Обычно в теории и истории источников (форм) права применительно к Российской Федерации принято говорить о трех ее видах: о правовом обычае, нормативном договоре и нормативном акте. Вместе с тем не надо забывать о применении на территории Российской Федерации норм международного права и международных договоров (ст. 7 ГК).
Нормативный правовой акт — основной источник права России в целом и предпринимательского в частности. Официальная доктрина не признает индивидуальные акты, которые рассчитаны на конкретный случай и обращены к отдельным лицам, в качестве источника права.
Нормативный договоркак источник предпринимательского права. Прежде всего следует отметить, что от нормативного договора необходимо отличать гражданско-правовой договор, в том числе публичный договор. Гражданско-правовой договор есть вид сделки (ст. 154 ГК), индивидуальный правовой акт. В этом качестве гражданско-правовой договор не обладает такими свойствами права, как нормативность и общеобязательность. По этой причине нельзя полностью согласиться с распространенным в литературе мнением о том, что источником права является нормативный договор. В большинстве случаев договор играет роль индивидуального регулятора общественных отношений. [35, с. 46].
Причем сказанное относится в равной степени и к публичным договорам в области гражданского права. В силу ст. 426 ГК публичный договор — это договор, заключаемый коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанность по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которую такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. По общему правилу цена товаров (работ, услуг), а также иные условия публичного договора одинаковы для всех потребителей.
Таким образом, публичный договор относится к разновидности гражданско-правового договора, хотя и содержит элементы публичного права. Поэтому вряд ли можно признать верным утверждение В. С. Нерсесянца о том, что нормативно-правовое значение (в смысле источника права) имеет так называемый публичный договор.[63, с. 156].
Положения публичного договора распространяются на неопределенное множество лиц и обязательны для сторон всех конкретных договоров, которые могут быть заключены на основе общих правил (норм) соответствующего публичного договора.
В данном случае произошло, на наш взгляд, смешение разных понятий — "публичного договора" и "публичной оферты". Именно положения (существенные условия) последней распространяются на неопределенное множество лиц, т. е. на тех, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК).
Публичный договорпредставляет собой конкретный гражданско-правовой договор, заключенный между коммерческой организацией и потребителем (например, договор банковского вклада). От публичного договора, юридическая конструкция которого очерчена ст. 426 ГК, надо отличать публично-правовой договор, используемый в конституционном (государственном), административном, финансовом, бюджетном, налоговом и других отраслях публичного права.
Нормативный характер договор приобретает при его заключении между государствами. Так, в силу ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы Российской Федерации. Более того, международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в п. 1 и 2 ст. 2 Кодекса, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила договора. [44, с. 85].
И, наконец, правовой обычай как источник предпринимательского права. Правовой обычай — это неоднократно и достаточно широко применяемое правило поведения, отражающее правовое содержание общественных отношений, которому придана форма позитивного права. Эти свойства правового обычая отличают его от традиций, обыкновений и заведенного порядка. Разновидностью правового обычая являются обычаи делового оборота. В Гражданском кодексе РФ (ст. 5) дано определение обычаев делового оборота в какой-либо области предпринимательской деятельности.
Обычай - это правило поведения, которое основано на длительности его применения. Близким к понятию "обычай" является понятие "традиция" (ч.1 ст.131 Конституции РФ).
В сфере предпринимательства правовые обычаи признаются источником права. Правовой обычай создается, таким образом, в результате сложения двух элементов: внутреннего - т.е. соблюдение сложившегося правила участниками гражданского оборота, и внешнего - т.е. в результате придания обязательной силы путем прямого указания об этом в правовых нормах.
В Гражданском кодексе РФ более широко используется понятие "обычное" в самых различных нормах, посвященных, как правило, договорному регулированию (ст.309, п.1 ст.424, п.2 ст.469, п.2 ст.478 и т.д.). [2, с. 125].
Правовой обычай в области предпринимательской деятельности называется обычаем делового оборота.
Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (п.1 ст.5 ГК РФ). В ряде статей ГК РФ содержатся отсылки к обычаям делового оборота (ст.309, 311, 314, 315, 474, 478, 508, 848, 867, 992, 998 и т.д.).
Обычай делового оборота понимается как общее правило, не выраженное в законе, но подлежащее применению в качестве диспозитивной нормы, если, конечно, иное прямо не будет установлено законом или соглашением сторон.
Практика арбитражных судов свидетельствует о том, что при заключении внешнеэкономических контрактов их участники нередко ссылаются на общепризнанные обычаи торгового оборота.
Обыкновение - это также сложившееся правило, но, в отличие от обычая делового оборота, стороны при заключении договора непосредственно связывают друг друга необходимостью руководствоваться этим правилом.
С.Э. Жилинский рассматривает обычай делового оборота как юридическую норму, подпадающую под категорию общего регулирования, а обыкновение - как не являющееся нормой права. Обыкновение считается входящим в состав волеизъявления сторон по сделке в случае соответствия их намерениям [52, с. 235].
Таким образом, обычай существует независимо от сторон, заключающих договор, и применяется в качестве общего правила (если стороны не договорились об ином или иное не установлено в законе); в то время как деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорились об этом либо если договор позволяет предположить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора. Если такого условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило.
Вывод. Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг, приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц, предприятий, организаций.
Субъектом предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров.
Для формирования предпринимательства необходимо создать определенные экономические, социальные и правовые условия.
Предпринимательство различается по видам и формам. По виду (или назначению) предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, торговую, посредническую, консультационную, финансовую и др. По формам собственности имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций).
Источниками предпринимательского права являются Конституция РФ Федеральные законы, законодательные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции министерств и ведомств РФ) и обычаи делового оборота.
Особое значение для системы источников предпринимательского права имеют судебная практика и руководящие разъяснения пленумов. Именно в судебной практике можно найти правовую опору для ограничения произвола исполнительной власти и эйфории законодателей.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕДУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Понятие и признаки государственной регистрации предпринимательской деятельности
Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация ее субъектов.
Прохождение данной процедуры необходимо для подтверждения легитимности функционирования конкретного лица в хозяйственном обороте. Придавая регистрации общеобязательный характер, государство преследует не только цели контроля за законностью создания, реорганизации и ликвидации предприятии, но и полного первичного учета участников предпринимательской деятельности, а также сбора данных об их правовом, имущественном и организационном положении.
Обязательность осуществления государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица отражена в нормах действующего законодательства Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 51 части первой Гражданского кодекса РФ "Государственная регистрация юридических лиц" юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Согласно п.2 ст.51: Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. [2, с. 69].
С этого же момента согласно п. 3 ст. 41 части первой ГК РФ возникает правоспособность юридического лица, т.е. возможность иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности данного юридического лица, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. [64, с. 155].