• создание атмосферы доверия со стороны российских и иностранных предпринимателей с целью привлечения инвестиции в отечественные инновационные проекты, в частности в виде современных прогрессивных технологий, в индустрию авторского права;
• получение помощи в развитии национальной системы охраны интеллектуальной собственности со стороны международных и региональных организаций в рамках многостороннего и двустороннего сотрудничества;
• утверждение Российской Федерации как полноправного члена международного общества, повышения авторитета государства, в международных организациях по вопросам интеллектуальной собственности.
Международное сотрудничество в сфере охраны интеллектуальной собственности существенно влияет на развитие предпринимательства, внешней торговли, на инновационную и инвестиционную политику государства. Благодаря сотрудничеству осуществляется постоянный международный обмен научно-технической информацией и документацией, без чего невозможное развитие научно-технического потенциала России.
Участие Российской Федерации в международном сотрудничестве в этой сфере реализуется следующим образом:
• активное сотрудничество с ВОИС и конкретное участие в работе ее руководящих органов, постоянных комитетов, комитетов экспертов и рабочей группы;
• участие в союзах, договорах и соглашениях, административную функцию которых выполняет ВОИС;
• сотрудничество с региональными международными организациями по охране интеллектуальной собственности (Межгосударственный совет по вопросам охраны промышленной собственности страны СНГ, Европейская патентная организация);
• двустороннее межправительственное сотрудничество в сфере охраны интеллектуальной собственности, а также сотрудничество на уровне патентных ведомств;
• участие в организации и проведении международных семинаров, конференций, симпозиумов по вопросам правовой охраны и использования интеллектуальной собственности.
3.Международное сотрудничество в сфере охраны интеллектуальной собственности
Чтобы занять подобающее ему место в современном мире с его разнообразными интересами, авторское право прошло длительный и сложный путь, отражающий медленное, робкое движение человечества к признанию роли закона в регулировании общественных и личных отношений.
Что касается деталей, то единого мнения тут нет[30]. Так, рождение авторского права относят к XV веку. Но техника книгопечатания была создана значительно раньше в Китае и Корее и оставалась неизвестной европейцам, а сама идея собственности на результаты интеллектуального труда так или иначе признавалась за несколько столетий до того, как немецкий книгопечатник Иоганн Гуттенберг изобрел способ печатания подвижными литерами. Изобретение привело к распространению печатных работ и, таким образом, ознаменовало решающий переход в истории интеллектуальной собственности.
Этнографы полагают, однако, что некое понятие интеллектуальной собственности существовало и на самых ранних этапах истории.
До того как стала признаваться финансовая заинтересованность автора в результате своего труда, учитывались лишь его личные права. В Древней Греции и Риме плагиат порицался как бесчестный поступок, и греки не были совершенно беспомощны перед лицом «литературной кражи».
Исследования римских источников показали, что авторы произведений того времени не удовлетворялись одной только славой, но и получали
некоторый доход от своих литературных трудов. Римские авторы понимали, что обнародование и использование произведения затрагивает как их интеллектуальные интересы, так и личные права. Некоторые авторитетные учёные утверждают, что понятие авторского права существовало всегда, хотя оно долго не находило отражения в законодательстве.
В эпоху, предшествующую изобретению Гуттенберга, положение произведений творческого труда регулировалось правом собственности. Автор произведения (рукописи, скульптуры или картины) являлся собственником этого материального объекта и мог продать его другому лицу. В средние века размножить произведение было чрезвычайно трудно. Рукопись можно было только переписать от руки, что резко сокращало возможное число копий.
После изобретения печатного станка цены на книги понизились, и они стали более доступными. Теперь рукописи могли быть размножены большим тиражом для широкой аудитории. Таким образом, произведения творческого труда стали предметом торговли и могли уже приносить доход своим создателям. Первыми, кто выиграл от этого, были владельцы типографий, получившие привилегии на издание классических произведений. Позже они стали печатать работы и своих современников.
С развитием книгопечатания риск потерь, которому подвергались издатели-книготорговцы, увеличился. Проходило довольно много времени, прежде чем им удавалось окупить свои затраты. Кроме того, возросла конкуренция, иногда со стороны спекулянтов, которые перепечатывали уже выпущенные в свет книги. Таким образом, к концу XV столетия, когда книгопечатание набрало обороты, зародилось понятие «литературное пиратство»[31].
С конца XV и до начала XVIII века история книгопечатания связана с выдачей привилегий, закрепленных в королевских законах и указах.
Ограничения, наложенные на книгопечатание, были постепенно ослаблены, в результате чего само существование привилегий монопольных издателей было поставлено под сомнение. В обстановке хаоса, вызванного крушением системы королевских привилегий, издатели и книготорговцы пытались всеми возможными средствами сохранить полученные ими права.
Так, в Англии Компания издателей и книготорговцев (Stationer'sCompany) потребовала хоть какой-нибудь защиты их авторских прав. 11 января 1709 года в Палате Общин был заслушан проект закона «О поощрении образования путём закрепления за авторами или приобретателями копий печатных книг прав на время, устанавливаемое на время». 10 апреля 1710 года проект стал законом, известным под названием «Статут королевы Анны». Это был первый в истории закон об авторском праве в современном понимании указанного термина, который впервые закрепил личное право на охрану опубликованного произведения.
«Статут королевы Анны» предоставил автору опубликованного произведения исключительное право разрешать его переиздание в течение 21 года со времени вступления закона в силу. Для неопубликованных
произведений такой срок составлял 14 лет с правом его возобновления на последующие 14 лет при жизни автора.
Охранялись, согласно Статуту, только книги. В нём ничего не говорилось о других печатных изданиях, а также о гравюрах и иных художественных произведениях. Однако скоро стало очевидным, что Закон 1710 года не обеспечил достаточные права даже авторам книг. Вопрос о публичном исполнении, произведениях драматургии и переводах остался открытым.
В США первые законы штатов об авторском праве появились еще до французской и американской революции. В Законе штата Массачусетс от 17 марта 1789 года указывалось, что «нет собственности, принадлежащей человеку более чем та, которая является результатом его умственного труда». Вскоре в США было признано необходимым принять федеральный закон об авторском праве. Конституция Соединенных Штатов предоставила Конгрессу право «поощрять развитие наук и ремёсел, обеспечивая на определённый срок авторам и изобретателям исключительное право на их произведения (writings) и открытия»[32].
По вопросу о появлении литературной собственности в Германии нет единого мнения. Ссылки на естественное право, относящиеся к 1690 году, требовали от каждого не трогать того, что ему не принадлежит. В XVIII веке появляется понятие «литературная собственность». Указ, изданный в Саксонии 27 февраля 1686 года, предоставляя авторам защиту от незаконного использования их работ, определённо признал право автора на охрану произведений, приобретённых у него издателем.
Прусское гражданское уложение 1794 года установило, что «если подданный короля получил право издания книги, никто не может нарушить авторские права на неё»[33]. Первый общегерманский закон был издан в 1837 году.
В Дании и Норвегии декрет, принятый в 1741 году и действовавший до 1814 года, предоставил авторам и их правопреемникам пожизненное право собственности на произведения. В Испании в 1762 году, в царствование Карла, был принят закон об авторском праве с указанием на то, что привилегия на издание книги будет предоставляться «только её автору».
В России первый закон об авторском праве относится к 1830 году. Он касался лишь литературных произведений. Музыкальные сочинения получили охрану в более поздних актах.
Международная охрана авторских прав берёт начало в первой половине XIX в. До этого международная практика не знала таких категорий, как интеллектуальная собственность, или сопоставимых с ней понятий: право собственности (а как следствие - и право на охрану таковой) могло распространяться лишь на конкретные овеществлённые произведения искусства (картины, скульптуры и т.п.). В то же время, как следует из самого определения произведения, оно - благо нематериальное: «Произведение как реально существующее явление окружающего нас мира выступает как комплекс идей и образов, получивших своё объективное выражение в готовом труде»[34], «индивидуальное и неповторимое отражение объективной действительности»[35]; «произведение является результатом мыслительной деятельности человека, а человеческий мозг может производить только нематериальные объекты»[36]- следовательно, отождествлять произведение и его материальное овеществление было принципиально неверно. Международно-правовое признание произведений литературы, науки и искусства в качестве самостоятельных объектов охраны имело свою историческую обусловленность, и преобладал здесь экономический фактор: широкое внедрение университетов, открытие большого количества публичных библиотек, дальнейшее развитие книжной торговли, расширение циркуляции книг, повсеместное изучение иностранных языков, возможность свободного передвижения внутри Европы -всё это создало новые условия для издательского дела, а произведения интеллектуального труда стали сами по себе отвечать практически всем признакам товара.