К образцам прибегают, во-первых, когда в ходе следствия возникает необходимость решения идентификационных задач — установления личности неизвестного лица (трупа), отождествления или определения узкогрупповых свойств каких-либо предметов или веществ, обнаруженных в ходе следствия и приобщенных к уголовному делу (вещественных доказательств), и, во-вторых, если невозможно или нецелесообразно исследовать сам объект-оригинал или исследовать его целиком.
Образцы получают в ходе осмотров, обысков, выемок или путем специального следственного действия – получения образцов для сравнительного исследования (ст. 202 УПК). Таким образом, получение образцов для сравнительного исследования обычно предшествует проведению экспертизы; это следственное действие, носящее вспомогательный характер.
Образцы для сравнительного исследования можно определить как материальные объекты, используемые для сравнения со следами и вещественными доказательствами в целях идентификации этих следов или вещественных доказательств, установления их родовой или групповой принадлежности, а также установления иных обстоятельств, имеющих значение для расследуемого дела[10].
Действительно, выполняя функции материальной модели вещественных доказательств, отображая их свойства, образцы служат средством к обнаружению преступления, установлению фактических обстоятельств дела и используются в тех случаях, когда непосредственное исследование самого вещественного доказательства невозможно или нецелесообразно.
Например, для того, чтобы установить возможность происхождения крови, обнаруженной на месте происшествия, от конкретного лица, нет необходимости проводить детальное исследование всего пятна крови, достаточно исследовать групповые свойства, изъяв соответствующий образец, который можно рассматривать как производное вещественное доказательство. Это является основанием для того, чтобы рассматривать образцы как разновидность вещественных доказательств или как «производные вещественные доказательства».
В зависимости от характера дела и вопросов, поставленных на разрешение эксперта, в качестве образцов для сравнительного исследования могут фигурировать различные объекты. По уголовным делам это чаще всего образцы: почерка, оттисков печатей и штампов, следов человека (рук, ног, зубов), огнестрельное и холодное оружие, продукты выстрела, пробы крови, слюны, спермы, соскобы из под ногтей и т.п.; образцы продукции, образцы пломб и иных контрольных устройств и т.д[11]. В уголовном процессе к делу могут быть приобщены и направлены эксперту образцы, изъятые при обыске, выемке, осмотре места происшествия и т.п.
Однако, сравнивая этот перечень возможных образцов и объектов экспертизы, легко убедиться в том, что оригиналами (источниками) образцов могут быть не только вещественные доказательства, но практически любой потенциальный объект судебной экспертизы — живые люди и трупы, вещественные доказательства и документы, и даже место происшествия (если рассматривать в качестве его модели реконструируемую в ходе следственного эксперимента обстановку). Видимо, в силу этого ст. 10 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" относит образцы для сравнительного исследования к одной из разновидностей объектов исследования в ходе производства судебной экспертизы наряду с живыми лицами, вещественными доказательствами, документами, предметами, животными, трупами и их частями, а также материалами дела, по которому производится экспертиза[12].
Следует заметить, что приведенные положения данного закона не имеют в виду образцы для сравнительного исследования как самостоятельный видовой объект судебно-медицинской экспертизы. Согласно ст. 9 закона образцы для сравнительного исследования — это объекты, отображающие свойства или особенности человека, животного, трупа, предмета, материала или вещества, а также другие образцы, необходимые эксперту для проведения исследований и дачи заключения.
Учитывая это определение и в зависимости от источника и процессуального способа получения, образцы для экспертных исследований можно разделить на две основные группы[13]:
- образцы для сравнительного исследования, получаемые от живых лиц — конкретных участников процесса, т. е. у подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля;
- образцы, источниками которых являются вещественные доказательства, документы или объекты, не имеющие определенного процессуального статуса (трупы, место происшествия, животные)[14].
В первом случае забор образцов осуществляется в соответствии со ст. 202 УПК, т. е. в ходе самостоятельного следственного действия, именуемого «Получение образцов для сравнительного исследования», во втором — в ходе иных процессуальных действий (осмотра, обыск, производство судебной экспертизы и др.).
Образцы могут отражать свойства природных (биологических) объектов разной видовой, половой и групповой принадлежности и искусственных объектов. В зависимости от процессуальной природы, как было сказано выше, можно выделить судебно-следственные и экспертные образцы. Помимо этого образцы могут быть классифицированы по способу их получения и по тому, какие свойства объекта-оригинала, отображенные в образце, используются для сравнительного исследования[15].
По происхождению (в зависимости от времени и условий возникновения) образцы подразделяются на следующие виды образцов: свободные, экспериментальные и условно-свободные (для судебно-почерковедческой экспертизы).
В том случае, если образцы были выполнены или возникли до возбуждения уголовного дела и никак не связаны с фактом его расследования, их именуют свободными. Это объекты, возникшие или созданные не в целях сравнительного исследования.
Некоторые виды экспертиз, например судебно-почерковедческая, используют так называемые условно-свободные образцы. Это объекты, выполненные в процессе расследования уже после возбуждения уголовного дела, но вне связи с ним или с предстоящей экспертизой, также не для целей сравнительного исследования.
Образцы, полученные специально для производства экспертизы, которые следователь получает после возбуждения дела, т. е. выполненные в ходе расследования дела, носят название экспериментальных[16].
Экспериментальные образцы могут быть результатом контактного (статического или динамического) взаимодействия объекта-оригинала с предметом-носителем (слепки, отпечатки, оттиски) либо бесконтактного взаимодействия — фото-, видео-, рентгеновские, компьютерные и иные изображения объекта-оригинала. По своей процессуальной природе экспериментальные образцы могут быть судебно-следственными, если их получение производится в ходе следственных действий (например, следственного эксперимента) либо экспертными, если их получают в процессе производства экспертизы[17].
Как свободные, так и экспериментальные образцы обладают своими положительными и отрицательными качествами. Проиллюстрируем это на примере судебно-почерковедческой экспертизы.
Свободные образцы почерка, которые следователь может изъять при производстве обыска у подозреваемого лица, выполнены вне связи с уголовным делом и поэтому в них нет умышленного искажения признаков почерка или изложения умышленно ложных данных. Единственное условие в данном случае — достоверность исполнения именно данным лицом. В этом заключается положительная сторона свободных образцов. Кроме того, имеется возможность получить свободные образцы, исполненные в нужный период времени и при определенных условиях.
В то же время в ряде случаев количество возможных свободных образцов и их содержание могут оказаться недостаточными для решения экспертной задачи: в тексте образца не всегда есть те фразы или слова, которые необходимы для установления автора документа; свободный образец может быть исполнен в условиях, отличающихся от условий исследуемого документа, другим пишущим прибором, красителем, в другом состоянии исполнителя и т. п[18].
Экспериментальные же образцы обладают таким несомненным качеством, как достоверность происхождения, они могут быть получены в требуемых условиях, на требуемом материале и с помощью необходимых средств письма, а также в должном количестве. В то же время исполнитель имеет возможность исказить признаки почерка, топографические и лексические признаки письма, сознательно допустить ошибки и т. п.
Таким образом, мы видим, что и свободные, и экспериментальные образцы письма, взятые порознь, не идеальны.
Образцы являются носителями самых разных свойств объекта-оригинала. С этой точки зрения они могут быть подразделены на четыре вида[19]:
1) отображающие особенности внешнего строения объекта: специально изготовленные экспериментальные образцы самих орудий травмы (копии орудий); образцы-аналоги — предметы, имеющие общие с объектами-оригиналами признаки и заменяющие последние в сравнительных исследованиях (примером может служить аналог необнаруженного следствием, преднамеренно уничтоженного или по иной причине утраченного орудия травмы); опытные образцы следов применения орудий (например, получаемые в ходе экспериментального следообразования).