Налогообложение юридических лиц, входящих в корпорацию, осуществляется по месту их нахождения в соответствии с законодательством государства – места пребывания. Право собственности корпорации и других юридических лиц, входящих в ее состав, на прибыль и произведенную продукцию определяется законодательством сторон, юридические лица которых входят в корпорацию, или на основании отдельного межправительственного соглашения.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 июня 1999 г. «О финансово-промышленных группах»1 финансово-промышленная группа (ФПГ), как вид транснациональной корпорации, в Беларуси не является юридическим лицом (в силу приоритета данного закона над международными договорами Республики Беларусь).
Транснациональная ФПГ – финансово-промышленная группа, среди участников которой имеются юридические лица – резиденты и нерезиденты Республики Беларусь. Транснациональная ФПГ, созданная на основе межправительственного соглашения, становится межгосударственной. Участники ФПГ для координации своей хозяйственной деятельности и ведения дел учреждают центральную компанию, являющуюся юридическим лицом, либо с согласия всех участников ФПГ наделяют полномочиями по координации их хозяйственной деятельности и ведению дел ФПГ одного из участников этой ФПГ (далее – головное предприятие). В этом случае головное предприятие, кроме своей деятельности как субъекта хозяйствования, обладает полномочиями центральной компании. Участие юридического лица более чем в одной ФПГ не допускается.
Специфическим видом транснациональных корпораций являются оффшорные компании, в массовом масштабе создаваемые в специальных оффшорных зонах. Оффшорная зона – это страна или территория, национальное законодательство которой предусматривает возможность регистрации юридических лиц, занимающихся международным бизнесом, и предоставление им льготного режима налогообложения. Оффшорные зоны образуются с целью привлечения иностранных инвестиций и создания рабочих мест для собственного населения. Кроме того, в государстве регистрации оффшорные компании уплачивают регистрационный сбор и ежегодные пошлины (3–5 % от прибыли), что составляет основную часть государственного бюджета.
В системе международных отношений основное место занимает государство. В силу своей властной природы оно является главным субъектом международного публичного права, которое определяет его статус, права и обязанности. Но государство может быть и субъектом частноправовых отношений. Чаще всего в таких случаях речь идет о международных коммерческих или инвестиционных отношениях. Например, государство арендует или покупает участок земли в иностранном государстве, фрахтует иностранное судно для перевозки своих грузов, выступает в качестве наследника и т. д.
В соответствии со ст. 124 ГК Республика Беларусь и административно-территориальные единицы участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на условиях, равных с иными участниками этих отношений – физическими и юридическими лицами. Из этого следует, что:
1) государство может являться субъектом гражданско-правовых отношений;
2) государство не пользуется никакими преимуществами и имеет те же права и обязанности, что и другие субъекты гражданско-правовых отношений;
3) к государству как субъекту гражданско-правовых отношений применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в этих отношениях (п. 2 ст. 124).
Ряд специалистов выдвигают теорию «расщепления государства» на два лица в зависимости от того, в какого рода отношениях оно участвует. В соответствии с этой концепцией государство, действующее в силу и на основании своего суверенитета, будет представлять собой «субъект властвования», а если государство вступает в отношения невластного характера (например, совершает гражданско-правовую сделку), то оно должно идентифицироваться как юридическое лицо. Вместе с тем государство, являясь субъектом МЧП, остается суверенным образованием. Суверенитет является неотъемлемым свойством каждого государства, и ни одно государство не может осуществлять свою власть в отношении другого государства. Поэтому государство, участвуя в международных частноправовых отношениях, не может, в отличие от других субъектов МЧП, автоматически подвергаться действию иностранного права, поскольку это означало бы ограничение его суверенитета. Такая относительная независимость государства от действия иностранного закона называется юрисдикционным иммунитетом.
Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов: 1) судебный иммунитет; 2) иммунитет от применения мер по предварительному обеспечению иска; 3) иммунитет от принудительного исполнения судебного решения; 4) иммунитет собственности государства; 5) иммунитет сделок государства.
Судебный иммунитет означает неподсудность одного государства судам другого. Государство не может выступать в качестве ответчика в судебных органах другого государства. Такая ситуация возможна лишь при наличии явно выраженного согласия государства, сделанного его компетентным органом в форме, предусмотренной соответствующим национальным нормативным правовым актом.
Иммунитет от применения мер по предварительному обеспечению иска означает, что суд, рассматривающий частноправовой спор с участием иностранного государства, не вправе применять любые меры по предварительному обеспечению иска, т. к. такие меры носят принудительный характер.
Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения означает, что в отношении государства и его собственности не могут быть приняты какие-либо принудительные меры по исполнению иностранного судебного (арбитражного) решения любыми органами этого и любого другого иностранного государства. Даже если государство добровольно приняло участие в иностранном судебном процессе, решение может быть выполнено им только добровольно.
Иммунитет собственности государства предполагает, что в отношении собственности одного государства не могут быть применены меры административного и иного насильственного характера со стороны другого. Поскольку не всегда вопрос об иммунитете имущества государства возникает в связи с рассмотрением какого-либо иска в суде, это пред- определяет выделение вопросов собственности в качестве самостоятельного элемента содержания иммунитета.
Иммунитет сделок государства. Поскольку государство в силу иммунитета свободно от принудительных мер по осуществлению иностранных законов, административных распоряжений и пр., то из этого следует, что частноправовые отношения международного характера с участием государства – в частности, сделки, заключаемые государством с иностранными физическими и юридическими лицами – должны регулироваться правом этого государства, если только сами стороны не договорятся о применении иностранного права.
Абсолютный иммунитет означает право государства пользоваться иммунитетом в полном объеме, всеми его элементами. Он распространяется на любую деятельность государства и любую его собственность. Единственное ограничение иммунитета государства возможно только при условии прямо выраженного его согласия. Государства, исходящие из абсолютного иммунитета, защищают дополнительно свои права либо условием взаимности, либо возможностью применения реторсий. Возможность принятия реторсий предусматривается в ст. 559 ГПК Республики Беларусь: «В случаях, когда Республике Беларусь, ее имуществу или ее представителям не обеспечивается в иностранном государстве такая же судебная неприкосновенность, которая согласно настоящему Кодексу обеспечивается этому иностранному государству, его имуществу и представителям в Республике Беларусь, Правительством Республики Беларусь или иным управомоченным органом Республики Беларусь может быть предписано в отношении этого государства, его имущества или представителя применение ответных мер».
Функциональный иммунитет основан на принципиальном разграничении функций государства на два вида: публично-правовую и частноправовую. Если государство действует как суверен, то есть выступает как носитель суверенной власти, то оно всегда пользуется иммунитетом, в том числе и в частноправовой сфере. Если государство выступает в качестве частного лица, занимается коммерческой деятельностью, то тогда государство иммунитетом не обладает. В качестве примера такого иммунитета можно привести Закон США об иммунитетах иностранных государств (1976). В соответствии с этим законом иммунитет за иностранным государством не признается в случаях: 1) когда основанием для иска служит коммерческая деятельность, осуществляемая иностранным государством в США; 2) когда основанием для иска служит действие, совершенное за пределами США в связи с коммерческой деятельностью иностранного государства, если это действие имеет прямые последствия для США; 3) когда объектом является имущество иностранного государства, используемое им для коммерческой деятельности и находящееся в США.
Ограниченный иммунитет в отличие от функционального, который ограничивает иммунитет на основе общего принципа (критерия) – деления деятельности государства на суверенно-властную и частную – не использует никаких формальных критериев, а формулирует перечень конкретных случаев, когда государство не пользуется иммунитетом. В качестве примера можно привести Европейскую конвенцию (1972) об иммунитете государств: исключения из иммунитета касаются тех случаев, когда, в частности, государство: