Непременным условием эффективного международного культурного сотрудничества видится реальная охрана прав авторов научных, литературных и художественных произведений. Определяющая роль в международной защите и охране права интеллектуальной собственности принадлежит многосторонним международным соглашениям - Конвенциям, краткий обзор которых был сделан выше. Бернская конвенция по сравнению с Всемирной характеризуется большим объёмом субъективных прав и материальных норм
вообще; Всемирная конвенция носит компромиссный характер и, по мнению многих исследователей, является более «гибкой». В обоих документах содержатся коллизионные, административные и отчасти материально-правовые нормы, но вопрос непосредственной охраны международных авторских прав возлагается на национальное законодательство стран-участниц.
Серьёзные шаги в данном направлении были сделаны в российском законодательстве: государство перестало рассматривать авторское право лишь как средство защиты своего культурного достояния от необоснованного использования капиталистическим Западом, закрепив право интеллектуальной собственности конституционно (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ) и приняв ряд прогрессивных законов, причём действие их, в соответствии с принципом свободы творчества, который сам по себе не знает государственных границ, распространяется теперь на всех физических лиц (включая иностранных граждан), находящихся на территории РФ, или находящихся в иностранном государстве, если РФ состоит с этим государством в договорных отношениях по вопросам признания авторских прав.
Основная проблема международной правовой охраны интеллектуальной собственности, которая, на наш взгляд, до настоящего времени не нашла должного разрешения во внутреннем отечественном законодательстве, - это отсутствие эффективных и жёстких публично-правовых механизмов предупреждения и пресечения правонарушений в сфере интеллектуальной собственности. В настоящей работе предпринята попытка разработать некоторые наиболее общие рекомендации с учётом успешного опыта ряда зарубежных государств, но данная проблема требует отдельного исследования.
Наряду с многосторонними конвенциями и внутренним законодательством государств, не последнюю роль в международной охране авторских прав играют и двусторонние международные соглашения, которые в конечном счёте исключительно выгодны как для договаривающихся государств, так и для авторов произведений. Как уже отмечалось, участие в
международных конвенциях не препятствует подписанию той или иной страной двусторонних договоров. Цивилизованному государству, заботящемуся об интересах своих авторов и читателей, надлежит широко использовать практику таких соглашений. К сожалению, на данный момент проблемам двусторонних международных договоров, на наш взгляд, уделяется недостаточно внимания в юридической литературе.
В целом система международной охраны авторских прав продолжает развиваться, в связи с чем можно надеяться на дополнение текстов многосторонних конвенций и заключение новых двусторонних соглашений, а равно и на дальнейшее совершенствование внутреннего законодательства государств, благодаря которым были бы устранены существующие недостатки.
Это может быть сделано поэтапно - вначале принятие новых двусторонних и региональных соглашений, затем - пересмотр основных многосторонних конвенций.
Так, в текст Бернской и в особенности - Всемирной конвенции следовало бы включить более точный перечень объектов конвенционной охраны, соответствующий уровню современных достижений социального и технического прогресса, и отсутствующие в них до сегодняшнего дня определения автора и иных субъектов авторского права, которым предоставляется конвенционная охрана, а во Всемирную конвенцию, кроме того, - и положения о неимущественных правах авторов.
В условиях усиления интеграционных процессов, наиболее ярко выраженных в Европе, закономерно ожидать унификации правовой охраны авторских и смежных прав, а следовательно, и повышения содержания материально-правовых норм в упомянутых конвенциях, присоединения к ним новых членов или даже появления нового многостороннего международного соглашения об охране авторских и смежных прав, которое реально стало бы всемирным.
Библиография
1. Бернская конвенция по охране литературных и художественныхпроизведений от 9 сентября 1886 г. // Бюллетень международных договоров. 2003. № 9.
2. Всемирная конвенция об авторском праве (в ред. от 24 июля 1971 г.) / Свод нормативных актов ЮНЕСКО. — М.: Международные отношения, 1991. С. 451-461.
3. Всемирная декларация по интеллектуальной собственности (26 июня 2000 г.) // Вестник ВАС РФ. 1994. № 2. С. 113 - 115.
4. Конвенция об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций (Рим, 1961 г.). // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. — М.: Международные отношения, 1991. С. 5. Конвенция, учреждающаяВсемирнуюОрганизацию Интеллектуальной Собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г.) / Публикация № 250(R). - Женева: Всемирная организация интеллектуальной собственности, 1974.
5. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм отнезаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.) //Бюллетень международных договоров. 1999. № 8.
6. Договор ВОИС по авторскому праву (Женева, 20 декабря 1996 г.).
7. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (Женева, 20 декабря 1996 г.)
8. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (Москва, 24 сентября 1993 г.) // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1802.
9. Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (Марракеш, 15 апреля 1994 г.).
10. Соглашение о сотрудничестве по пресечению правонарушений вобласти интеллектуальной собственности (Москва, 6 марта 1998 г.) //Бюллетень международных договоров. 2002. № 3.
11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимной охране авторских прав (Москва, 25 июня 1993 г.) // Бюллетень международных договоров. 1994. № 5.
12. Соглашение между Правительством Российской Федерации иПравительством Китайской Народной Республики в области охраны прав интеллектуальной собственности (Пекин, 25 апреля 1996 г.) // Патенты и лицензии. 1996. № 8.
13. Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Социалистической Республикой о взаимной охране авторских прав на произведения литературы, науки и искусства (Прага, 18 марта 1975 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1975. № 43. Ст. 684.
14. Конституция Российской Федерации. — М.: Проспект, 2001. — 48 с.
15. Федеральный Закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (с изменениями от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
16. 3акон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ) // Ведомости Съезда Народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 42. Ст. 2325
17. Указ Президента РФ от 7 октября 1993 г. № 1607 «О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав» // САПП РФ. 1993. №41. Ст. 3920.
18. Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм» // СЗ РФ. 1994. № 29. Ст. 3046.
19. Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. № 908 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций» // СЗ РФ. 2002. № 52. Часть И. Ст. 5217.
20. Авторское право и смежные права // Интеллектуальная собственность: Основные материалы: В 2 ч. - Новосибирск, 1993. - Ч. 2.
21. Андрощук Г. А. TRIPS и гармонизация законодательства в области интеллектуальной собственности // Предпринимательство, хозяйство и право. - 1997. - № 2.
22. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. - М.: Госюриздат, 1957. - 278 с.
23. Бадица И. А. Авторское, изобретательское право, право на открытия и международная защита авторских прав. - К.: ИЗМН, 1997.
24. Баршова М.Н. Международные договоры как источник российского гражданского права // Вестник Саратовской государственной академии права. -1999. № 3. - С. 55 - 57.
25. Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения. - М.: Юристъ, 1999. - 288 с.
26. Богги А. Бернская конвенция и Россия: (О Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений: Ст. дир. Всемир. орг. интеллектуал, собственности) // Международная жизнь. - 1995. - № 10. - С. 32-37.
27. Богуславский М.М. Вопросы авторского права в международных отношениях. - М.: Наука, 1973.- 336 с.
28. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2000. - 408 с.
29. Бутнев В.В. К понятию механизма защиты субъективных прав / Субъективное право: проблемы осуществления и защиты. Владивосток, 1989. -С. 10.
30. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. - М.: Юридическая литература, 1988. - 175 с.
31. Гаврилов Э.П. Основные направления развития авторского права: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. - М., 1985.- 41 с.
32. Галенская Л.Н. Музы и право: правовые вопросы международного сотрудничества в области культуры. - Л.: Издательство ЛГУ, 1987. - 223 с.
33. Гальперин Л.Б., Михайлова Л.А. Интеллектуальная собственность: сущность и правовая природа // Советское государство и право. - 1991. - №12. - С. 37.
34. Государство и интеллектуальная собственность: переход к инновационной экономике// Актуальные проблемы теории и практики интеллектуальной собственности. Сборник научных трудов. Том 1. // под редакцией доктора юридических наук Лопатина В.Н. М., Изд-во «Юрайт»: 2008.