Пребывая за границей, белорусские граждане находятся под защитой и покровительством Республики Беларусь. Граждане Республики Беларусь за рубежом могут проживать постоянно (эмигранты) или находиться там временно.
Правоспособность и дееспособность гражданина Республики Беларусь за рубежом по общему правилу определяются личным законом, т. е. законом Республики Беларусь.
Граждане Республики Беларусь за рубежом могут пользоваться всеми имущественными и личными неимущественными правами, предусмотренными иностранными законами, даже если эти права и неизвестны белорусскому законодательству. Следовательно, они вправе в случае необходимости пользоваться защитой этих прав со стороны местных органов страны пребывания.
Граждане Республики Беларусь за рубежом (как и другие иностранные граждане) не пользуются избирательным правом. Они также не могут быть избраны в представительные государственные органы, занимать определенные должности в стране пребывания.
В некоторых странах (Великобритания, Германия, Канада, США, Франция и др.) широкие полномочия в отношении иностранных граждан предоставлены местным властям. Так, согласно закону Великобритании об иммиграции, управление по вопросам занятости выдает иммигрантам разрешения на работу в определенной должности, в определенной форме и на определенный срок.
Законодательством ряда стран для иностранных граждан установлены ограничения в сфере трудовых прав. Например, во Франции в списке профессий, запрещенных для иностранцев или требующих специального разрешения, значится несколько десятков профессий. В частности, иностранец во Франции не может быть владельцем морского судна, редактором газеты или журнала, директором школы, аптекарем, адвокатом, занимать ряд должностей в судебной системе.
В Великобритании иммигранты из стран, не входящих в ЕС, не вправе менять свою работу без ведома и согласия управления по вопросам занятости. Они также (как и в Германии) не имеют права на создание своих профсоюзов, лишены некоторых других прав.
Защиту белорусских граждан в иностранном государстве обеспечивают представители дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь в соответствии с международными конвенциями и Консульским уставом Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 19.02.1996 г. (ред. от 12.06.2006 г.). Согласно ст. 1 Устава консульские учреждения Республики защищают за границей права и интересы Республики Беларусь, ее юридических лиц и граждан.
В случае если в стране пребывания отсутствуют дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь, защита прав и законных интересов белорусских граждан может по договоренности осуществляться соответствующими организациями других государств (в частности, консульскими учреждениями России).
Одним из основных субъектов международного частного права являются юридические лица. Их правовое положение определяется как внутренним правом отдельных государств и создаваемыми на его основе учредительными документами юридического лица, так и международными договорами.
Согласно ч. 1 ст. 44 ГК Республики Беларусь юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс.
В МЧП наиболее существенными для любого юридического лица являются следующие понятия:
1. Национальность юридического лица. В МЧП под национальностью юридического лица следует понимать его принадлежность к определенному государству.
2. Личный статут (закон). Статутом определяется внутренняя организация юридического лица, формы, сферы его деятельности и правоспособность, обязательный вклад учредителей и других участников, начальный капитал и его форма, права и обязанности учредителей и членов, состав и компетенция руководящих органов и т. д.
Важность категории личного статута обусловлена следующими обстоятельствами:
– именно он отвечает на главный вопрос – является ли данное лицо юридическим, т. е. обладает ли волей, относительно независимой от воли лиц, объединяющихся в нем;
– личный закон юридического лица указывает формы и порядок выступления юридического лица во внутреннем и внешнем хозяйственном обороте;
– содержание личного статута указывает, вправе ли юридическое лицо в своей деятельности выходить за рамки отечественной юрисдикции, и на каких условиях.
Вопрос о том, является ли то или иное объединение юридическим лицом или нет, решается, прежде всего, исходя из его национальности. Так, по праву США полное товарищество (partnership) не является юридическим лицом, а по законодательству Франции, Японии, Беларуси оно таким статусом обладает.
Существует несколько критериев для определения национальности и личного статута юридических лиц.
1. Критерий инкорпорации (учреждения, регистрации). Этот критерий свойственен странам, принадлежащим к англо-саксонской системе права (США, Британия и др.), а также России, Беларуси, Казахстану и др. Основное содержание теории и самого критерия инкорпорации (учреждения) сводится к тому, что компания (применительно к США – корпорация), принадлежит тому государству, в котором она учреждена в соответствии с его законодательством. Например, ст. 1111 ГК Республики Беларусь гласит: «Законом юридического лица считается право страны, где это юридическое лицо учреждено».
2. Критерий местонахождения (оседлости). Согласно этому критерию, личным статутом юридического лица является закон той страны, в которой находится его центр управления (совет директоров, правление, иные исполнительные или распорядительные органы). К числу государств, явно стоящих на позициях использования подобного критерия, относятся Франция, Испания, Бельгия, Люксембург, ФРГ, большинство других стран Европейского Союза, а также Украина, Польша и т. д.
3. Критерий основного места деятельности юридического лица (центра эксплуатации). Юридическое лицо в качестве личного закона имеет статут той страны, где оно проводит производственную (в широком смысле слова) деятельность. Данный критерий не получил широкого распространения из-за своего очевидного недостатка: компания может обладать несколькими эксплуатационными центрами с равным объемом совершаемых операций.
4. Критерий контроля – юридическое лицо имеет национальность того государства, с территории которого контролируется его деятельность (прежде всего посредством финансирования). (Вариант: юридическое имеет национальность того государства, где проживают (или имеют гражданство) учредители данного юридического лица) Теория контроля – это современный критерий определения национальности юридических лиц. Применение этой теории закреплено в современном международном праве (Вашингтонская конвенция 1965 г. о порядке разрешения инвестиционных споров, Договор 1994 г. к Энергетической хартии). Используется в качестве основного правила в праве развивающихся государств (Конго, Заир). В качестве субсидиарной коллизионной привязки применяется в праве США, Швеции, Франции.
Некоторые государства пошли по пути использования нескольких критериев. Так, например, ст. 18 Закона Венгрии о международном частном праве предусматривает три последовательно применяемые критерия определения национальности юридических лиц: а) инкорпорации; б) право страны местопребывания юридического лица в соответствии с его уставом; в) право страны местонахождения органов управления юридического лица. В ряде стран, например в США, для определения подсудности применяется критерий инкорпорации, а для целей налогообложения – места деятельности.
Отсутствие единых четких критериев определения национальности юридического лица, а также наличие несовпадающих коллизионных привязок в законодательстве различных стран, посвященных этому вопросу, обусловливает необходимость установления согласованных принципов определения национальности юридических лиц на межгосударственном уровне. Как правило, это происходит в рамках двусторонних договоров о защите иностранных инвестиций и торговых договорах. Так, Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Латвийской Республики о содействии осуществлению и защите инвестиций (1998) установлено, что под термином «компания» понимаются: в отношении Республики Беларусь: юридические лица, соответствующим образом созданные или учрежденные согласно действующему законодательству Республики Беларусь, а в отношении Латвийской Республики: корпорации, компании, ассоциации и другие образования, имеющие главный офис на территории Латвийской Республики и соответствующим образом созданные или учрежденные согласно законодательству Латвийской Республики1.
Гражданский Кодекс республики Беларусь (ст. 1113), законы и международные договоры, как правило, устанавливают, что иностранные юридические лица осуществляют в Республике Беларусь предпринимательскую и иную деятельность, регулируемую гражданским законодательством, в соответствии с правилами, установленными этим законодательством для такой деятельности юридических лиц Республики Беларусь, если законодательством Республики Беларусь для иностранных юридических лиц не предусмотрено иное, то есть предоставляют им национальный правовой режим.