Смекни!
smekni.com

Правовое регулирование интеллектуальной собственности (стр. 2 из 4)

С 1908 г. Бернская конвенция признала охрану драматических, музыкально-драматических, хореографических произведений и пантомим, "действующая форма которых зафиксирована письменно или иным образом". Таким образом, вышеназванными произведениями признавались лишь письменно зафиксированные произведения, которыми могли быть пьесы, сценарии, либретто и пр., но не их исполнения, т.е. спектакли, оперы, балет и др. Разработчики Бернской конвенции в то давнее время это понимали и не скрывали. Такие же нормы были подтверждены при последующих пересмотрах Бернской конвенции в 1928 г. и в 1948 г.

В 1967 г. при пересмотре Бернской конвенции условие "письменной фиксации" было исключено. С этого времени термин "литературные и художественные произведения" охватывает "все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они не были выражены". Это означает, что исполнения произведений (пьес, сценарий, либретто и пр.) стали признаваться произведениями (спектакли, оперы, балеты и т.д.). В результате законотворчества заинтересованных лиц исполнения стали произведениями и получили больший срок охраны, чем предоставляла Римская конвенция. Интересы правообладателей в очередной раз победили смысл и логику, теорию и практику. Таким образом, в настоящее время одни виды исполнений охраняются Римской конвенцией, а другие - Бернской конвенцией. Лица, охрана прав которых обеспечивается Бернской конвенцией, отказываются признавать такое положение, поскольку если бы все исполнения охранялись Римской конвенцией, они имели бы меньший срок охраны. Именно поэтому делается все возможное, чтобы не допустить исключения исполнений из Бернской конвенции и считать, что в Бернской конвенции названы только произведения[5].


2. Понятие и формы защиты авторских и смежных прав. Понятие и виды ответственности за нарушение авторских и смежных прав

2.1 Понятие и формы защиты авторских и смежных прав

Под защитой авторских и смежных прав понимается совокупность мер, направленных на восстановление и признание этих прав при их нарушении или оспаривании. Действующее законодательство содержит достаточно подробную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав[6].

К сожалению, далеко не все возможности, заложенные в нормах права, реализуются на практике. Количество нарушений авторских и смежных прав остается высоким, а большинство нарушителей избегает ответственности. Причины этого явления носят комплексный характер и, в частности, кроются в менталитете населения, общем низком уровне правопорядка в стране, неосведомленности авторов о своих правах и способах их защиты, дефиците квалифицированных специалистов, способных оказать авторам и обладателям смежных прав правовую помощь, недостатках действующего законодательства и т.д. Авторские и смежные права нарушаются не только частными юридическими лицами, но и государственными организациями, в бюджетах которых нередко даже не предусматриваются средства, предназначенные для выплаты авторского гонорара. Особенно часто нарушаются права иностранных авторов и организаций, на что, к сожалению, практически не обращают внимания органы правопорядка. В этих условиях знание форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав, которыми могут воспользоваться потерпевшие, оставляемые, как правило, один на один с правонарушителями, приобретает особую актуальность.

Субъектами права на защиту являются прежде всего сами авторы произведений науки, литературы и искусства, обладатели смежных прав, а также их наследники и иные правопреемники. При жизни автора по общему правилу только он сам или его уполномоченный представитель может выступать с требованием о защите нарушенных или оспариваемых прав. Права на произведения, созданные несколькими соавторами, могут защищаться всеми ими сообща или каждым из них в отдельности.

После смерти автора требования, вытекающие из нарушения его авторства, неправильного указания имени автора, неприкосновенности произведения, могут быть заявлены наследниками автора, лицом, на которое автор в завещании возложил охрану своих произведений после смерти, а также авторско-правовой организацией или прокурором. Нарушения, затрагивающие имущественные права наследников, дают последним право на защиту их имущественных интересов.

Если автор или его наследники по авторскому договору об отчуждении исключительных имущественных прав переуступили свои права приобретателю, защита нарушенных прав осуществляется им самим. При заключении лицензионного договора предполагается, что право на защиту сохраняется за автором. Лишь в том случае, когда нарушение третьими лицами имущественных прав, на использование которых выдана исключительная лицензия, затрагивает права лицензиата, он может воспользоваться теми же возможностями защиты, которыми располагают сами правообладатели (ст. 1254 ГК). Имущественные права авторов и обладателей смежных прав, которые передали полномочия на управление ими специально созданным для этого организациям, защищаются этими организациями. Такие организации вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе. Аккредитованная организация (ст. 1244 ГК) вправе предъявлять требования в суде, необходимые для защиты прав, управление которыми осуществляет такая организация, также от имени неопределенного круга правообладателей.

Нарушителем авторских и смежных прав является любое физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований, установленных действующим авторским законодательством. Нарушение прав может произойти как в рамках авторского или иного договора, имеющего дело с творческим произведением или объектом смежного права, так и вне рамок заключенных договоров. Если нарушены условия авторского договора, применяются санкции, предусмотренные договором. При внедоговорном нарушении, а также тогда, когда в договоре не указаны конкретные санкции, потерпевший может воспользоваться теми мерами защиты, которые установлены действующим законодательством.

Защита авторских и смежных прав может осуществляться как в юрисдикционной, так и в неюрисдикционной форме. В рамках юрисдикционной формы, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты. По общему правилу защита авторских и смежных прав, а также охраняемых законом интересов их обладателей осуществляется в судебном порядке. В качестве средства защиты выступает иск, т.е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения - с другой.

Специальным порядком защиты авторских и смежных прав является административный порядок их защиты (ст. 11 ГК). Он применяется в виде исключения из общего правила, т.е. только в прямо указанных в законе случаях. В настоящее время в области авторских и смежных прав таких случаев не предусмотрено. Однако, опираясь на общие правила, потерпевший может по своему усмотрению обратиться за защитой своих нарушенных прав в вышестоящий орган ответчика (если таковой имеется), в творческий союз или в антимонопольный орган. Средством защиты в данном случае является не иск, а жалоба, порядок подачи и рассмотрения которой регламентированы административным законодательством.

Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам. В рассматриваемой области спектр неюрисдикционных мер защиты достаточно узок и, по сути, сводится к возможности отказа совершать определенные действия в интересах неисправного контрагента: например, автор вправе отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо от исполнения договора в целом в случае его недействительности.

Наибольшую практическую значимость среди форм и видов защиты имеет гражданско-правовая защита авторских и смежных прав, реализуемая в рамках юрисдикционной формы. Она обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты.

Способы защиты авторских и смежных прав. Под способами защиты авторских и смежных прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Часть четвертая Гражданского кодекса предоставляет потерпевшим достаточно большой выбор способов защиты, которые предусмотрены как общими положениями (ст. 1251-1253 ГК), так и правилами об авторском праве и смежных правах (ст. 1301, 1311 ГК).

Как правило, потерпевший может воспользоваться не любым, а вполне конкретным способом защиты своего права. Зачастую способ защиты нарушенного права либо прямо определен специальной нормой закона, либо вытекает из характера нарушенного права и совершенного нарушения. Так, если при опубликовании произведения искажено имя его автора, он может требовать лишь внесения соответствующих исправлений. Чаще, однако, обладателю нарушенного права предоставляется возможность выбора среди допустимых способов защиты. Обратимся к их краткому анализу.

Необходимость в применении такого способа защиты, как признание авторского или смежного права, возникает тогда, когда наличие у лица данного права подвергается сомнению, авторское или смежное право оспаривается, отрицается или имеется реальная угроза таких действий. Неопределенность существования авторского или смежного права зачастую приводит к невозможности его использования или, по крайней мере, затрудняет такое использование. Например, если произведение опубликовано автором анонимно или под псевдонимом, может возникнуть необходимость подтверждения в судебном порядке авторства на это произведение, без чего невозможно ни передать права на использование произведения, ни защитить их в случае нарушения. Признание права авторства как раз и является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания условий для реализации иных прав и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих их нормальному осуществлению.