопоставленных милицейских чинов.
В конце концов, отрицательные моменты в работе милиционеров в телевизионной программе демонстрируются довольно редко. И речь скорее должна идти о том, что посвященные милиции телепередачи и фильмы дают не всегда правдивое и адекватное представление о трудовых буднях сотрудников правоохранительных органов. В связи с этим, следует отметить тот факт, что отдельными сотрудниками милиции выказывалось возмущение тем, как именно в ряде современных телесериалов показана якобы «реальная» работа сотрудников следственных органов и связанные с нею проблемы и трудности. Зато очень ярко показано как милиционеры пьют на работе.
В отличие от телевидения в печатных СМИ, особенно в регионах страны, критика в адрес милиции звучит гораздо чаще. Что вряд ли может сильно влияет на процесс складывания общественного мнения по данному вопросу. Так, к примеру, согласно исследованиям Фонда «Общественное мнение», сообщения о массового характера избиениях населения милицией в Благовещенске, существенным образом не повлияли на имидж правоохранительных органов, поскольку свое личное мнение о деятельности милиции люди основывают на собственном опыте или на опыте родственников и друзей. Характер личного же взаимодействия с органами, по результатам опроса того же Фонда, оказывает наиболее существенное влияние на отношение ко всей системе правоохранительных дел в целом.
В таком случае возникает закономерный вопрос: каковы истоки недоверия? На наш взгляд, причина кроется в противоречии ожиданий общества от правоохранительных органов и возможностей, которые милиция может предоставить в ответ. Здесь возникает возможность говорить тех задач, которые по мнению общества должна реализовывать милиция через своих сотрудников.
Конечно, то же захочет быть ограбленным, обворованными или стать жертвой хулигана. Но если такое все-таки происходит, то потерпевший хочет быстрее компенсировать свой вред и получить моральное удовлетворение от наказания виновника. Граждане РФ, по сведениям различных исследований, придают большое значение наказующей функции уголовного права. При этом от правоохранительных органов люди всегда ожидают прежде всего обеспечения своей защиты и защиты собственности. Данное направление как раз и становится ведущим для общественности.
И вместе с тем, граждане желают, чтобы милиция насаждала в обществе уважение к закону и соблюдение моральных норм, принятых в нем. По мнению людей, милиция обязана выступать в качестве регулятора не только правопорядка и законопослушности, но в целом общественного порядка. Вот почему люди хотят видеть в сотруднике правоохранительных органов воплощение общественной морали. Чаще всего на вопрос о морально-этических качествах милиционера спрашиваемые дают следующий ответ: законопослушным, честным, вежливым, добрым. В связи с этим, всплывает образ, нарисованный в заявлении генерального прокурора, говорящее о том, что люди замечают стражей порядка, шастающих по ларькам, набивающих карманы рублями да бутылками, что напрочь уничтожает остатки авторитета органов. Следует вспомнить и случай Алексея Михеева, искалеченного пытками в отделении милиции, а впоследствии рассказывающий о пережитом в передачах «Независимое расследование» и «Человек и закон», а также в статьях в «Новых известиях» и других газетах. Отсюда можно сделать вывод: процесс уничтожения доверия к милиции стоит на взяточничестве, грубости и насилии.