Анализ содержания ст. 12 ГК и ряда других статей ГК позволяет сформулировать понятие способов защиты гражданских прав понимаются такие предусмотренные Гражданским кодексом РФ и другими законами правовые средства, применение которых, основанное на признании прав, приводит к восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, а также пресечению действий, нарушающих право или создающих угрозу его применению.
В юридической литературе способы защиты разграничиваются на материально-правовые и процессуальные, а последние подвергаются более подробной классификации по различным критериям: целям защиты, характеру процессуальных действий, видам властных актов, по юрисдикционным органам.
Различные способы защиты гражданских прав предполагают определенный порядок, или механизм, их реализации. Поэтому, с нашей точки зрения, наибольшее практическое значение имеет классификация способов защиты в зависимости от механизма их реализации.
Первая группа включает в себя способы защиты, применение которых позволяет подтвердить (удостоверить) защищаемое право либо прекратить (изменить) обязанность. К такому результату приводит применение следующих способов защиты: признание права; присуждение к исполнению обязанности в натуре; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; прекращение или изменение правоотношения.
Все названные на первый взгляд совершенно различные способы защиты объединяют последствия их применения для защищаемого права. Что может означать решение суда о присуждении к исполнению обязанности в натуре? В первую очередь это подтверждение наличия у лица, обратившегося в суд с соответствующим иском, права требовать от ответчика исполнения этой обязанности. Обращаясь к суду с ходатайством о неприменении акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, субъект гражданского права также просит подтвердить это право, удостоверить, что это право не могло быть затронуто незаконным актом.
Анализ арбитражно-судебной практики свидетельствует о том, что все названные способы защиты используются субъектами в основном на первом предварительном этапе в целях создания благоприятных условий для применения иных способов защиты. Необходимость в подобных действиях возникает, как правило, в ситуациях, когда имеется иное лицо, претендующее на защищаемое право либо его оспаривающее, К примеру, требование о признании права собственности зачастую предшествует иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения или об устранении препятствий в реализации права собственности либо иску о выселении или об освобождении занимаемого помещения. После удовлетворения судом иска о присуждении к исполнению обязанности в натуре нередко следует иск о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением соответствующей обязанности.
Ко второй группе способов защиты гражданских прав можно отнести такие способы, применение которых позволяет предупредить или пресечь нарушение права. К их числу относятся: пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащита права; взыскание неустойки. Цель применения указанных способов защиты заключается в том, чтобы заставить или побудить нарушителя прекратить действия, нарушающие субъективное гражданское право, либо предупредить такие действия. Именно этой целью продиктованы, например, массовые обращения в арбитражный суд организаций, выступающих в роли налогоплательщиков, с исками о признании недействительными актов налоговых органов о применении к ним финансовой ответственности за различные нарушения налогового законодательства. Такие иски предъявляются и в случаях, когда в соответствии с актом налогового органа уже произведено частичное списание денежных средств со счетов организаций.
Третья группа объединяет способы защиты гражданских прав, применение которых преследует цель восстановить нарушенное право и (или) компенсировать потери, понесенные в связи с нарушением права. Такой результат может быть достигнут путем:
восстановления положения, существовавшего до нарушения права;
признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
возмещения убытков;
компенсации морального вреда.
1.2 Механизм защиты прав предпринимателя
Механизм защиты прав – это осуществление способов защиты, т.е. процесс применения правовых норм, который завершается признанием права и восстановлением положения, существовавшего до нарушения права, либо пресечением действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Насколько разнообразны способы защиты гражданских прав, настолько гибким должен быть механизм защиты. В отдельных случаях специфика способа защиты предопределяет вид механизма защиты, не допуская иных вариантов. Так, акт государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащий закону, не подлежит применению при разрешений спора. Следовательно, этот способ защиты гражданских прав реализуется только в судебном порядке, хотя об этом прямо не сказано в ст. 12 ГК, признаются незаконными и недействительными нарушающие права и интересы предпринимателей неправомерные акты государственных органов или органов местного самоуправления.
Объективно существующие возможности реализации способов защиты гражданских прав сводятся к следующим видам механизма защиты: самозащита; урегулирование разногласий во внесудебном порядке; разрешение заявлений и жалоб органами исполнительной власти в порядке подчиненности; предоставление защиты путем осуществления прокурорского надзора; конституционная защита; рассмотрение экономических споров судами общей юрисдикции и арбитражными судами; рассмотрение экономических споров, имеющих гражданско-правовую природу, третейскими судами.
В большинстве случаев способы защиты гражданских прав могут быть реализованы различными путями – как в судебном, так и во внесудебном порядке. Так, убытки и неустойка могут быть взысканы в принудительном порядке через суд, а могут быть выплачены добровольно без суда лицом, нарушившим обязательство.
Согласно п. 2 ст. 854 ГК списание денежных средств, находящихся на банковском счете предпринимателя, допускается лишь в виде исключения без его распоряжения как по решению суда и в других случаях, установленных законом, так и в случаях, предусмотренных договором на расчетно-кассовое обслуживание. Число таких примеров можно было бы продолжить. Главное состоит в том, что, как правило, действующее законодательство не препятствует предпринимателю избрать для защиты своих прав и интересов те способы защиты и порядок их осуществления, которые представляются ему наиболее адекватными сложившимся обстоятельствам.
1.3 Самозащита прав предпринимателя
Законодатель посвятил этому способу защиты специальную статью – ст. 14 ГК, которая названа «Самозащита гражданских прав». В этой статье законодатель провозгласил, что «допускается самозащита гражданских прав». Но понятия самозащиты в законе нет, а лишь установлено, что «способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению, и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения» (ч. 2 ст. 14). Такая конструкция законодательных положений о самозащите гражданских прав дает основания полагать, что самозащита гражданских прав применяется только тогда, когда права уже нарушены. Это ограничительное толкование было бы логично, если бы в ГК отсутствовали специальные нормы о причинении вреда в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости, но такие нормы в части второй ГК РФ имеются – ст. 1066 и ст. 1067.
Понятиями необходимой обороны и крайней необходимости охватываются все возможные средства самосохранения и противодействия при отражении нападения или устранении опасности. В разъяснении, которое дано в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ», также сделан акцент на предотвращении причиненного (возможного) вреда. Поэтому вряд ли стоило провозглашать в части первой ГК принцип самозащиты с тем, чтобы он полностью поглощался специальными правилами о причинении вреда дозволенными правомерными действиями, какими являются необходимая оборона и крайняя необходимость. Путем систематического толкования норм части первой и части второй ГК можно сделать вывод, что содержание принципа самозащиты не исчерпывается необходимой обороной и крайней необходимостью и не сводится к защите уже нарушенного права.
Возможность самозащиты следует рассматривать как необходимую предпосылку деятельности предпринимателя, как абсолютное гражданское право, вытекающее из правовой дееспособности предпринимателя. Положения ст. 14 ГК являются нормативно правовым основанием для самозащиты предпринимателя в процессе осуществления им предпринимательской деятельности в любых ситуациях, а не только тогда, когда его права уже нарушены и ему причиняется вред.
Предприниматель вправе осуществлять превентивные охранительные действия, обеспечивающие защиту его интересов от возможных посягательств. Нормальное ведение предпринимательской деятельности, достижение цели сохранения и приумножения капитала требуют от предпринимателя, чтобы он заботился об охране своего имущества, объектов интеллектуальной собственности, служебной и коммерческой тайны, деловой репутации, своего здоровья и жизни, здоровья и жизни работающего на него персонала.