− организация проведения проверок по поступившим в Центр обращениям о подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлениях экстремистской направленности;
− осуществление мероприятий по оперативному внедрению и оперативному прикрытию;
− осуществление оперативного сопровождения уголовных дел, возбужденных по материалам Центра;
− выявление и устранение условий, способствующих совершению преступлений экстремистской направленности;
− оказание практической помощи подразделениям по противодействию экстремизму.
При осуществлении своей деятельности Управление имеет право создавать комиссии, советы и иные совещательные органы, в том числе и совместно с заинтересованными ведомствами, направлять запросы в федеральные органы государственной власти и субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также в различные организации, учреждения. Кроме того, Департамент может привлекать к сотрудничеству научно-исследовательские, образовательные системы МВД России, проводить в установленном порядке пресс-конференции, брифинги, «круглые столы» для средств массовой информации по приоритетным направлениям деятельности.
Важное место в полиции занимает патрульно-постовая служба (далее – ППС), так как ими проводится значительная работа по охране порядка в общественных местах. При реализации своих основных функций по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан от противоправных посягательств сотрудники патрульно-постовой службы обязаны:
– в процессе несения службы при осуществлении патрулирования зоны обслуживания обращать пристальное внимание на граждан, вызывающих подозрения, имеющих при себе ручную кладь в виде различных сумок, свёртков и т.п., с целью обнаружения взрывных устройств и предотвращения их установки;
– проводить разъяснительную работу с руководителями и сотрудниками предприятий, учреждений, организаций сферы обслуживания независимо от форм собственности, обращая их внимание на возможность совершения террористических актов со стороны отдельных посетителей, с целью своевременного их выявления и немедленного информирования об этих лицах сотрудников ОВД;
– обращать внимание на подозрительный припаркованный транспорт в людных местах, особенно с нечёткими или нестандартными номерными знаками;
– при обнаружении никому не принадлежащих подозрительных предметов либо при непосредственном получении их от граждан и в случае подозрения на наличие взрывных устройств необходимо изолировать доступ посторонних лиц к этим предметам;
– в случае совершения террористического акта незамедлительно прибыть на место его совершения, оказать первую медицинскую помощь пострадавшим, принять меры по охране места происшествия, а по прибытии следственно-оперативной группы доложить старшему о принятых мерах и действовать в дальнейшем по его указанию.
Высока роль ППС по выявлению и задержанию лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений экстремистского характера при проведении различных массовых мероприятий, сопровождающихся значительным скоплением людей. Реализуя это направление деятельности в соответствии с ведомственными нормативными актами, выработанными практикой охраны общественного порядка в рассматриваемых условиях и планово используемыми в строго установленных рамках, сотрудники ППС применяют различные тактические приемы.
Анализ ведомственных правовых актов, регламентирующих деятельность ППС в рассматриваемых условиях, по моему мнению, не позволяет сотрудникам полиции, участвующим в охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий, реализовывать меры по защите граждан от видов экстремистской деятельности. В настоящее время в полиции создано отдельное управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий. С моей точки зрения, это правильно, так как сотрудники ППС, в силу своей специфики, не смогут осуществить безопасность граждан участвующих в таких мероприятиях.
Значительна роль патрульно-постовой службы в предупреждении и пресечении экстремистской деятельности на объектах транспорта, в том числе и на железнодорожном. Специфика этого вида транспорта как объекта посягательств проявляется в том, что здесь целями преступников могут выступать как стационарные объекты (здания вокзалов, складские помещения, хранилища горюче-смазочных материалов и др.), так и непосредственно транспортные средства (подвижной состав)[13]. Как показывает практика, эти две категории объектов в равной мере подвергаются нападением экстремистов. Кроме того, важнейшей особенностью железнодорожного транспорта выступает его линейное построение, что создает дополнительные трудности в организации правоохранительной деятельности. Без знания данных особенностей в современных условиях невозможно организовать подготовку сотрудников ППС к решению служебных задач на этом исключительно важном направлении деятельности.
Как показывает практика, определенные меры в отношение потенциальных и реальных экстремистов могут быть приняты на ранней стадии – в момент посадки пассажиров в поезд. Поэтому в зависимости от интенсивности пассажиропотока на платформах, прилегающих к железнодорожным вокзалам, выставляются наряды ППС, которые осуществляют контроль за посадкой и высадкой людей. В определенных случаях данный способ может предотвратить деятельность экстремистов за счет «эффекта присутствия» сотрудника полиции.
Однако в условиях роста экстремистской угрозы в отношении объектов железнодорожного транспорта, по нашему мнению, назрела необходимость осуществлять досмотр пассажиров при посадке в поезд, как это делается при проведении предполётного досмотра на воздушном транспорте.
Такая мера в определенной степени создаст некоторые неудобства для пассажиров, затронет их личные права, однако, ее использование необходимо для обеспечения безопасности всех граждан, находящихся в поезде, и это предложение находит свое подтверждение в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации[14].
Очевидным является тот факт, что назрела необходимость использования на всех объектах транспорта и, в первую очередь, на вокзалах, портах современных технических средств, установок промышленного телевидения, позволяющих выявлять у пассажиров предметы и вещества, запрещенные к гражданскому обороту. Данная мера позволит нарядам ППС своевременно выявлять лиц, замышляющих либо совершивших действия экстремистской направленности. Примером тому является использование видеозаписи, которая позволила изобличить преступника, осуществившего в июне 2000 года взрыв на посадочной платформе г. Пятигорска[15]. Указанная мера частично «воплощается в жизнь» после проверки Президентом некоторых вокзалов в г. Москве.
При совершении экстремистской деятельности на железнодорожном транспорте путём подрыва поезда с пассажирами (в зависимости от размера зоны поражения, количества пострадавших) из числа сотрудников ППС создаются специальные группы оцепления, патрулирования, разведки, учёта потерь населения, охраны объектов, контрольно-пропускные пункты[16]. Каждая из перечисленных групп выполняет свои задачи.
Группа оцепления не допускает посторонних граждан и ограничивает проезд транспортных средств к месту совершения деяния экстремистской направленности.
В задачу группы патрулирования входит обеспечение общественного порядка в зоне подрыва поезда. Во время несения службы сотрудники этой группы обязаны пресекать преступления, совершаемые в отношение пострадавших пассажиров и их имущества, осуществляя тесное взаимодействие с группой оцепления.
Для обеспечения сохранности материальных ценностей всех форм собственности из сотрудников ППС создаётся группа охраны поезда, пострадавшего от действий экстремистской направленности. В задачу этой группы входит обеспечение общественного порядка в месте несения службы.
Проведение проверок с целью выяснения условий хранения служебного и гражданского оружия обеспечивает своевременное выявление имеющихся нарушений и возможность принятия со стороны сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной системы мер, которые будут являться препятствием использования данного вида оружия при совершении действий экстремистской направленности.
Поскольку с начала 90-х годов прошлого столетия число действий экстремистской направленности в стране неуклонно растет, значительно возрастает роль вневедомственной охраны в борьбе с экстремизмом. В конце 2003 года сотрудники российских спецслужб предотвратили диверсию чеченских боевиков на Волжской ГЭС. По расчетам специалистов, последствия диверсии на гидроэлектростанции могли привести к затоплению двух обширных кварталов южной части Волгограда. Более того, гигантская волна, образовавшаяся бы после взрыва, могла смести город Астрахань. Это особенно воспринимается с тревогой на фоне аварии, произошедшей на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, когда погибло 32 человека, а точное количество людей, умерших впоследствии, неизвестно. В результате аварии были эвакуированы свыше 130 тыс. человек, отчуждено от хозяйственной деятельности более 3 тыс. км² земли. Материальный ущерб оценить не представляется возможным[17]. За последние годы по данным спецслужбами РФ во взаимодействии с органами внутренних дел было предотвращено немалое количество террористических актов.
Высоко техногенный терроризм, как один из видов экстремистской деятельности, новой эпохи способен привести к системному кризису во всем мировом сообществе, и предвестниками этого терроризма стала трагедия в Чернобыле. Она показала возможность преступного продуцирования антропогенных катастроф, сравнимых по масштабам разрушений и жертвам с результатами боевого применения оружия массового уничтожения[18].