Международное научно-техническое сотрудничество немыслимо без осуществления прав на товарные знаки, знаки обслуживания и наименований мест происхождения товаров. Они являются средствами индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции, работ и услуг.
Ряд стран-участниц Парижской конвенции подписали в 1891 г. Мадридскую конвенцию о международной регистрации фабричных и товарных знаков (дополнена Протоколом 1989 года). Ее участниками является 31 государство, в том числе с 1976 г. в силу правопреемства Республика Беларусь. В соответствии с этой конвенцией в Международное бюро в Женеве подается заявка на товарный знак, который потом получает охрану во всех странах-участницах конвенции. Таким образом обеспечивается охрана товарного знака во всех странах-участницах без регистрации его в каждой из этих стран. Единственное материальное правило, которое единообразно действует во всех странах, касается срока действия регистрации. Ст. 6 Мадридской конвенции предусматривает, что регистрация знака в Международном бюро производится сроком на двадцать лет с предоставлением возможности возобновления охраны.
12 июня 1973 г. в Вене в целях совершенствования международных отношений в области охраны знаков было подписано новое международное соглашение по вопросам товарных знаков – Венский договор о регистрации товарных знаков.
В 1999 г. ВОИС создал Центр по арбитражу и посредничеству в области доменных имен. Этот центр был образован специально для разрешения споров, возникающих в связи со злонамеренной регистрацией доменных имен, идентичных или схожих до степени смешения с зарегистрированными или общеизвестными товарными знаками. Несмотря на то, что центр существует совсем недавно, им уже было рассмотрен несколько тысяч дел.
Примером региональной унификации в рамках СНГ по использованию и охране промышленной собственности может служить Евразийская патентная конвенция 1994 г., участниками которой являются 10 государств-участников СНГ, включая Республику Беларусь. В соответствии со ст. 6 Конвенции, Евразийское ведомство выдает евразийский патент на изобретение. Конвенция содержит материальные нормы о праве приоритета патентообладателя, содержании и объеме охраны его прав, принудительных лицензиях, действительности евразийского патента и сроке его действия (20 лет со дня подачи евразийской заявки.
С государствами СНГ на основе многосторонних и двусторонних соглашений может быть установлен иной, чем с другими государствами, порядок патентования изобретений (в частности, без применения требования о подаче заявок через патентных поверенных). В этих государствах может быть подтверждено действие ранее выданных охранных документов СССР на изобретения.
С целью принятия неотложных мер по созданию межгосударственной системы правовой промышленной собственности 12 марта 1993 г. было заключено Соглашение о мерах по охране промышленной собственности и созданию Межгосударственного совета по вопросам промышленной собственности.
Для семейного права, как ни для какой другой области правового регулирования, характерны весьма существенные различия между правовыми системами различных государств. Это объясняется тем, что на регулирование семейных отношений большое влияние оказывают национальные особенности и традиции. Регулирование этих отношений имеет вековую историю. На разработку правовых норм, особенно в области семейного права, оказывают влияние церковь, религиозные догматы. Этим объясняется и фактическое отсутствие в данных областях международной унификации материально-правовых норм, хотя попытки такого рода делались. Здесь безраздельно господствуют коллизионные нормы, но они лишь отсылают к праву отдельных государств. В последние годы возросло значение многосторонних и двусторонних договоров, содержащих коллизионные нормы в этих областях.
Основные коллизионно-правовые проблемы брака и семьи заключаются в следующем:
1. форма и условия заключения брака;
2. расовые и религиозные ограничения;
3. запреты на браки с иностранцами;
4. полигамия и моногамия;
5. однополые браки;
6. заключение брака по доверенности и через представителя и др.
Именно в сфере брачно-семейных отношений с иностранным элементом часто возникает необходимость решения предварительного коллизионного вопроса (например, вопроса о действительности брака для решения вопроса о судьбе ребенка в случае прекращения брака), применения оговорки о публичном порядке, множественности коллизионных привязок.
Выделяют следующие наиболее распространенные коллизионные привязки для установления применимого права:
7. закон места заключения брака;
8. личный закон обоих супругов;
9. закон страны постоянного проживания ребенка;
10. личный закон усыновителя;
11. закон суда;
12. закон страны совместного проживания супругов;
13. личный закон ребенка;
14. закон места нахождения семейной собственности.
Соответственно требованиям, предъявляемым к формам брака, государства мира можно разделить на следующие группы:
1. страны, где официально признается только брак, зарегистрированный в государственных органах (Германия, Бельгия, Франция, Нидерланды, Республика Беларусь, Россия, Латвия, Литва, Эстония и др.);
2. страны, где признаются и гражданские, и церковные браки: право выбора между ними принадлежит вступающим в брак (Италия, Испания, Бразилия, Аргентина, некоторые другие латиноамериканские страны): в случае заключения церковного брака обязательным является последующее уведомление государственных органов о состоявшейся церемонии бракосочетания);
3. страны, где заключение брака возможно лишь в церковной форме (Израиль, Греция, Кипр, отдельные штаты США и др.).
В некоторых странах имеются ограничения для женщин, вступающих в брак: они могут вступать в брак только по истечении определенного периода времени после развода или смерти мужа («траурный срок»), в других странах такие ограничения не установлены.
Так, в соответствии со ст.733 японского ГК женщина не вправе вступить вторично в брак до истечения 6 месяцев с даты расторжения или признания недействительным предшествующего брака.
Имеются страны, в которых установлены ограничения или особые условия вступления в брак их граждан с иностранцами.
Так, в Дании браки с иностранцами разрешены только в том случае, если лицо, вступающее в брак, старше 24 лет; иностранка может выйти замуж за датского гражданина при условии, что он имеет достаточную жилплощадь в Дании, постоянные доходы и способен предоставить банковскую гарантию на 7000 евро.
В Туркмении установлены следующие правила: наличие собственности на недвижимость или квартиру; требование о взносе иностранцем определенной страховой суммы, которая должна быть выплачена туркменской гражданке или на содержание детей в случае расторжения брака.
Имеются и такие государства, которые вообще не допускают заключения браков с иностранцами.[3]
Для семейного права ряда государств характерно главенство мужа: во многих странах до сих пор сохраняется неравноправное положение мужа и жены в семье. Гражданские кодексы этих государств установили так называемый брачный договор, который заключается до брака и закрепляет права (прежде всего мужа) на имущество жены.
Законодательство большинства государств исходит из принципа моногамии, однако в странах, относящихся к мусульманскому миру, характерной особенностью в области семейных отношений является полигамия (многоженство).
В отдельных странах Азии и Африки признается многоженство, сохраняются обычаи уплаты выкупа за невесту, установлен крайне низкий возраст для вступления женщины в брак.
Из приведенных примеров видно, что при различиях в семейном законодательстве в тех случаях, когда в брак вступают граждане различных государств, решение коллизионного вопроса приобретает большое значение. Коллизионные нормы семейного права стран отличаются большим разнообразием. Брачная правоспособность, т. е. само право вступать в брак, отсутствие препятствий для вступления в брак, определяется в ряде государств личным законом каждого из супругов.
Брак, заключенный в одном государстве в соответствии с законом места его заключения, может быть не признан в другом государстве, что порождает «хромающие браки». Эта проблема порождена тем, что многие страны не признают форму и порядок заключения брака отличающиеся от их национальных установлений. Например, в Израиле «смешанные браки», заключенные за границей, признаются только в том случае, если имело место венчание в синагоге. В 1995 г. была принята Гаагская конвенция об урегулировании коллизий законов в области заключения брака. Однако этот документ в силу пока не вступил, и государства, не признающие заключенные за границей браки, к нему не присоединились.
В ряде государств признается институт обручения (помолвки), причем в отдельных странах определяется, какое право подлежит применению к помолвке и к последствиям нарушения помолвки (например, в Законе о международном частном праве Турции 1992 г. или в Законе о реформе международного частного права Италии 1995 г.).
Что же касается регулирования коллизионных вопросов, то в одних странах такие нормы включены в новые законы о международном частном праве, в других – в семейные или гражданские кодексы.
В современных условиях резкого увеличения миграции населения, расширения контактов между гражданами различных государств, число так называемых смешанных браков, под которыми понимают браки белорусских граждан с иностранцами, резко возросло. Увеличилось не только число таких браков, но и расширилась география происхождения лиц, желающих вступить в брак в Республике Беларусь с белорусскими гражданами.