В цивилистике также выделяют частное или сингулярное правопреемство.
Сингулярный правопреемник приобретает только какое-нибудь одно право или группу прав. Некоторые правила раздела V ГК РФ "Наследственное право" предусматривают в виде исключения, что правопреемство при наследовании может быть и сингулярным. В этих случаях "к другим лицам" переходит отдельное имущественное право. Правило о переходе права на принятие наследства установлено для случая, когда наследник умер после открытия наследства, не успев его принять в установленный срок. Предусматривается, что его право на принятие причитавшегося ему наследства переходят к его наследникам, так как это не универсальное, а сингулярное правопреемство. ГК РФ устанавливает, что право на принятие наследства при этом "не входит в состав наследства, открывшегося после смерти такого наследника" (п.1 ст. 1156 ГК РФ).
Юридически правопреемство характеризуется тем, что имеет место юридическая зависимость прав и обязанностей правопреемника от прав и обязанностей его предшественника. К наследникам переходят все права и обязанности наследодателя, кроме тех, переход которых в порядке наследования не допускается ГК РФ и другими законами либо противоречит самой гражданско-правовой природе этих прав и обязанностей. По наследству переходят лишь те права и обязанности, которые наследодателю принадлежали, причем переходят как единое целое, со всеми способами их обеспечения и лежащими на них обременениями. Акт принятия наследства распространяется на все наследство, в чем бы оно ни выражалось и у кого бы ни находилось. Наследник может даже не знать, что именно входит в состав наследства. Принятие наследства под условиями или с оговорками не допускается. Акту принятия наследства придается обратная сила. Если наследник принимает наследство, то оно считается перешедшим к нему (целиком или в соответствующей части, если наследников несколько) уже с момента открытия наследства.
По общему правилу, наследство переходит к наследникам в порядке универсального правопреемства, т.е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если иное не установлено Гражданским кодексом РФ. В наследственное имущество могут входить разнообразные права и обязанности наследодателя: право частной собственности на различные вещи, залоговое право, права требования, которые следуют из договора и обязательства по договору, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность) и т.п.
Следует однако отметить, что не все юристы считают, что при наследовании имеет место универсальное правопреемство, то есть преемство во всех правах и обязанностях наследодателя. Например, Н.Д. Егоров считал, что при наследовании речь должна идти не о правопреемстве, а о преемстве, причем не в самих правах, а в объектах этих прав. Автор выводил за пределы наследства пассив (долги, обременяющие наследство). Он придерживался позиции, высказанной В.И. Серебровским: "Долги являются … только "обременением" наследства, но не его составной частью. Долги могут уменьшить наследственное имущество (наследство), даже полностью его исчерпать, но сами в состав наследственного имущества не входят. Если бы долги входили в состав наследственного имущества, то они уже никак не могли бы "обременять" его". Однако эта точка зрения широкой поддержки в российской юриспруденции не получила. В настоящей работе будем исходить из понятия, что при наследовании переход прав и обязанностей наследодателя к его наследникам переходит в порядке правопреемства.
В правовой литературе высказывалось мнение о том, что с принятием наследства осуществлен переход наследственной массы от наследодателя к его правопреемнику, соответственно цель наследственного правового отношения с этого момента можно считать достигнутой. В частности, Эндель Лаасик отмечает: "С принятием наследства наследственное правоотношение прекращается и наследник становится правопреемником наследодателя, носителем тех прав и обязанностей, которые ранее принадлежали наследодателю". С этой позицией вряд ли можно согласиться: с момента принятия наследства наследником в рамках наследственного правоотношения могут произойти существенные изменения. Правовое отношение наследования продолжает свое развитие до истечения установленного законом срока на принятие наследства.
В литературе также указывается: "В результате принятия наследства у наследника возникает право на наследство, которое в зависимости оттого, что входит в состав наследства, в свою очередь, распадается на ряд прав (правомочий)". Перешедшие к наследнику права соответственно могут быть как абсолютными, так и относительными. Так, к нему может перейти право собственности (вещное право) и (или) право требования (обязательственное право). Положение о том, что право на наследство "распадается" на ряд прав, принадлежавших наследодателю, по нашему мнению, является не совсем точным. Нельзя не учитывать, что данные права выступают в качестве составной части материального объекта наследственного правоотношения (наследства). Следовательно, если признавать существование этого правоотношения на втором этапе его развития (то есть после принятия наследства наследником), было бы не вполне логичным совмещать его юридическое содержание (в состав элементов которого входит право наследника на наследство) с материальным объектом (права, принадлежавшие наследодателю). Кроме того, в состав наследства входят и обязанности наследодателя. При таком подходе не вполне понятно, какова их роль в наследственном правоотношении на данном этапе. Поэтому следует, на наш взгляд, различать право на наследство как составную часть элементов наследственного правоотношения, которое является абсолютным ("поскольку против притязаний любого и каждого, оспаривающего его правомочия на приобретенное наследственное имущество, наследник может защищаться ссылкой на наследственное правоотношение как на основании возникновения своих наследственных прав"), а также те конкретные права и обязанности, которые переходят к наследнику и составляют содержание других, самостоятельных, правоотношений, как абсолютных, так и относительных. Правильным представляется мнение С.С. Алексеева, согласно которому "между правом на принятие наследства и "материальными" правами нет прямой связи: между ними расположено право на наследство", являющееся "правовой ступенькой к преобразованию права собственности и других "материальных" прав умершего лица".
Содержание перешедших к наследнику прав и обязанностей на втором этапе развития наследственного правоотношения не является полностью тождественным содержанию тех прав (и обязанностей), носителем которых был наследодатель. Например, наследодателю принадлежало право собственности на жилой дом. Содержание данного права составляли правомочия наследодателя по владению, пользованию и распоряжению жилым домом по своему усмотрению. Кроме того, собственник был вправе устранять вмешательство всех третьих лиц в ту сферу хозяйственного господства, которую за ним закрепил закон. Приняв наследство, в состав которого входит право собственности, наследник становится субъектом правоотношения собственности, но объем его правомочий до конца не определен. Он пока не вправе продать, подарить, иным образом распорядиться домом. Наследник может владеть и пользоваться имуществом, но границы и этих правомочий до определенного момента не конкретизированы. Это связано с тем, что наследственное имущество (по общему правилу) переходит в общую долевую собственность наследников, а владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в общей долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников. Таким образом, не зная на данном этапе, сколько наследников примет в конечном счете наследство и окажется в числе собственников, наследник в рассматриваемом примере не осведомлен относительно границ принадлежащего ему права собственности. До конца не определен его общий тип поведения (вправе ли он владеть, пользоваться, распоряжаться всем жилым домом или только отдельной долей в праве собственности на него). Так, если принявший наследство наследник продаст жилой дом, принадлежавший по праву собственности наследодателю, то при "появлении" в дальнейшем других наследников будет считаться, что он вышел за пределы границ дозволенного ему общего типа поведения.
Особенности наследственных правоотношений на второй стадии их развития обусловлены прежде всего тем, что не все наследники еще осуществили свое право на принятие наследства (во всяком случае, об отсутствии таких наследников либо об их нежелании принять наследство в данный период не может быть известно). Наследник, не принявший наследство, не состоит в правовых отношениях с наследником, принявшим наследство, а также с иными участниками наследственного правоотношения на второй стадии его развития, но принадлежащее ему право на принятие наследства оказывает определенное влияние на это правоотношение. Наследник, принявший наследство, не знает границ своих прав (обязанностей) и не может всецело их реализовать именно потому, что он связан возможностью других "потенциальных" наследников принять наследство (отказаться от него), связан возможностью их выбора. В зависимости от их выбора сложившийся субъектный состав наследственного правоотношения может измениться. Он может как увеличиться, так и уменьшиться (например, в случае, если наследство примет наследник по завещанию, которому завещано все имущество). В этом смысле право наследника на принятие наследства можно считать принадлежащим к правам особой категории.