Смекни!
smekni.com

Реализация права на осуществление предпринимательской деятельности посредством государственной регистрации и лицензирования (стр. 13 из 18)

Основанием отказа в предоставлении лицензии является:

наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Федеральный арбитражный суд Республики Башкортостан рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия г. Уфы на решение от 13.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.12.2004 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу № А60-22415/04.

В судебном заседании приняли участие: предприниматель Бабкин А.А. (свидетельство о государственной регистрации от 24.12.2002 серии 66 N 003347892); его представитель - Федоров В.А. (доверенность от 03.12.2004); представители Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ - Полюстров А.В. (доверенность от 18.01.2005 N 02-04/01), Гурьева Н.В. (доверенность от 22.11.2005 N 02-04/24).

Предприниматель Бабкин Алексей Анатольевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд РБ с заявлением о признании недействительным решения Экспертного совета по лицензированию ветеринарной деятельности (далее - экспертный совет) Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ (далее - министерство) от 04.03.2004 N 06-22Л/58 об отказе в выдаче лицензии на осуществление указанной деятельности.

Решением Арбитражного суда РБ от 13.10.2004 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое предпринимателем решение признано недействительным. Суд обязал Экспертный совет по лицензированию ветеринарной деятельности предпринимателю лицензию на осуществление ветеринарной деятельности.

Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 03.12.2004 решение суда оставлено без изменения. С министерства взыскана государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 500 руб.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, министерство просит названные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь, на неправильное применение судом п. 3 ст. 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон), п. 3 Положения о лицензировании ветеринарной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2002 N 504, ст. 27, п. 2 ст. 288, п. 2 ст. 671 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, предприниматель 29.01.2004 обратился в экспертный совет с заявлением о выдаче лицензии на осуществление лечебно-профилактической деятельности, а именно: проведение консультаций по кормлению и лечению животных, ветеринарное обслуживание животных на дому у владельцев животных.

Решением экспертного совета в виде письма от 04.03.2004 N 06-22Л/58 предпринимателю отказано в выдаче лицензии на основании п. 3 ст. 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" в связи с тем, что помещение, указанное в заявлении, не соответствует лицензионным требованиям и условиям, установленным "Нормами технологического проектирования ветеринарных объектов для городов и иных населенных пунктов", утвержденными заместителем министра сельского хозяйства Российской Федерации 27.12.2002, и "Требованиями к производственной базе для юридических и физических лиц по осуществлению ветеринарной деятельности", утвержденными Экспертным советом 20.02.1997.

Полагая, что данный отказ нарушает его права, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования, суд исходил из того, что отказ основан на актах, не подлежащих применению, поскольку Нормы технологического проектирования ветеринарных объектов для животноводческих, звероводческих, птицеводческих предприятий и крестьянских хозяйств не опубликованы и не зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации, Требования к производственной базе для юридических и физических лиц по осуществлению ветеринарной деятельности не являются нормативным правовым актом.

Выводы суда являются правильными и соответствуют материалам дела.

Основаниями для отказа в предоставлении лицензии являются наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям (п. 3 ст. 9 Закона).

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что предпринимателем представлены необходимые для лицензирования документы, а вывод лицензирующего органа об отсутствии у предпринимателя технически оснащенного помещения носит предположительный характер.

Отказ в выдаче лицензии, выраженный в письме Экспертного совета, надлежащим образом не мотивирован, поскольку не указаны конкретные нормы законодательства, свидетельствующие о несоблюдении предпринимателем лицензионных требований.

Ссылка министерства на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не принимается, поскольку данные нормы не содержались в решении об отказе в выдаче лицензии.

С учетом изложенного кассационную жалобу следует оставить без удовлетворения.

Однако постановление апелляционной инстанции следует отменить в части взыскания государственной пошлины с министерства, освобожденного от ее уплаты в силу подп. 1 п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".[28]

Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.12.2004 по делу № А60-22415/04 в части взыскания государственной пошлины с Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ по апелляционной жалобе в сумме 500 руб. отменить.

В остальной части решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда РБ оставить без изменения. [77].

Вывод. Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Понятие "лицензирование" включает в себя не только непосредственные действия по предоставлению лицензий и иных сопутствующих действий, но действия по контролю лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также действия, связанные с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

3.2 Особенности лицензирования предпринимательской деятельности в Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Башкортостан

В соответствии с административным регламентом (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 декабря 2006 года № 897), лицензирование фармацевтической деятельности является государственной функцией, исполняемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, и представляет собой мероприятия, связанные с предоставлением лицензий на осуществление фармацевтической деятельности, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Лицензированию подлежит фармацевтическая деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в сфере обращения предназначенных для медицинского применения лекарственных средств, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств.

Согласно 416 Постановлению Правительства РФ № 416 существуют следующие требования лицензирования:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям;

б) соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами, требований статьи 29 Федерального закона "О лекарственных средствах", правил оптовой торговли лекарственными средствами и установленных предельных оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства;[30]

в) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах", правил продажи лекарственных средств и установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства;