Смекни!
smekni.com

Особенности расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков в условиях Дальневосточного региона (стр. 20 из 26)

Допрос подозреваемого

Исключительно важное значение имеют показания обвиняемых и подозреваемых по делам, связанным с наркотиками. Именно виновный, знающий все детали преступления, обстоятельства скупки и сбыта, время совершения сделок, места хранения наркотиков, может дать показания, позволяющие наиболее полно провести расследование преступления, совершенного исключительно конспиративно.

Готовясь к допросу подозреваемого, необходимо установить, в каком состоянии он находится. Нельзя подвергать допросу гражданина, если он находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, так как он не способен воспринимать реальную действительность и адекватно давать показания.

Обстоятельства, которые должны быть установлены путем допроса подозреваемого, определяются особенностями каждого расследуемого дела. В большинстве случаев требуется установить:

- факты, относящиеся к скупке, перевозке и продаже наркотиков;

- роль допрашиваемого в преступной группе; конкретные эпизоды криминальной деятельности виновного и каждого из соучастников;

- места хранения наркотических средств и осведомленность подозреваемого о том, что имеет дело именно с наркотиком, а не с каким другим веществом.

Выбор тактики допроса определяется в зависимости от возникших следственных ситуаций. Важно знать, какие взаимоотношения складываются между участниками преступной группы, учитывать психологию каждого из них.

Если дело возбуждается против лица, хранящего наркотики, важно установить его роль и место в преступной группе, выяснить, сводятся его действия только к хранению либо он является еще и посредником в сбыте наркотических средств. При допросе подобных лиц следует учитывать, что они дают показания охотнее, чем активные члены преступной группы. Нередко это малообеспеченные люди, не всегда полностью осознающие тяжесть совершаемого ими преступления. С ними легче установить контакт, обрисовав опасность организаторов. Нужный психологический эффект в таких случаях производит и объяснения следователя об образе жизни, огромных доходах, которые получают основные организаторы, в сопоставлении с небольшой долей, выделяемой посреднику за основной риск.

В некоторых случаях лица, задержанные за хранение наркотиков, бывают прямо заинтересованы в изобличении тех, кто им их передавал, особенно, когда вся ответственность перекладывается на хранившего. В таких случаях допрос по всем деталям, эпизодам и конкретным лицам должен быть проведен немедленно, так как в дальнейшем допрашиваемый может и не дать всех нужных для установления истины показаний.

Допрос основных участников и организаторов преступления не дает результатов, если они не изобличены другими доказательствами по делу: найденными при обыске наркотиками, свидетельскими показаниями, заключениями экспертизы. В ходе допроса подозреваемые пытаются найти объяснение данному факту, изобличающему их, заявляют, что обвинение сфальсифицировано, выискивают малейшие процессуальные нарушения, выдвигают новые и новые версии. Подготовка к допросу данной группы обвиняемых требует самого серьезного внимания, тщательного изучения дела и имеющихся доказательств. Немалое значение для закрепления показаний участников преступления приобретают вещественные доказательства.

Так же, как и при допросах второстепенных участников группы, показания организаторов должны тщательно закрепляться составлением планов и схем квартир, домов, подвалов, где производились сделки, расчеты, встречи. При проведении допроса обвиняемых по делам этой категории желательно участие специалиста-нарколога, который может оказать квалифицированную помощь следователю. В обвинительном заключении с особой подробностью и тщательностью должно быть указано, чем подтверждаются правдивые показания обвиняемых, так как они (в силу неустойчивости их психики) склонны постоянно менять свои показания.

Перед началом допроса целесообразно спросить подозреваемого не находится ли он в настоящее время в состоянии наркотического опьянения, сколько времени прошло с момента последнего приема наркотика, какой наркотик и в каком количестве был принят.

Круг вопросов определяется конкретной следственной ситуацией, сложившейся на первоначальном этапе расследования. Однако, одним из первых наиболее значимых вопросах во всех ситуациях является вопрос о том, знал ли обвиняемый о том, что имеет дело с наркотическими средствами (психотропными веществами) и откуда ему стало это известным.

В большинстве случаев с целью сокрытия истинных источников подозреваемые дают ложные показания, за исключением показаний о той небольшой партии наркотиков, которая обнаружена и изъята правоохранительными органами. Вместе с тем наличие неопровержимых доказательств вынуждает подозреваемых давать истинные показания, признавать конкретные эпизоды преступной деятельности. В то же время они выдают их за единичные, отрицают связь с другими преступниками.

Для достижения психологического контакта с допрашиваемым следователю необходимо иметь следующие фактические данные о его личности:

- причины потребления наркотиков;

- при каких обстоятельствах началось употребление наркотиков, в каком возрасте, какой наркотик предпочитает остальным, получить сведения о степени влечения к наркотику;

- обстановка и условия в семье и на работе, по месту жительства и учебы;

- круг знакомых, роль лиц, допускающих немедицинское употребление наркотиков, в неформальных группах;

- положительные стороны личности допрашиваемого (интересы, увлечения и т.д.).

Личность задержанного проверяется по его анкетным данным, криминалистическим и иным специальным учетам.

Поскольку рассматриваемые преступления нередко совершаются опытными дельцами, проявляющими изобретательность при маскировке и осторожность в выборе помощников, основная задача, возникающая в этой связи перед следователем, заключается в установлении круга свидетелей, подлежащих допросу, и определении обстоятельств, в разрешении которых они могут помочь. Сложность решения данной задачи требует от следователя знания способов совершения преступлений, психологии свидетелей, которые подчас связаны с обвиняемым родством либо в той или иной степени зависят от него.[33]

Установление и допрос свидетелей

Поскольку преступления в сфере незаконного оборота наркотиков обычно совершаются в условиях неочевидности, подозреваемые в своих действиях применяют меры конспирации, а в качестве помощников используют «проверенных» лиц, при расследовании данной категории дел значительную сложность представляет для следователя определение круга свидетелей и определение тех обстоятельств дела, которые при помощи показаний свидетелей могут быть установлены. В качестве свидетелей могут быть допрошены родственники, если они не возражают, знакомые, сослуживцы, медицинские работники и т.д. Необходимо отметить, что лица, являющиеся свидетелями по данной категории дел могут быть связаны с подозреваемым родственными связями или находится от него в той или иной зависимости, а также могут быть соучастниками преступления. Все это затрудняет получение свидетельских показаний и требует от следователя правильного выбора тактики допроса свидетеля. При расследовании дел о сбыте наркотических средств и об организации и содержании притонов для потребления наркотиков свидетелями могут быть наркоманы. При этом необходимо учитывать, что информацию легче получить у начинающих потребителей наркотиков, чем у хронических наркоманов. Кроме того, надо отметить, что наркоманы также быстро отказываются от своих показаний, как и дают их.

Основную часть свидетелей по делам данной категории составляют очевидцы задержания виновного с поличным и другие лица, не имеющие родственных отношений с обвиняемым. Они могут осветить вопросы, связанные с обстоятельствами задержания и поведением задержанного. Подробный допрос этих свидетелей особенно необходим в тех случаях, когда преступник при задержании пытается избавиться от уличающих его доказательств или утверждает, что они ему не принадлежат.

Если преступник задержан при транспортировке наркотика, возникает необходимость установления места, где он сел в данный вид транспорта, лиц, его сопровождавших, а также имевшихся при нем вещей. Ответы на эти вопросы могут дать попутчики, водители автотранспорта, кондукторы автобусов, кассиры билетных касс. Другие свидетели могут дать ценные сведения о посещении ресторанов, кафе, о встречах, разговорах, расчетах соучастников преступных сделок.

Работники камер хранения допрашиваются о сдаваемых им подозрительных вещах, об исходящем от них специфическом запахе. При этом следует ориентироваться на запах не только опия или гашиша, но и перца, духов, под которые преступники пытаются замаскировать наркотики. Здесь же нужно выяснить, когда сдавались в камеру подобные вещи, приметы лиц, которые их оставили на хранение. Если обнаружены вещи с наркотиками, а лицо, сдавшее их, неизвестно, допрос приёмщиков должен быть проведен о приметах преступника. Восприятие примет у этой категории свидетелей осложняется в связи со значительным количеством людей, проходящих перед ними в течение дня, поэтому здесь важно выбрать правильную тактику допроса с целью помочь воспроизведению в памяти интересующих следствие событий. Для этого целесообразно использовать цепь ассоциативных восприятий.

Если вещи, с которыми был сдан наркотик, не привлекли внимания приемщика, и в этой связи он не запомнил владельца, нужно выявить вещи, имеющие какие-либо особенности, сданные примерно в то же время, а затем попытаться выяснить, не запомнил ли свидетель лиц, проходивших до и после запомнившегося ему сдатчика.