Юрисдикция органов конституционного контроля неодинакова в разных странах, хотя в большинстве государств она включает в себя разрешение споров о соответствии конституции законов, а также о компетенции различных органов государственной власти, толкование конституции. Основной сферой компетенции органов конституционного контроля является разрешение споров о соответствии конституции законов и иных правовых актов, принимаемых в данномгосударстве (достаточно редким случаем является осуществление раздельного контроля над законами и нормативными актами органовисполнительной власти двумя органами, как во Франции по Конституции 1958 г.)- К числу полномочий органов конституционного контроля нередко относятся рассмотрение споров о компетенции между различными органами государственной власти, а возможно, и между органами государства и местного самоуправления; толкование конституции; принятие решения об отрешении от должности Президента; контроль за законностью его выборов, а в некоторых странах — выборов депутатов парламента (его палат); разрешение жалоб физических лиц на нарушение их конституционных прав; признание антиконституционного характера партий. Например, согласно ст. 161 Конституции Испании «Конституционный суд обладает юрисдикцией на всей испанской территории и компетентен:
а) рассматривать заявления о неконституционности законов и нормативных актов, имеющих силу закона. Объявление не конституционной юридической нормы, имеющей силу закона, сделанное в результате судебной практики, лишает ее таковой, но вынесенное решение или приговор не теряют своей силы;
б) принимать ходатайства в порядке процедуры ампаро[8] по поводу нарушения прав и свобод, перечисленных в пункте 2 статьи 52 настоящей Конституции, в случаях и в форме, установленных законом;
в) разрешать конфликты о компетенции между государством и автономными сообществами или между последними;
г) разрешать другие вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией и органическими законами.
Правительство может опротестовать перед Конституционным судомположения и резолюции, принятые органами автономных сообществ. Опротестование влечет за собой приостановление действия рассматриваемого положения или резолюции, однако Суд должен в срок, не превышающий пяти месяцев, либо подтвердить, либо отменить действие этих актов».
Производство в органе конституционного контроля включает себя подготовку дела к слушанию, проведение судебного заседания, завершающегося принятием решения, и вступление его в законную силу. Если предметом спора был вопрос о конституционности правового акта или его отдельных положений, то правовым последствием признания их противоречащими конституции является обычно но утрата ими юридической силы, если конституционный контря является последующим. Если же он имеет предварительный характер, противоречащие конституции нормы не могут быть введены в. действие. При этом решение органа конституционного контроля является, как правило, обязательным и обжалованию не подлежит.
При достаточно большом разнообразии формирования органов конституционного контроля можно выделить несколько моделей. Чисто парламентский способ формирования конституционных судов установлен конституциями Германии, Венгерской Республики, Хорватии, Португальской Республики[9]. Государственными органами, представляющими разные ветви власти, формируются органы конституционного контроля во Франции, Италии, Болгарии, Чешской Республики, Австрии, Словакии. Так, во Франции трех членов Конституционного совета назначает Президент Республики, трех - председатель Национального собрания и трех — председатель Сената; кроме того, в состав Конституционного совета по праву входят бывшие Президенты Республики (ст. 56 Конституции). Согласно ч. 2 ст.82 Конституции Чешской Республики 1992 г. судей Конституционного суда назначает Президент Республики с согласия Сената.
Данная ветвь судебной власти сравнительно новая. Она начала обособляться в особую систему последние несколько десятилетий. Возглавляется система административных судов верховным или высшим административным судом. В некоторых странах романо-германской группы, в частности, во Франции и Италии, система административной юстиции возглавляется Государственным советом. Основное предназначение административной юстиции — разрешение юридических конфликтов между частными лицами (физическими и юридическими) и публичной исполнительной властью (в лице ее органов и должностных лиц). В ряде стран на органы административной юстиции возложена задача проверки конституционности и законности нормативных актов исполнительной власти. В частности, как уже отмечалось, по Конституции Франции эту функцию выполняет Государственный совет (ст. 38). Конституции редко регулируют статус органов административной юстиции. Иногда в них регламентируются основы или отдельные черты статуса высшего органа этой системы (Италия, Франция). Конституция Италии устанавливает: «Государственному совету и другим органам административной юстиции принадлежит юрисдикция по охране законных интересов в отношении действий государственных органов, а отдельных вопросах, указанных в законе, — также и субъективных прав» (ст. 103).
В романо-германских государствах действует обособленная система административных судов, которая обычно включает в себя три инстанции: первую, апелляционную и кассационную. Например, во Франции низовым элементом органов административной юрисдикции являются региональные административные суды, средним — административные апелляционные суды, высшим — Государственный совет, выполняющий наряду с функциями высшей инстанции по административным спорам некоторые другие функции. Это осуществление контроля за соответствием Конституции актов регламентарной власти, а также роль консультативного органа при Правительстве.
В англосаксонских странах систему административной юстиции образуют квазисудебные органы, функционирующие в рамках соответствующих административных ведомств (министерств и иных органов и учреждений исполнительной власти специальной компетенции), но подконтрольные судам (в смысле возможности обжалования в суды обшей юрисдикции принимаемых ими правоприменительных актов). Процедура рассмотрения дел в таких органах отражает специфику исполнительной власти, требующей четкости и быстроты реакции, является более оперативной благодаря упрощенному характеру по сравнению с обычным судебным процессов.
Прокуратура — это орган, функции которого обычно заключаются в осуществлении уголовного преследования лиц, совершивших преступления, в поддержании государственного обвинения в суде. В социалистических странах функции прокуратуры помимо этого заключаются в надзоре за законностью расследования преступлений и содержания лиц в местах лишения свободы и осуществлении надзора за законностью в целом.
Место прокуратуры в системе государственных органов конституциями разных стран определяется неодинаково. Конституции некоторых государств включают прокуратуру в систему министерств юстиции (США, Франция) или в судебную систему (Испания, Италия). Конституции социалистических государств признают за ней самостоятельное положение. Наконец, в некоторых государствахпрокуратура вообще отсутствует (Великобритания).
Объем конституционного регулирования статуса также неодинаков[10]. Более развернутой является характеристика прокуратуры в Конституции Испании (ст. 124). Основная задача прокуратуры здесь состоит в том, чтобы «способствовать отправлению правосудия в целях защиты законности, прав граждан и общественных интересов, охраняемых законом, в сил» своих обязанностей или же по ходатайству заинтересованных лиг также осуществлять надзор за обеспечением условий для независимости судов и соблюдением в них общественных интересов». Организация органов прокуратуры основана на принципах «единства и иерархической соподчиненности законности и беспристрастности». При этом «Генеральный прокурор государства назначаетсяКоролем по предложению Правительства, с учетом мнения Государственного совета судебной власти».
В социалистических конституциях статусу органов прокуратуры обычно посвящены отдельные главы, либо он регулируется в тех же главах, что и судебная власть, но достаточно развернуто. Так раздел 7 гл. 4 Конституции КНР «Народный суд и народная прокуратура» содержит пять статей, посвященных регламентации статуса Народной прокуратуры. Согласно его положениям Народная прокуратура представляет собой организационно самостоятельную систему органов, наделенных правом осуществления надзора за соблюдением законности, а Верховная народная прокуратура- высший орган прокурорского надзора (ст. 129, 132). Конституция КНР устанавливает также систему прокуратуры, которую образуют Верховная народная прокуратура, местные народные прокуратуры, военные прокуратуры и другие специальные народныепрокуратуры (ст. 130). Провозглашая принцип самостоятельности прокуратуры в пределах своих полномочий, Конституция КНР понимает его ограниченно, запрещая вмешательство в ее цельность только административных органов, общественных организаций и отдельных лиц (ст. 131). Как видно, данный принцип не распространяется на законодательные органы. Это подтверждается тем, что срок полномочий Генерального прокурора, установленный Конституцией, соответствует сроку полномочий Китайского собрания народных представителей, при этом Верховная народная прокуратура ответственна перед ВСНП и Постоянным комитетом ВСНП, а местные прокуратуры ответственны перед местными органами государственной власти и вышестоящими народными прокуратурами (ст. 133).