План контрольной работы
1. Определение понятия «виндикационный иск»
2. Кодификация Юстиниана
2.1 Предпосылки осуществления всеобщей кодификации права
2.2 Разработка свода Юстиниана
2.3 Кодекс первого издания
2.4 Дигесты
2.5 Институции
2.6 Кодекс нового издания
2.7 Новеллы
2.8 Заключительные положения кодификации Юстиниана
Список литературы
1. Определение понятия «виндикационный иск»
Книга 6 титул 1 «Кодификации «Юстиниана» даёт определение виндикационного иска.
§ 1. Этот специальный вещный иск (actio in rem) имеет место в отношении всех движимых вещей, как живых, так и тех, которые лишены души, и вещей, которые соединены с почвой.
§ 2. Путем этого иска не могут быть истребованы свободные лица, которые являются лицами нашего права, как, например, дети, находящиеся во власти; они могут быть истребованы или путем предварительных постановлений о гражданском состоянии этого лица или путем интердиктов, или путем расследования, производимого претором.
Термин "vindicatio" оставлен без перевода, так как перевести его можно было бы лишь описательно (иск не владеющего собственника) и так как термин "виндикация" является распространенным в нашей юридической литературе[1].
В учебных изданиях отсутствует чёткое определение понятия «виндикационный иск».
Actionesvindicationes –виндикационный иск – разновидность имущественного (вещного) иска, направленного на возвращение вещи[2].
Итальянский профессор Чезаре Санфилиппо определяет виндикационный иск как главный охраняющий собственность иск rei vindicatio, и направлен он на то, чтобы защитить собственника от наиболее грубого нарушения его права, а именно от деяния другого лица, который незаконно удерживает вещь[3].
Профессор Новицкий И.Б. определяет виндикационный иск как доказательство истцом своего права собственности, а также того факта что ответчик к началу процесса владеет вещью или является fictuspossessor.[4].
В римском праве виндикационный иск являлся основным средством защиты права собственности.
Подобный иск, как выше говорилось, направлен на истребование вещи у фактического владельца в пользу реального собственника. При этом владелец, удерживавший вещь в течение известного времени должен вернуть собственнику не только вещь, но и доходы, полученные с нее (если это добросовестный незаконный владелец), и даже доходы, которые могли быть получены при условии максимально эффективного использования вещи (если это недобросовестный незаконный владелец).
2. Кодификация Юстиниана
2.1 Предпосылки осуществления всеобщей кодификации права
Уже на относительно раннем этапе своего исторического развития юридическая техника и культура римского права обнаружили потребность и стремление к обобщению и унификации источников права и вытекающих из них правовых норм. Развитие юридической науки в первые века н.э. вызвала к жизни первые частные систематизации правовых источников и аналогичные комплексные юридические труды.
К тому времени существовали следующие юридические труды:
1. Систематический сборник постановлений императора Марка Аврелия в 20 книгах, составленный юристом Папирием Юстом.
2. Единый сборник декретов императоров юриста Юлия Павла.
3. Обнародование официальной кодификации преторского эдикта.
4. Кодекс Григориана начала IV века, состоящий из 14 книг, в котором обобщены конституции императоров за 196-295г.г.
5. Кодекс Гермогиана, созданный в продолжение предыдущего, охватывающий постановления за 291-365г.г.
6. Кодекс Феодосия 438г. издания – официальный сборник императорских конституций из 16 книг[5].
В 1 половине VI века при Юстиниане зарождаются планы воссоединения восточной половины империи с западной, находившейся тогда в руках варваров. Кроме того, интересы господствующего класса требовали единства права, определённости и ясности его содержания. Господствующий класс был заинтересован в том, чтобы явно устаревшие нормы были отменены и право было обновлено.
В соответствии с интересами господствующего класса Юстиниан поставил перед собой задачу собрать накопившийся огромный материал, притом не только leges (императорские законы, как было в предыдущих кодификационных работах до Феодосия II включительно), но также и ius (сочинения классиков). Весь собранный материал имелось в виду привести в соответствие с потребностями эпохи, устранить противоречия, отбросить всё устаревшее. Руководящими началами должны были служить укрепление императорской власти и обеспечение эксплуатации рабов[6].
2.2 Разработка свода Юстиниана
Осуществленная императором Юстинианом в VI веке кодификация римского права заложила основу для длительного развития византийского права и оказала влияние на последующее развитие европейских правовых систем. Дальнейшая разработка системы византийского права осуществлялась на основе этой фундаментальной кодификации.
В Кодексе распределение нормативных актов осуществлялось по систематическому принципу в сочетании с принципом хронологическим[7].
Для выполнения кодификации назначались особые комиссии. Активное участие в кодификации принимали выдающиеся юристы того времени - Трибониан (начальник императорской канцелярии и заведующий редактированием законов) и Феофил (профессор Константинопольской школы права).
2.3 Кодекс первого издания
Работа началась с собрания императорских законов. Комиссия, образованная для этой цели в 528 году в количестве 10 членов, составила уже в 529 году так называемый Кодекс первого издания (не дошедший до нас).
Codex Iustinianus – собрание императорских конституций от Адриана (117-138) до Юстиниана. До нас дошла вторая редакция (534). Кодекс посвящён вопросам гражданского, уголовного, государственного права. Делится на 12 книг, книги – на 98 титулов, а титулы – на фрагменты. Внутри титула конституции, числом 4600, расположены в хронологическом порядке. Они пронумерованы. В начале каждой конституции указано имя императора, её издавшего и имя лица, к которому она обращена - инскрипция[8].
2.4 Дигесты
В 530 году была образована комиссия из 16 человек для кодификации ius, сочинений классиков. В 533 году был составлен и обнародован сборник извлечений из сочинений классических юристов под названием Digesta (собранное) или Pandectae (всё вмещающее). Этот сборник, получивший обязательную силу, состоял из 50 книг, разделённых на титулы и фрагменты[9].
Комиссия использовала около 2000 книг, написанных 39 юристами. Наибольшее количество отрывков заимствовано из сочинений Ульпиана – до 1/3 всего объема, Дигест и Павла – около 1/6. Почти все из цитируемых юристов жили в период империи и большинство – в период принципата. Дигесты состоят из 50 книг, книги (кроме 30 и 32) делятся на титулы, числом 432. Титулы – на фрагменты, числом 9123, а фрагменты в новейших изданиях – на параграфы[10].
Условно Дигесты делятся на 7 частей:
- 1-4 книги – общие вопросы права и учение о субъектах права – лицах;
- 5-11 книги – о праве лиц на свои собственные и чужие вещи, о защите права собственности, т.е. вещное право;
- 12-19 книги – об обязанностях двусторонних или возникающих из взаимного доверия;
- 20-27 книги – об обеспечении обязательств, о своего рода издержках и исковых требованиях из обязательств и об обязательствах, связанных с реализацией семейных и опекунских прав;
- 28-36 книги – о завещаниях;
- 37-43 книги – о разнообразных правовых коллизиях, решаемых по судейскому усмотрению;
- 44-50 книги – вопросы уголовного и публичного права[11].
Основным содержанием Дигест являются фрагменты, относящиеся к частному праву, но многие места Дигест относятся к публичному праву и общей теории права. Так, уже в первом титуле первой книги Дигест дан ряд общих определений, ставших хрестоматийными: определение правосудия, предписания права, определение науки права. Здесь же говорится о разделении права на частное и публичное, цивильное право и право народов. Большой интерес представляет фрагмент из Помпония о происхождении и развитии римского права. В 3 титуле идёт речь о законах, сенатусконсультах и длительном обычае, а в четвёртом – о конституциях принцепсов. К публичному праву относятся книги 47, 48 и отчасти 49 (Уголовное право и процесс). Кроме того, вопросы публичного права включены в титулы 11 и 14, а также в 49 книгу и в 50 книгу в титул 6.
Наконец, в различных книгах Дигест встречаются положения, которые по современной юридической систематике относятся к международному праву.
Поскольку Юстиниан смотрел на Дигесты как на законодательный сборник, акт официальный, то он запретил юристам писать комментарии к ним. Юстиниан разрешил лишь делать небольшие извлечения из подлинника, сводить несколько титулов одного содержания в один[12].
Собранный в Дигестах материал состоял из трёх больших групп:
- из сочинений классиков, относящихся к цивильному праву;
- из сочинений классиков, посвящённых преторскому Эдикту;
- из сочинений Папиана и некоторых других, не попавших в две первые категории[13].
2.5 Институции
В том же 533 году профессорами – юристами Феофилом и Дорофеем, под руководством Трибониана, был составлен учебник гражданского права – Институции. В их основе – институции Гая, материалы расположены по той же схеме – лица, вещи, иски. Институции состояли из 4 книг:
1- лица и семейное право,
2 – вещи и права на вещи, завещания;
3 – наследование по закону и обязательства;
4 - обязательства по деликтам и искам[14].
Институции представляли собой систематизированное изложение основ права: общие начала право применения и систематическое изложение догматических принципов частного права. На общее учение о праве, представленное в Институциях, наибольшее влияние оказали принципы стоической философии эллинизма.