Четвертая группа – это убийства, совершенные путем нанесения жертве ударов ногами и руками или какими-либо предметами по жизненно важным органам, а также асфиксия дыхательных путей как „голыми” руками, так и при помощи так называемой „удавки” (3%). Также данные действия применяются комбинированно. Орудием преступления может быть транспортное средство. В первую очередь, это убийства, осуществляемые путем наезда транспортного средства. Вторым вариантом является приведение транспортное средство жертвы в неисправное состояние, в расчете на то, что это неисправность неизбежно приведет к аварии со смертельным исходом. И наконец, в качестве орудия преступления могут выступать отравляющие вещества – яды, радиоактивные вещества, химические препараты, наркотические средства и т.д. Одним из признаком, указывающий на „заказной” характер преступления является оставление орудия на месте преступления. В 70% случаев орудия были брошены рядом с трупом и в 7% случаев – брошены по дороге при бегстве с места преступления.[16]
Эта особенность „заказных” убийств связана с тем, что оставляя оружие на месте преступления, киллер этим самым обеспечивает себе безопасный отход. Очень редко (около 5%) преступники оставляют орудие убийства у себя. Так обычно поступают не опытные лица. В ряде случаев оружие выбрасывают в водоемы (6%), закапывают в землю (2%), прячут в труднодоступных местах (10%).[17] При совершении „заказного” убийства нередко имеет место инсценировки других видов преступления. Например, разбойного нападения, изнасилования, не криминального характера – несчастного случая обострения хронического заболевания, самоубийства. Важным элементом, криминологиского анализа „заказных” убийств является личность потерпевшего, его социальный статус, род занятий, материальное положение, наличие связей в обществе (по горизонтали и по вертикали) и другие факторы. Как свидетельствует следственная и оперативная практика, среди жертв „заказных” убийств фигурируют следующие категории граждан:
1. Лидеры и члены организованных преступных структур (группировок, формирований, сообществ и т.д.). Это могут быть „воры в законе”, „авторитеты”, уполномоченный „авторитетов” – „смотрящие”, „положенцы ”, рядовые члены, выступающие в роли исполнителей убийств членов другой преступной группировки и т.п. (29,3%).
2. Лица, занимающие руководящие посты в коммерческих структурах, в сфере банковской деятельности, на государственных предприятиях. Это могут быть президент компании и их заместители, председатели и члены совета директоров, банкиры, руководители государственных предприятий, руководители торговых комплексов и фирм, дельцы теневой экономик (19,4%).
3. Представители органов государственной власти, управления муниципальных служб (члены Госдумы, мэры и их заместители и другие) (4,5%).
4. Работники правоохранительных органов: сотрудники МВД, ФСБ, налоговой полиции, прокуратуры, таможенной службы (1,3%).
5. Представители центральных или региональных средств массовой информации (радио, телевидения, печати) (1,2%).
6. Представители мелкого и среднего бизнеса (15,7%)
7. Иные категории, составляющие небольшой процент среди жертв убийств по найму:
7.1. лица, находящиеся с организатором убийства в отношениях финансового или коммерческого взаимодействия (должники, кредиторы) ;
7.2. лица, владеющие противоправным жильем, домовладением, иным имуществом, право на которое может быть получено в случае смерти третьим лицом;
7.3. лица, устраняемые по бытовым мотивам: ревность, месть, желание сменить партнера, избавиться от алкоголика или лица, ведущего паразитический образ жизни и т.п..
Обычно смерть потерпевшего выгодна лицам из той же социальной группы или той сферы, к которой относился или с которой взаимодействовал сам потерпевший. [18]
А значит убийство „вора в законе” и других авторитетов уголовной среды, может свидетельствовать о возможном стремлении кого-то из представителей криминального мира того же уровня свести счеты с потерпевшим в связи с нарушением договоренности о разделе сфер влияния из-за лидерства и наживы. Таким образом, жертвами чаще всего, как свидетельствует практика, становятся неугодные лица, деятельность которых не просто пересекается с деятельностью заказчика, но и способна отрицательно повлиять на его интересы. Среди таких интересов могут быть нежелание сотрудничать и создавать благоприятные условия для деятельности заказчика, так и прямое противодействие этой деятельности.
Специфика убийства по найму, помимо прочего, заключается и в том, что о возможном его совершении потенциальные жертвы знали или догадывались. Об этом свидетельствуют множественные угрозы, которые предшествуют убийству и внушительная охрана.[19]
Практика показывает, что в современных условиях общественно-политической жизни ни закон, ни правоохранительная система, ни наличие вооруженной охраны, ни индивидуальные средства защиты не в состоянии обеспечить безопасность человека, если „заказ” на убийство сделан.
На практике имели место случаи, когда исполнители „заказного” убийства по ошибке убивали другого человека.[20]
По возрастному составу среди убитых (именно тех на кого покушались непосредственно) больше половины были в возрасте от 30 до 50 лет (67,7%), в молодом возрасте (26,5%).
Общественная опасность убийства по найму проявляется не только в циничном характере их планирования и осуществления, но и в смертельной опасности для других граждан. Жертвами убийств нередко становятся посторонние люди, особенно когда они совершаются с использованием взрывчатых веществ.
Помимо самих „виновников” жертвами оказывались их знакомые (14,6%), родственники (5,8%), сожители (2,9%), телохранители (7%), водители (5%), иные лица (2%). [21]
Исследовании показали, что „заказные” убийства выполняются за вознаграждение и диапазон его широк, и зависит от ряда факторов.
Во-первых, от материального, должностного положения жертвы (чем выше служебное положение в преступном мире или в обществе, тем выше размер вознаграждения), во-вторых, инфляционных процессов в экономике, в-третьих, от материального положения организатора и от ряда других факторов.
За совершение убийства киллеры получали вознаграждение деньгами в 95% из числа всех случаев. Причём 45% в иностранной валюте. В отдельных случаях вознаграждение состояло из квартир, машин, дач и другого ценного имущества. Самое высокое вознаграждение выплачиваются за совершение убийства руководителей крупных государственных и коммерческих предприятий и учреждений, лидеров преступного мира. Средняя „такса” по Москве за убийство „клиента” с охраной стоит 12 тысяч условных единиц, а без охраны 7 тысяч. Самые низкие вознаграждения выплачиваются за убийства родственников, сожителей, то есть за бытовые „заказные” убийства.
Убийство, совершенное по найму, отличается от других видов убийств по совокупности признаков, характеризующих это преступление. К числу, главным образом, могут быть отнесены: отсутствие данных, указывающих на какие-либо элементы случайности и (или) ситуативности данного криминального события; наличие у потерпевшего прямых или косвенных связей с людьми, непосредственно заинтересованных в его смерти.
При исследовании криминологического анализа „заказного” убийства можно определить его структуру, которую представили в виде следующей схемы:
Статистический обсчёт исследованных случаев вышеназванных преступлений показывает, что примерно в 59% нападение оканчивается смертью потерпевшего (либо сразу, либо позже в больнице от ранений), в 21% потерпевший получает ранения различной степени тяжести и в 6,4% остаётся невредим при непосредственном покушении. Примерно в 13% случаев результат покушения остаётся неизвестным правоохранительным органам по различным причинам.
При наличии у потерпевшего охраны (в 15% случаев) смертельным исходом нападение оканчивалось в 58%, ранениями различной степени тяжести – 7%, совершенно невредимым – в 14%. Но, хотя прослеживается увеличение доли положительных для потерпевшего исходов, обращает внимание увеличение случаев не ставшими известными правоохранительным органам (21%).
Знание особенностей рассматриваемых преступлений необходимо, в- первую очередь для их предупреждения.
§2. Криминологическая характеристика личности преступников, совершающих „заказные” убийства
Рассмотрение проблем „заказных” убийств невозможно без криминологической характеристики лиц, которые данные преступления совершают. Личность преступника вообще центральный элемент предмета криминологии. Именно „благодаря” преступнику существуют преступления, в том числе и рассматриваемые „заказные” убийства и вся преступность в целом. В криминологии под личностью преступника понимается совокупность социально-психологических свойств, которые при определённых ситуативных обстоятельствах приводит к совершению преступления.[22]