На стадии предварительного расследования это преступление считается оконченным, когда свидетель или потерпевший подписал протокол допроса, эксперт - заключение; в стадии судебного разбирательства - с момента дачи свидетелем или потерпевшим показаний или оглашения экспертом содержания заключения. Для переводчика данное преступление окончено с момента представления им заведомо неправильного письменного перевода или с момента окончания устного перевода.
Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний. Уголовно -процессуальное законодательство возлагает на свидетеля и потерпевшего обязанность дать правдивые показания судебно - следственным органам, т.е. сообщить все известные им по делу факты и ответить на поставленные вопросы. Умышленное отклонение от выполнения этой обязанности препятствует расследованию или рассмотрению дела в суде, вынесению правосудного приговора или решения.
Отказ от дачи показаний является открытой формой проявления нежелания дать показания и выражается в заявлении свидетеля или потерпевшего о том, что он не будет давать требуемые от него показания. Отказ от дачи показаний может быть полным или частичным, выражаться в устной или письменной форме.
Уголовная ответственность исключается при наличии уважительной причины отказа от дачи показаний, например, недопустимость разглашения государственной тайны.
Умолчание свидетеля или потерпевшего о достоверно известных фактах не является отказом от дачи показаний. При соответствующих условиях э>о обстоятельство может квалифицироваться как дача заведомо ложных показаний.
Самостоятельной уголовно - правовой оценки требует и воспрепятствование дачи показаний свидетелем или потерпевшим. Сам факт уклонения свидетеля или потерпевшего от дачи показаний относится к числу административных нарушений.
Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу. Такие действия вводят в заблуждение органы суда, следствия и дознания, препятствуют их деятельности по установлению объективной истины. Уголовное законодательство предусматривает ответственность за подкуп свидетеля, потерпевшего в целях дачи ими ложных показаний.
Подкуп имеет место в случаях передачи денег, вещей, иных материальных ценностей либо предоставление выгод имущественного характера свидетелю, потерпевшему, эксперту либо переводчику за дачу ложных показаний, ложного заключения, неправильного перевода. К выгодам имущественного характера может относиться освобождение от уплаты долга, бесплатное предоставление жилой площади, медицинской помощи и т.д.
Уголовное законодательство предусматривает ответственность за принуждение свидетеля, потерпевшего к даче ложных показаний, эксперта к даче ложного заключения или переводчика к осуществлению неправильного перевода, а равно принуждение указанных лиц к уклонению от дачи показаний, соединенное с шантажом, угрозой убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества этих лиц или их близких.
Принуждение представляет собой психическое насилие по отношению к свидетелю, потерпевшему, эксперту, переводчику как способ заставить их дать ложные показания, заключение, осуществить неправильный перевод или уклониться от дачи показаний. Подобное психическое воздействие осуществляется путем угроз, исчерпывающий перечень которых дан в законе.
Для квалификации подобных действий не имеет значение, намеривался ли виновный реализовать угрозу. Важно, чтобы она была значимой для лица, которое принуждается к даче ложных показаний, ложного заключения, неправильного перевода, воспринималась им как действительная, реальная опасность.
Данное преступление предусматривает три квалифицирующих признака: принуждение свидетеля, потерпевшего, эксперта, переводчика к даче ложных показаний, заключения, неправильного перевода или уклонения то дачи показаний, совершенное с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья; или насилия, опасного для жизни и здоровья, а равно организованной группой.
Разглашение данных предварительного расследования. Общественная опасность этого преступления состоит в том, что материалы предварительного расследования могут стать достоянием лиц, способных помешать ходу следствия. Огласка этих сведений мешает обнаружению и закреплению доказательств и в конечном счете установлению истины по делу. Требование недопустимости разглашения данных предварительного следствия содержится в законе. В соответствии с этой нормой данные предварительного следствия могут быть переданы огласке только с разрешения прокурора или следователя лишь в том объеме, в каком они признают это возможным.
Под разглашением следует понимать противоправное предание огласке данных предварительного расследования, вследствии чего эти сведения становятся достоянием посторонних лиц. Предание огласке данных предварительного расследования может быть совершено в любой форме -устно, письменно, в средствах массовой информации.
Согласно уголовно - процессуальному законодательству, в необходимых случаях следователь предупреждает свидетеля, потерпевшего, гражданского истца, ответчика, защитника, эксперта, специалиста, переводчика, понятых и других лиц, присутствующих при производстве следственных действий, о недопустимости разглашения без его разрешения данных предварительного следствия. У указанных лиц при этом отбирается подписка о предупреждение об ответственности за разглашение данных предварительного расследования. Отсутствие такой подписи, а также согласие прокурора, следователя, лица, производящего дознание, на разглашение данных предварительного следствия исключает ответственность за рассматриваемое преступление.
Поскольку законодательство не дает исчерпывающего перечня лиц, которые могут быть предупреждены следователем о неразглашении данных предварительного следствия, к уголовной ответственности могут быть привлечены и сотрудники средств массовой информации за разглашение данных в печати, на радио телевидении при условии, что они были предупреждены о недопустимости таких действий.
Разглашение данных предварительного расследования должностным лицом органов следствия или дознания может при наличии соответствующих условий влечь ответственность за должностное преступление.
Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса. Объективная сторона состоит в разглашении, т.е. противоправном предании огласке сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких. В результате разглашения применяемые меры безопасности утрачивают свою эффективность. Это приводит к тому, что участники уголовного процесса становятся уязвимыми для любого негативного воздействия на них в связи с рассмотрением конкретного дела. Совершение подобных действий может причинить вред личности указанных в законе участников уголовного процесса, а также отразиться на решениях принимаемых судом, и в итоге оказать отрицательное воздействие на осуществление правосудия.
Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении участников уголовного процесса, считается оконченным преступлением с момента, когда эти сведения стали известны хотя бы одному лицу. Не имеет значения, использовало ли лицо, которому стало известно об указанных мерах безопасности, эти сведения вопреки интересам правосудия. Важно, что подобное разглашение создавало для этого реальную угрозу.
Разглашение сведений о мерах безопасности должностным лицом, которому эти сведения были доверены по службе, за вознаграждение влечет ответственность по совокупности за рассматриваемое преступление и получение взятки.
Укрывательство преступлений. Общественная опасность укрывательства состоит в том, что оно препятствует раскрытию преступлений и изобличению виновных, создает условия для продолжения ими преступной деятельности, для безнаказанности этих лиц.
Под укрывательством понимается сокрытие преступника, орудий и средств совершения преступления, следов преступления либо предметов, добытых преступным путем.
Ответственность по законодательству наступает за укрывательство лишь особо тяжких преступлений. Укрывательство иных преступлений уголовно не наказуемо.
Закон предусматривает ответственность за укрывательство преступлений, которое не было заранее обещано. Заранее обещанное, т.е. обещанное до или во время совершения преступления, укрывательство преступления, орудий и средств совершения преступления, его следов либо предметов, добытых преступным путем, образует соучастие в преступлении и является видом пособничества.
Мотивы могут быть самые разнообразные - корысть, страх перед преступником, дружеские отношения с виновным и т. д., они лежат за пределами состава преступления и учитывается судом при назначении наказания.
4. Преступления, совершаемые в процессе отправления правосудия должностными липами - работниками правоохранительных органов
Непосредственным объектом этих преступлений является нормальная деятельность органов дознания, предварительного следствия и суда, а также права и интересы потерпевших.
Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности. Рассматриваемое преступление посягает на установленный законом порядок привлечения к уголовной ответственности. Привлечение к уголовной ответственности лица, невиновность которого в совершении преступления очевидна, нарушает работу органов правосудия, создает у людей чувство беззащитности, причиняет тяжкий вред потерпевшему (моральный, физический, материальный).